Л. Т. Раевская, А. Л. Карякин

Л. Т. Раевская, А. Л. Карякин

Научно-исследовательская работа студентов и оформление отчетов по НИР

учебно-методические указания

по выполнению научно-исследовательской работы и оформлению отчетов по дисциплине «Научно-исследовательская работа», для студентов заочной формы обучения по специальности 21.05.04 Горное дело специализации «Электрификация и автоматизация горного производства»

Екатеринбург, 2017

Р е ц е н з е н т:

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры электрификации горных предприятий (протокол № ) и рекомендованы для издания в УГГУ.

Раевская Л. Т., Карякин А. Л.

Научно-исследовательская работа студентов и оформление отчетов по НИР: методические указания / сост.: Л. Т. Раевская, А. Л. Карякин; Урал. гос. горный ун-т. – Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2017 – 100 с.

Методические указания соответствуют дисциплине «Научно-исследовательская работа» для инженеров. Методические указания содержат краткие теоретические сведения по основным разделам дисциплины. Методические указания могут быть использованы для выполнения научно-исследовательской работы и оформлению отчета по данной дисциплине.

Предназначены для обучающихся направления базового высшего образования 21.05.04 Горное дело, специализации «Электрификация и автоматизация горного производства».

© Раевская Л. Т., Карякин А. Л.

© Уральский государственный

горный университет, 2017

Содержание

Введение
1.Этапы выполнения научно-исследовательской работы. Тема. Цель и задачи. Актуальность. Новизна
2.Основные требования к составлению плана и написанию введения
3.Требования к написанию основной части работы
4.Требования к написанию заключения, оформлению списка литературы и приложений
5.Работа с источниками информации
6.Общая характеристика и методика выполнения экспериментальных НИР
7.Оформление работы
8.Задание по оформлению отчета по НИР

Введение

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее результатов.

Термин наука применяется также и для обозначения отдельной области знаний. Основная цель науки – познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества. Научное исследование – это форма существования и развития науки.

Основное содержание дисциплины «Научно-исследовательская работа» (НИР) составляют методы организации НИР, выбора темы исследования, постановка цели и обоснование задач, планирования экспериментального и теоретического исследований, рекомендации по работе с источниками информации, написание отчета по НИР. Методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях, формированию умений решать научные задачи, а также для овладения студентами навыков самостоятельного применения этих знаний.

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны

уметь:

- организовать научно-исследовательскую работу;

- разрабатывать план и и программу поэтапного исследования.

знать:

- правила составления библиографического списка, методы планирования НИР

- иметь навыки:

- составления отчета по НИР.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления базового высшего образования 21.05.04 – Горное дело, специализации «Электрификация и автоматизация горного производства».

Этапы выполнения научно-исследовательской работы. Тема.

Цель и задачи. Актуальность. Новизна

Другие критерии эффективности темы НИР и ее комплексная

Оценка

Тема должна быть экономически эффективной и иметь практическую значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве. Это одно из важнейших требований.

На стадии выбора темы исследований ожидаемый экономический эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда экономический эффект на начальной стадии установить вообще нельзя. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности можно использовать аналоги (близкие по названию и разработке темы).

При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию практической значимости. Значимость как главный критерий темы имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных и производственных отношений и др.

Важной характеристикой темы является ее осуществимость или внедряемость.При разработке темы следует оценить возможность ее окончания в плановый срок и внедрения в производственных условиях заказчика. Если это нельзя осуществить в сроки, которые устраивают заказчика, то заведомо планируют разработку бросовых, неэффективных тем.

Обосновывая тему, научный работник должен хорошо знать производство и его запросы на данном этапе.

Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной и смежных специальностей. Существенно упрощается методика выбора тем в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему. В таких коллективах научные исследования выполняют не одиночки, а группы, специализирующиеся на разработке тем или вопросов. Здесь начинающий работник, как правило, получает тему, которая была обоснована ранее. Вероятность получения неактуальной, неновой, неэффективной темы исключена.

Все это создает благоприятные условия для участия студентов в научно-исследовательской работе. Выбор тем для студенческой работы не представляет какой-либо сложности.

После ознакомления с темой научный работник делает доклад руководителю и коллективу, в котором обосновывает постановку вопроса и его состояние на момент получения темы. Эффективно на этом этапе подготовить несколько рефератов, провести поисковый эксперимент, консультации с работниками НИИ и производства. Это позволит шире и глубже представить научно- исследовательскую тему.

При составлении общей программы исследований необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны некоторые изменения в тематике. Определенная роль в этом принадлежит заказчику, который в зависимости от складывающейся производственной обстановки вносит коррективы, выдвигая на первое место первоочередные темы.

Приведенные выше требования (критерии), предъявляемые к выбору тем, позволяют всесторонне оценить и установить пригодность их для данной научно-исследовательской организации.

Однако в период бурной научно-технической революции в процессе разработки тем, особенно долгосрочных, их актуальность и экономичность иногда могут изменяться в худшую сторону, а затраты на выполнение НИР − возрастать. Поэтому очень важным критерием при выборе тем является их перспективность, следовательно, стабильность. В данном случае одних субъективных методов оценки недостаточно. Первостепенное значение приобретают численные методы. Чтобы оценить перспективность тем, применяют два метода - математический и экспертных оценок.

Математический методоснован на использовании различных показателей, представляющих перспективность исследований. Наиболее часто в прикладных темах применяют показатель перспективности, в основе которого лежат экономические показатели: объем продукции в год, внедряемой после освоения данной темы, стоимость единицы продукции, вероятность внедрения научных разработок, продолжительность производственного внедрения, общие затраты на научное исследование и др.

2. Основные требования к составлению плана и написанию введения

В каждой научно-исследовательской работе (НИР) выделяются следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Введение (вводная часть). 4. Основное содержание работы, состоящее обычно из 2-х или 3-х глав. 5. Заключение. 6. Список литературы. 7. Приложения.

Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы квалификационной работы, определение актуальности темы, указание методологической и теоретической баз исследования, формулировку объекта и предмета, цели и задач исследования, выдвигаемой гипотезы (или нескольких гипотез), описание использованных при выполнении работы методов исследования. Здесь же характеризуется состояние проблемы (на основе критического анализа литературы и изучения практики). Оно должно давать общую характеристику выполненной работы. Актуальность темы определяет важность выбранной темы для теории и практики социальной работы.

Разработанность темы показывается на основе информационно-аналитического обзора нормативно-правовой базы, научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной отрасли работы с соответствующим выводом по выбранной теме исследования.

Объект исследования —процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Выделение объекта осуществляется на основе анализа избранной исследователем проблемы. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.Именно предмет исследования определяет тему работы. На него направлено основное внимание, он включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Предмет устанавливает познавательные границы исследования, так как один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования.

Цель исследования определяется его темой, исходя из нее формулируются задачи исследования. Их, как правило, бывает 3—5. При этом используются такие формулировки, как: изучить, описать, установить, выявить и т.д. Как правило, задачи исследования находят отражение в плане работы. Во введении формулируется гипотеза.

Гипотеза — это научное предположение, допущение, истинность которого не очевидна, поэтому ее необходимо проверять и отстаивать в ходе научно-теоретического или экспериментального поиска. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется в соответствии с тем, что автор исследования в ходе научно-теоретического или экспериментального поиска выявляет новые пути и средства достижения намеченной цели. Выделяются два типа гипотез: описательные, в которых описываются причины и возможные следствия; объяснительные, в которых дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий будет данное следствие.

Новизна. Во введении также необходимо показать то новое, что вносится автором в изучение и решение данной проблемы, а также практическую значимость работы. Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предлагаются автором в практику социальной работы; в основу ложатся итоги прохождения учебных и производственных практик. Здесь же кратко излагаются формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов, выводов в публикациях и выступлениях, непосредственной практической работе (апробация материалов). Если исследование проводилось на производстве, рекомендуется указать базовое учреждение, где данные исследование осуществлялось.

Требования к написанию основной части работы

Квалификационная работа должна характеризоваться самостоятельностью. Не допускается механическое переписывание текста из учебников и других источников, использование устаревших нормативных актов, статистических и фактических данных. В основной части квалификационной работы (2—3 главы) излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы и описываются проведенное студентом исследование, полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения. В конце каждой главы формулируются краткие итоги и выводы. В тексте следует помещать самый необходимый графический и иллюстративный материал, не перегружая им основную часть работы и вынося его по возможности в приложение. Количество глав, их содержание определяются студентом совместно с научным руководством при обязательном соблюдении определенных требований.

Глава 1,как правило, посвящена теоретическим проблемам. В ней исследуются теория и история вопроса. Каждая глава раскрывает тот или иной аспект заявленной темы и должна завершаться обобщающими выводами. Эта часть квалификационной работы выполняется по материалам, собранным на этапе информационного поиска. При ее написании важно соблюдение определенных положений: а) принцип дедукции "от общего к частному". Необходимо показать, частью какого общего проблемного поля является исследуемая проблема, в силу каких соображений студент придерживается той или иной модели исследования. б) принцип соразмерности. Если предпринимаются попытки проанализировать несколько подходов в обсуждении предмета теоретического исследования, то эти подходы по объему должны быть соизмеримы. в) принцип соблюдения авторства. Необходимо четко разграничить концепции авторов и собственные мнения, оценки, выводы, возражения студента. Любой факт собственного понимания студента должен быть специально оговорен ("как мы понимаем", "по нашему мнению" и т.д.).

В главе 2 описываются проведение и итоги эксперимента: его методы и методики, анализируются полученные данные. При описании методики или техники исследования всегда нужно делать ссылки на первоисточники — где и когда была предложена методика или техника, где она изложена достаточно подробно, кем была апробирована или адаптирована. Можно подробно не описывать те методики, которые общепризнаны в научном мире. При этом обязательны следующие составляющие:

1. Стратегия построения эксперимента и его план.

2. Процедура проведения эксперимента. В этой части излагается ход эксперимента, его этапы.

3. Обработка результатов. Для лучшей демонстрации полученных данных нужно использовать таблицы, графики, гистограммы, круговые диаграммы и т.д.

4. Требования к написанию заключения, оформлению списка литературы и приложений

В заключении подводятся итоги, делаются выводы по всей работе, определяется: достигнута ли цель и задачи, подтвердилась ли гипотеза исследования, соответствуют ли полученные экспериментальные данные теоретической части, показывается, как могут быть практически использованы положения данной работы, показываются возможности изменения сложившейся практики выполнения какой-либо работы, внедрения результатов работы , дальнейшие перспективы работы над темой. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения, основной части работы и выводы, сделанные по главам. Выводы и рекомендации, содержащиеся в заключении, должны быть четкими и однозначными.

После заключения идет список литературы. Очень важно, чтобы этот список был составлен грамотно. Для студента, который составлял библиографические карточки и вел свой персональный каталог, эта работа не будет затруднительна. Список включает перечень официальных документов, литературу и ссылки на публикации в периодической печати. Например, для выпускной квалификационной работы количество источников должно быть не менее 50. Рекомендуется составлять список с единой нумерацией, по которой приводятся соответствующие ссылки при оформлении цитат. Например, (8, с.50), где первая цифра указывает на порядковый номер источника, вторая позиция — на страницу цитируемого источника.

Оформление работы

7.1. Язык и стиль научно-исследовательской работы студентов

В целях грамотного описания научно-исследовательского материала предъявляются требования не только к содержанию и результатам курсовой и выпускной квалификационной работ, но и к их литературному и внешнему оформлению. Работа должна быть написана логически последовательно, грамотным, научным языком. Следует обратить внимание на отработку каждого предложения, выбор необходимых формулировок, которые наиболее просто и четко, кратко и доступно выражали бы содержание излагаемых вопросов. Курсовая и выпускная квалификационная работы должны быть написаны в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер; строгий отбор языковых средств; тяготение к нормированной речи. Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией разных областей научного знания, различных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Видимо, это объясняет тот факт, что студенты в научно-исследовательских работах часто используют художественные средства языка. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. Стиль работы определяется целями научного исследования: по возможности точно и полно объяснить факты какой-либо действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями,

выявить закономерности и т.д.

Стиль научной работы характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15—20% всей лексики, использованной в работе. Большую роль в стиле научно-исследовательских работ играет абстрактная лексика (фактор, развитие, параметр, длительность, течение и др.). В построении предложений следует отметить тенденцию к сложным синтаксическим конструкциям. Такие структуры представляют собой удобную форму выражения сложной системы научных понятий, установления взаимоотношений между ними, таких, как понятия "родовые" и "видовые", причина и следствие, доказательства и выводы и т.д. Для этой цели часто строятся предложения с однородными членами и обобщающим словом. В сложных предложениях, используемых в научно-исследовательских, курсовых и выпускных квалификационных работах, часто встречаются составные подчинительные союзы (благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, несмотря на то что, в то время как, между тем, как, тогда, как и др.), позволяющие более точно выявить отношения между рассматриваемыми явлениями.

При анализе и разработке различных классификаций в тексте уместно употреблять соответствующие языковые средства (могут быть выделены следующие типы, отмечается ряд особенностей, рассмотрим подходы к классификации, в литературе описаны следующие разновидности, целесообразно различать, с учетом сказанного выделим, в основу классификации ложатся, попытаемся выделить основные признаки, будем различать разные виды, различают следующие варианты, изложим выделенные нами направления). Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь (поэтому, при этом, сначала, затем, следовательно, на основе этого, это предполагает, в целом такими показателями являются, в связи со сказанным, с учетом этого, вместе с тем, наряду с, причем, и вот, кстати, это свидетельствует и др.). Средствами связи частей текста служат также вводные слова и сочетания слов, а также клише (во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны, с другой стороны, одним из, прежде всего, в одних исследованиях отмечается, в других работах описывается, следующим вопросом для рассмотрения будет, на основе описанного мы обратились, соответственно будем считать, одновременно можно оценить, перейдем к более подробному обсуждению и др.), устанавливающие последовательность изложения. При необходимости обращения внимания на определенные моменты в научно-исследовательской работе следует употреблять соответствующие конструкции языка (прежде всего необходимо подчеркнуть, уточним содержание близких понятий, специалисты подчеркивают, охарактеризуем подробнее, остановимся несколько подробнее, ключевым моментом является, важным является, мы стремимся подчеркнуть, назовем основные подходы, остановимся более подробно, оригинальный подход к проблеме принадлежит). При формулировании актуальности рассматриваемой проблемы в работе описываются научные подходы в рассмотрении проблемы и значимость исследования для практической деятельности (предложения могут начинаться так: обратимся к актуальным вопросам, в последние годы правомерно усилился интерес). При помещении в работу авторских разработок можно начинать предложение соответствующими словами (возможно, видимо, представляется целесообразным, видится необходимым, попытаемся представить процесс, приведем разработанные нами, мы наметили, попытаемся определить, анализ предполагает следующие выводы, нам видится уместным говорить, нами выделен ряд особенностей, в результате анализа эмпирических данных выделим). В квалификационной работе не рекомендуется вести изложение от первого лица: "Я наблюдал", "Я считаю". Допускаются обороты с сохранением первого липа множественного числа, в которых исключается местоимение "мы", т.е. "наблюдаем", "имеем", "устанавливаем". Предпочтительнее писать "по мнению автора квалификационной работы..." Научные работы характеризуются тем, что многие предположения и утверждения описываются со ссылкой на изученную литературу (в доступной нам литературе отмечается, различают, можно выделить, авторы различают, в трудах ученых, самым распространенным критерием является, установлено, общепринятой точкой зрения является, авторами изложена точка зрения, считается, исследователи выявили показатели, интересно проследить, приведем созвучные положения в научной литературе, где высказывается ряд соображений, описан и разработан подход, в ряде научных (социально-педагогических, социально-психологических) работ, в ходе изучения справочной литературы выявлено). При подведении итога главы, параграфа целесообразно использовать слова и сочетания клише (в заключение этого раздела (главы, параграфа), указанное выше позволяет сделать вывод, ранее описаны подходы, итак, таким образом, учитывая вышесказанное, подводя итог обсуждению, как отмечалось ранее, изложенный подход дает возможность сделать вывод, иными словами, подчеркнем еще раз, в заключение).

Оформление работы

На титульном листе работы сообщаются все основные сведения о ней: университет, кафедра, где она выполнялась, учебная дисциплина, тема, автор, научный руководитель, место и год написания. Титульный лист выполняется в одном цвете и не обводится рамками. На следующем после титульного, первом, листе, пишется содержание. Введение, заключение и каждая глава начинаются с новой страницы. Названия глав, а также слова "Введение" и "Заключение" пишутся в середине страницы с прописной буквы, точка в конце не ставится. Названия параграфов выделяются отдельными строками, новый параграф начинается с названия после окончания предыдущего (в отличие от глав). После заключения следует список литературы, после него — приложения, если они есть.

Страницы нумеруются, оставляются поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — по 20 мм.

Объем курсовой работы — не менее 30, квалификационной работы — 50—70 страниц.

Приложения

Приложения помещаются после списка литературы. Сюда входят таблицы, диаграммы, схемы, анкеты, протоколы экспериментов, т.е. те материалы, которые иллюстрируют положения работы, но не могут быть помещены в тексте ввиду своего объема. В тексте могут быть сделаны ссылки на приложение. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись "Приложение" с указанием только порядкового номера.

Оформление некоторых видов предоставления материала

Данные эмпирического исследования следует наглядно оформлять в виде таблиц, схем, диаграмм. Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Правила обозначения таблиц требуют: каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание; название таблицы помещают над ней; таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста; слово "Таблица" и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

8. Задание по оформлению отчета по НИР

Оформить отчет по научно-исследовательской работе. В отчета должны быть указаны:

1. Тема работы.

2. Актуальность, новизна, практическая значимость НИР.

3. Цели и задачи НИР.

4. Описать во введении объект и предмет исследования.

5. В основной части отметить методы исследования, теоретические и экспериментальные.

6. Результаты полученные в работе.

7. Выводы.

Л. Т. Раевская, А. Л. Карякин

Научно-исследовательская работа студентов и оформление отчетов по НИР

учебно-методические указания

по выполнению научно-исследовательской работы и оформлению отчетов по дисциплине «Научно-исследовательская работа», для студентов заочной формы обучения по специальности 21.05.04 Горное дело специализации «Электрификация и автоматизация горного производства»

Екатеринбург, 2017

Р е ц е н з е н т:

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры электрификации горных предприятий (протокол № ) и рекомендованы для издания в УГГУ.

Наши рекомендации