Восхождение от единичного акта к повторяющемуся процессу
Выше мы рассмотрели отдельное отвлечение от фактора времени. Здесь рассмотрим отдельное, как повторяющееся, воспроизводящееся отношение. Сам переход к этой стороне дела обусловлен переходом в форме движения отношения.
Отдельное отношение — не просто всякое, а повторяющееся во времени. Рассмотрение предмета с этой стороны предполагает, например, что не просто этот товар обменивается на этот, а товар этого рода постоянно (в известных хронологических рамках, образующих время существования предмета — товарных отношений) обменивается на товар другого рода. Так что отдельное и с этой стороны не есть единичное.
Абсолютная “единичность” есть явление, включающее сцепление связей, в том числе — случайностей. Это абстракция, фиксирующая “мгновение”. Но и “отдельное” есть продукт созерцания единичностей — абстракция. Объективный предмет — и то и другое. Рассмотрение единичностей, как отдельных и отдельных, как единичностей есть противоречивый процесс отражения. Посмотрим, какую форму он принимает в восхождении.
При рассмотрении товара эти две стороны отдельного — всякость и повторяемость — совпадают. “Т-Т”, — здесь процесс закончен. Рассмотрение повторяемости имеет место в другом процессе — выведении денег. Здесь различие этих сторон с одной стороны доходит до обособления, но именно потому они и не замечаются, как разные стороны одного процесса.
Потому рассмотрим лучше на примере движения капитала. Здесь движение представляет связь качественно или количественно различных предметов, потому из рассмотрения повторения выявляются новые стороны предмета.
Созерцанию движение капитала представляется как постоянно возобновляющийся процесс: Д-Т…П…Т’-Д’. Д-Т…П…Т’-Д’. Д-Т…П…Т’-Д’(точнее, Д-Д’. Д…Д’). Чтобы понять этот процесс в его возобновлении, мышление должно абстрагировать “единичный” акт движения, заключенный между повторяющимися пунктами: “Д…Д’”. Почему взяты именно эти пункты, зависит от других процессов — от фиксирования капитала в его внешней форме денег, дающих прирост денег (и других соображений, о которых здесь говорить не место).
“Д…Д’”, — не “этот” и в этом смысле единичный акт, а любой один акт, остающееся во времени, свойственное всякому. Здесь произведена уже масса абстракций: раз один, значит отвлекаемся от накопления, например.
Что выявляется при рассмотрении повторяющегося процесса?
а) Внутренние различия, представляющие результат сцепления и повторения различных процессов. Например, Д-Т…П…Т’-Д’. Д-Т…П…Т’-Д’. Т.е. процесс разъясняется как единство различных процессов, образующих целое.
б) Изменение формы проявления законов отдельного. Например, норма прибавочной стоимости — годовая норма ее.
в) Учет времени. Например, время производства и обращения.
г) Учет взаимодействия различных подразделений. Например, производства и обращения.
д) Учет пространственного и временного фактора и его влияние на непрерывность процесса. Например, необходимость капитала постоянно фиксироваться в разных точках пространства в одно и то же время и в одной и той же точке проходить его в разное время. Вытекающие отсюда последствия. Рассмотреть учет роста предмета в связи с повторением мы не имеем возможности. Укажет лишь то, что этот вопрос может иметь место лишь после объяснения внутренней необходимости роста, что предполагает рассмотрение массы связей целого, как например, — накопление капитала. Восхождение должно рассмотреть это в связи с взаимодействием отдельных в их связи в пространстве и времени. (Например, воспроизводство капитала).
Вообще же говоря, рассмотрение процесса в его повторении имеет смысл лишь тогда, когда его конечные пункты опосредованы промежуточными звеньями и в процессе повторения становятся сами промежуточными, преходящими моментами. Вытекающие отсюда различия и приводят к модификации законов, выявленных при отвлечении от повторения.
Надо сказать, что отвлечение от повторения вовсе не означает, что взят один этот акт, а означает лишь то, что отвлеклись от вытекающих из его повторений последствий, — т.е. взят любой акт или процесс в тех моментах, какие обнаруживаются при отвлечении от указанных моментов.
Восхождение к единичному
Единичное не просто как отличительное “это”, а в его внутренних связях и в данном их проявлении, образующем единичное, может быть понято лишь путем восхождения. А раз это — восхождение, оно, как бы полно и близко ни приближалось к единичности, должно постоянно учитывать общее, закономерное. Например, Ленин в “Развитии капитализма в России” восходит к единичному — к развитию капитализма в условиях России. Но внутри этого примера Ленин прослеживает проявление общих законов капитализма в условиях России, причем эти условия берутся как общее внутри ее.
Постижение единичности путем восхождения — бесконечный процесс приближения мысли к ней. С другой стороны, единичное — исходный пункт созерцания проявления общего. Это противоречие, о котором мы неоднократно говорили, разрешается тем путем, что исследование должно отвлечься от различий единичных (Маркс исследует капитализм вообще, а не Англию, Францию и т.д., берет Англию в качестве примера и иллюстрации), чтобы, в зависимости от задачи, понять их (Ленин исследует развитие капитализма в условиях России, т.е. конкретизирует понятие). Вместе с тем движение к единичному вносит массу коррективов в понимание общего, есть конкретизация общего, как общего. Например, развитие Лениным учения о судьбе мелкого частного собственника с развитием капитала, о дифференциации деревни.
В этой связи одно замечание по поводу сферы применения восхождения. Восхождение к единичному имеет смысл тогда, когда в этом появляется практическая необходимость и когда единичное само есть сложное внутренне расчлененное целое. Например, целая страна. В отношении же таких воспринимаемых предметов как “этот стол”, оно бессмысленно. В таком случае надо писать всю историю развития хотя бы мебели. Так что требование “показать” восхождение в применении к эмпирическому воспринимаемому предмету совершенно неправомерно. В таких случаях восхождение с успехом заменяется другими приемами: указанием общих и отличительных черт, причин, конкретных условий (как, например, в отношении какой-либо личности), пространственно-временных координат и другими.