Джняна-марга - путь знания - 1
Транскрипт 52
14 марта 1991 года
Роберт: Ом, шанти, покой. Добрый вечер. Я приветствую вас от всего сердца. Приятно быть с вами снова. Очень похвально, что вы пришли сюда сегодня вечером. В конце концов, вы бы могли смотреть телевизор, пойти на прогулку со своей девушкой или парнем, сходить на хорошее кино, напиться.
Ученик: Тогда, что я здесь делаю? (ученики смеются)
Р: Я не знаю. Спросите у себя. Но, это вы решили сюда прийти, и это кое-что значит, не для меня, а для вас. Это означает, что вы, в какой-то степени, устали от мира. Это значит, что вы осознаете, что такое мир на самом деле. Это не плохо и не хорошо. Это значит, что вы хотите пробудиться, что-то внутри подталкивает вас. Все, что вам нужно сделать, это успокоить свой шумный ум и позволить этому случиться. Вам не нужно проходить через все эти ритуалы, инициации и что-то еще. Вам просто нужно успокоить свой ум, и все остальное образуется само по себе.
Позвольте задать вопрос. Как вы думаете, какая разница между этим учением, джняна-маргой, и остальными йогами, молитвами, религиями и т.п.? Какая основная разница? Кто может сказать?
УДж: Джняна-марга не интересуется ничем, что имеет относительную природу, даже успокоением ума.
Р: В какой-то мере, это правда.
УГ: Нет объекта?
Р: Это также правда в каком-то плане, но есть более рациональное объяснение.
УФ: Нечего достигать. Нужно только осознать.
Р: Это тоже правда. На самом деле, я стремлюсь к такому ответу: в любом учении, кроме адвайты-веданты, есть личное «я». Подумайте об этом. Давайте возьмем хатха-йогу. «Я» учит позы, и эго расширяется. Потому что вы можете сказать: «Я могу стоять на голове и сворачивать свои стопы», и вы называете это каким-то словом на санскрите. (смеется) Но, вы все равно говорите: «Я могу это сделать». То есть, «я» раздувается.
УДж: Так тоже может быть, правда?
Р: Конечно.
УДж: Так может быть, это предрасположенность.
Р: Возьмите раджа-йогу, восьмеричный путь, это всё хорошо. Здесь нет ничего неправильного. Я не пытаюсь принизить это. Но, чтобы учиться яме, нияме, добродетелям должен быть кто-то. «Я» научилось, как стать добродетельным. Возьмите кундалини-йогу: «Я фокусируюсь на чакрах, на каждой чакре». Всегда есть «я», «я» и «я». Возьмите молитву: «Я молюсь Богу». Снова, в этом нет ничего неправильного, но адвайта называется прямым путем по той причине, что это единственное учение, которое исследует «я». Нас не интересуют последствия. Какими бы ни были последствия, мы понимаем, что за ними стоит «я». Мы осознаем, что, если мы найдем «я» и проследим его до источника, все остальное будет сметено, и мы станем свободными. Поэтому это называется «прямой путь».
И еще, какая разница между медитацией и джняна-маргой, потому что я подразумеваю, что большинство из вас понимает, что на этом пути не обязательно медитировать? Итак, какая основная разница между медитацией и этим путем?
УДж: Должен быть кто-то, кто медитирует.
Р: Правда, но это не тот ответ, который я ищу. В медитации всегда есть объект вашей медитации. И снова, «я» концентрируется на определенных словах, мантрах или чем-то еще. Поэтому вы не избавляетесь от «я». Вы концентрируетесь на чем-то еще, где вы исключаете все, кроме мантры и слов вашей медитации, будь это бог или что-нибудь.
В этом учении вы просто исследуете источник «я»: «Кто я? Откуда появилось «я»?» Даже, когда вы говорите: «Откуда появилось «я»?», некоторые из вас имеют в виду тело, не так ли? Вы думаете: «Откуда я появился как тело?» Но это не то, что мы имеем в виду. Нужно узнать, откуда появилось «я», а не откуда появились вы. Если вы найдете, откуда появилось «я», то осознаете, что «вы» не существуете. «Вы» никогда не существовали, и не будете существовать. Вот в чем смысл. Откуда появилось «я»? Когда вы привыкаете к такому типу мышления, каждый раз, используя слово «я», вы больше не будете иметь в виду свое тело.
Например, если вы простудились, то обычно говорите: «Я простудился». Теперь вы поймаете себя и рассмеетесь, потому что скажете: ««Я» простудилось». Звучит как неправильный английский: «Я простудилось. Это не имеет никакого отношения ко мне. Откуда появилось «я», которое простудилось?» Когда вы проследите за «я», оно приведет вас к источнику, поскольку нет «я» и нет простуды.
Вы можете широко использовать этот метод: «Я голодный». Поймайте себя и осознайте, что это «я» голодное. «Я» - не мое настоящее Я. «Я» голодное, однако, мое настоящее Я никогда не может быть голодным. Я устал, я в депрессии, я счастлив, я чувствую себя прекрасно, я чувствую себя чудесно. Это то же самое. Пока вы имеете в виду свое тело, то совершаете большую ошибку. Отсоедините себя от «я».
В действительности, есть только одно «Я», и это – Сознание. Когда вы отслеживаете личное «я» до источника, оно превращается во вселенское Я, которое есть Сознание. Начинайте ловить себя. Начинайте осознавать свою божественную природу. Вы сделаете это, пребывая в тишине. Самый быстрый путь к реализации – это пребывание в тишине. Однако, вы должны знать, почему вы молчите. Поэтому так нельзя говорить обычному человеку. Если у человека нет склонности к адвайте-веданте, ему нельзя говорить: «Будь в тишине». Поскольку, для таких людей, это означает просто молчать. Они не понимают, что это означает обратиться глубоко-глубоко внутрь себя, туда, где живет абсолютная Реальность. Это и есть тишина.
На самом деле, человеческое тело не может быть в тишине. Это нечто другое входит в тишину. Оно не имеет никакого отношения к вашей человечности. Возможно, только после многих лет медитаций в предыдущих жизнях, вы достаточно созреете, чтобы действительно познать, о чем этот путь. Когда я даю вам эти практики, это не для вас, как человеческого существа. Кажется, что вы можете пройти через это как человеческое существо, но я могу вас заверить, что ваша человечность не имеет к этому никакого отношения. Когда вы входите в тишину, то погружаетесь в глубокий покой, блаженство, Сознание, чистое Осознавание. Вот что такое тишина. Это не о том, чтобы молчать. Это гораздо выше. Это не просто успокоение вашего ума, как я все время говорю. Это понимание, что нет ума, чтобы он был спокойным. Когда вы осознаете, что ума нет, то автоматически оказываетесь в тишине. Когда вы все еще думаете, что у вас есть ум, то делаете все усилия, чтобы успокоить его, но у вас не получается.
Сколько из вас считает, что можно успокоить ум с помощью усилия? Этого нельзя сделать. Не усилие делает ваш ум спокойным, а осмысленное понимание, что, в первую очередь, у вас нет ума. Потом вы просто пребываете в недвижимости, и все образуется само по себе. Если вам нужно медитировать, пожалуйста, медитируйте. Этот путь никогда не противопоставляет какие-то другие методы, поскольку все они, в конце концов, ведут к пробуждению. Вы должны делать то, что не можете не делать. Но для тех, кто может понять, о чем я говорю, и кто осознает, что имеет дело с не-умом, не-телом, не-миром, не-вселенной, не-богом, пробуждение приходит мгновенно, потому что нет никого, кто бы спал. Вы понимаете это?
Если вы думаете, что должны что-то преодолеть, если вы собираетесь поверить, что должны работать над собой, совершать какие-то усилия, то это будет трудно. В конце концов, кто совершает усилия? Эго, которое рассказывает вам все эти вещи, которые вы должны преодолеть. Вы думаете, что должны преодолеть все ваши плохие привычки, прошлую карму, самскары. Все это ложь.
Я понимаю, что иногда говорю такие слова, и это звучит, как противоречие, но я делюсь с вами высшей истиной. Нет самскар, чтобы их преодолевать, потому что их никогда и не было. Нет кармы, чтобы ее преодолевать, потому что она не существует. Но те, кто являются незрелыми учениками, должны работать над чем-то, поэтому мы им объясняем, что карма есть, самскары есть, есть скрытые склонности, за которые вы держитесь, и вы должны их превзойти. Однако, я сознательно лгу. Но ученикам действительно нужно услышать это на определенном этапе, иначе они не смогут работать с чем-то другим.
Но, истина в том, что вам нечего преодолевать. Подумайте об этом. Если бы у вас было что-то, что нужно преодолеть, вы бы никогда не преодолели это, поскольку это природа ума – играть с вами в игры. Как только вы преодолеваете одно, возникает другое, и вам приходится преодолевать и это. Когда вы преодолеваете другое, возникает третье. Скажем, у вас есть привычка выпивать, и вы говорите: «Я должен справиться с этим». Вы можете с этим справиться. Это ведет к взрывному характеру. Потом вам нужно будет справляться с взрывным характером. Это приводит к тому, что вы начинаете лгать. Тогда вам нужно преодолеть то, что вы говорите неправду. Это никогда не закончится, пока вы не осознаете, что у «я» нет ничего, чтобы преодолевать.
Здесь вы начинаете работать над «я» и, в конце концов, осознаете, что это личное «я» порождало проблемы. Это происходит на продвинутом этапе, но это тоже ложь, поскольку личное «я» никогда не существовало. Но вы этого не знаете. Потому что думаете, что личное «я» существует, и вы должны использовать самоисследование, которое приведет вас туда, где вы осознаете, что личное «я» не существует. Оно никогда не существовало, и никогда не будет существовать.
Однако, было бы чудесно, если бы вы просто могли сесть и осознать все это за долю секунды и стать свободными. Мы не позволяем этому произойти по нескольким причинам. Мы хотим поиграть в игру преодоления. Поэтому мы говорим: «Я должен работать над собой. Я должен практиковать. Я должен медитировать. Я должен быть наедине. Я должен делать то и это». Но, сегодня вечером я говорю вам, что ничего не нужно делать. Вы просто должны осознать то, что я говорю, и пробудиться, вот и все.
И опять, кто должен пробудиться? Все это набор лжи, но я использую слова. Как может пробудиться истинное Я? Истинное Я никогда не засыпало. Вы не осознаете, кто вы есть. Вы - не смертный человек. Нет слов, чтобы выразить, кто вы есть. Вы должны обнаружить. Поэтому вы практикуете. Но, пока вы практикуете свою садхану, удерживайте где-то на заднем фоне, что, на самом деле, нет никого, кто практикует. В конце концов, кто выполняет практику? Ваши тело и ум. Если вы только вспомните, что нет тела или ума, тогда никого нет, чтобы практиковать. Пока вы практикуете, не забывайте об этом. (смеется)
Я знаю, что сегодня вечером вы уйдете и скажете: «Ну, и что я буду делать теперь?» (ученики смеются)
Посмотрите на это таким образом. Пока вы ощущаете телесное сознание, пока ваш, так называемый, ум имеет силу заставлять вас чувствовать себя так и эдак, до тех пор вы должны выполнять какую-то практику. Иначе ваши тело-ум будут вас контролировать. Высшая практика – это атма-вичара, самоисследование. Сегодня вечером я говорю с вами таким образом по той причине, что я чувствую, что все те, кто здесь присутствуют, прошли через многие пути, вы не новички, поэтому вы уже готовы к этому. Вы готовы услышать, что практики нет, Бога нет, просветления нет, прошлых жизней нет, вас нет, и вы свободны.
Люди, все равно, хотят знать, что остается, когда все уходит, что есть основа, причина, основополагающая причина всего существования? Должно быть что-то, что удерживает это все вместе. Кто так говорит? Нет ничего, чтобы удерживать вместе. Также не забывайте, что конечное не может постигнуть бесконечное. Когда я говорю, что нет ничего, что удерживает все вместе, я имею в виду, что нет такого, что можно описать словами.
Я использую такие слова, как «блаженство», «чистое Осознавание», «Сознание», «Сат-чит-ананда», «Парабрахман»… «Парабрахман» - это очень сильно, потому что это означает за пределами Брахмана. Что может быть выше Брахмана? Тишина. Нет Парабрахмана, поскольку, когда вы об этом думаете, для вас это обозначает объект, например, место, где можно находиться, место, где находишься в тишине, это Парабрахман. Вы ошибаетесь. Нет места, нет тишины, и нет Парабрахмана. Тогда, что есть? Найдите. Вы сможете узнать это только сами, поскольку нет слов, чтобы это описать.
Вы должны примириться со своей жизнью. Для этого требуется честность. Вы не можете продолжать обманывать себя. Посмотрите, как вы бегаете повсюду, от одного дела к другому. Вы идете туда, вы идете сюда. Вы всегда ищете, всегда стремитесь, всегда жаждете, чего? Некоторые из вас думают, что найдут учителя где-то высоко на небе, и вы так и будете искать этого учителя, пока не найдете. Такого учителя не существует. Когда вы наконец-то успокаиваетесь и начинаете чаще обращаться к тишине, ваш учитель предстанет перед вами. И вы обнаружите, что это не кто иной, как вы сами.
Тогда вы можете задать вопрос: «Люди, что я здесь делаю?» Я - ваше истинное Я. Я могу видеть это очень ясно. Нет разницы между вами и мной. Когда вы чувствуете, что вы в депрессии, когда вы злитесь, когда вам не по себе, это Я чувствую. Когда вы счастливы, когда вы просветлены, когда вы чувствуете себя чудесно, это тоже Я чувствую. Все это есть истинное Я, и я есть То.
Некоторые из вас все равно думают, что я говорю о Роберте. Роберт не имеет к этому никакого отношения. Я говорю о вездесущности. Я говорю о ничто. И я считаю, что продолжать говорить – это пустая трата времени.
(тишина)