Практическое занятие по теме № 7а. Разработка программы эмпирического исследования.
Вопросы для практической отработки:
1. Операционализация понятий.
2. Построение системы критериев, показателей и индикаторов.
3. Составление плана исследования.
Рекомендуемая литература:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.
2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.
3. Карандышев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. –М.: Смысл, 2002.
4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. –М.: «Добросвет», 2003.
Практическое занятие по теме № 8а. Выбор методов и подготовка исследовательского инструментария.
Вопросы для практической отработки:
1. Выбор и обоснование методов психологического исследования.
2. Разработка карточки наблюдения.
3. Проектирование анкеты.
4. Выбор схемы эксперимента и дизайн групп.
Рекомендуемая литература:
1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
2. Дружинин Н.В. Экспериментальная психология. –СПб.: Питер, 2000.
3. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд.центр "Академия", 2005.
4. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. –СПб.: Питер, 2003.
5. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. –М.: Питер, 2001.
6. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. М., 1997.
7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. –М.: «Добросвет», 2003.
8. Методы социальной психологии: Учебное пособие. –Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
9. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). –М.: «КСП+», 1999.
Практическое занятие по теме № 9а. Подготовка и обработка данных эмпирического исследования.
Вопросы для практической отработки:
1. Определение внешних переменных и методов их контроля.
2. Алгоритм выбора методов обработки данных.
3. Первичное исследование эмпирических данных.
Рекомендуемая литература:
1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
2. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд.центр "Академия", 2005.
3. Куликов Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению) – СПб., 1994
4. Корнилова Т.В. и др. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие. М., 1998.
5. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). –М.: «КСП+», 1999.
6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.
Практическое занятие по теме № 10а. Подготовка отчета о проведенном исследовании.
Вопросы для практической отработки:
1. Доказательство истинности выдвинутой гипотезы.
2. Разработка структуры отчета о проведенном исследовании.
3. Презентация результатов исследования.
Рекомендуемая литература:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.
2. Дружинин Н.В. Экспериментальная психология. –СПб.: Питер, 2000.
3. Карандышев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. –М.: Смысл, 2002.
4. Девис Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. –М., ИД «Вильямс», 2003.
5. Киселев А.С. Методические рекомендации по оформлению курсовых, дипломных, научных (конкурсных) работ и рефератов. Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2001.
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1
1. Этические проблемы в известных психологических экспериментах.
2. Возможности исследования вторичной информации для решения фундаментальных и прикладных проблем психологии.
3. Современные прикладные психологические исследования.
4. Проблема креативного мышления исследователя.
5. Возможности современных телекоммуникационных средств и информационных технологий по поиску информации для исследования.
6. Интернат как средство психологического исследования.
7. Язык науки: цели использования и особенности применения в психологических исследованиях.
8. Реализация принципа дополнительности в психологическом исследовании.
9. Разносторонность подходов и эклектика в психологическом исследовании.
10. Системно-ситуационный анализ психологического явления.
11. Проблема взаимосвязи качественных и количественных исследований.
12. Современные подходы к классификации методов психологического исследования.
13. Основные требования к современным методам психологического исследования.
14. Возможности и ограничения обсервационных методов.
15. Возможности и ограничения экспериментальных методов.
16. Возможности и ограничения диалогических методов.
17. Возможности и ограничения методов анализов результатов деятельности.
18. Проблемы экспериментального общения.
19. Личность испытуемого в ситуации психологического исследования.
20. Современные технологии сегментирования.
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО КУРСУ
1. Методология психологического исследования и ее структура.
2. Понятие и виды методов.
3. Специфика психологического исследования.
4. Соотношение теории, эксперимента и практики в процессе психологического исследования.
5. Основания эмпирической психологии.
6. Этика психологического исследования.
7. Виды психологических исследований.
8. Квалификационные научно-исследовательские работы и общие требования к ним.
9. Прикладные психологические исследования.
10. Общая схема и логика психологического исследования.
11. Основные этапы исследования.
12. Порядок выбора (формулирования) темы исследования.
13. Поиск, предварительное описание и преобразование проблемы исследования.
14. Оценка актуальности, научной разработанности проблемы и возможностей исследователя.
15. Цели и результаты исследования.
16. Виды гипотез и порядок их формулирования.
17. Исследование вторичных данных.
18. Требования к библиографическому описанию литературных источников.
19. Описание теоретической модели исследуемого явления.
20. Цели и методы теоретического исследования.
21. Классификация методов психологического исследования.
22. Операционализация понятий, критерии, показатели и индикаторы исследуемых явлений.
23. Обеспечение репрезентативности выборки.
24. Наблюдение, его виды и особенности использования.
25. Цели и особенности применения эксперимента.
26. Метод опроса и его разновидности.
27. Требование к разработке анкет.
28. Метод анализа документов и его разновидности.
29. Основные характеристики психодиагностических методик, учитываемые при их выборе.
30. Метод анализа результатов деятельности, его виды и особенности.
31. Требования к психологическим тестам.
32. Обеспечение достоверности результатов исследования.
33. Требования к организации экспериментального общения.
34. Основные экспериментальные эффекты, влияющие на получаемые результаты.
35. Методы анализа качественных данных.
36. Выбор и применение методов математической статистики.
37. Общие правила описания и представления результатов исследования.
38. Виды апробаций результатов психологического исследования.
39. Порядок подготовки и содержание отчета о выполненном исследовании.
40. Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе.
41. Возможности студентов по проведению научных исследований.
42. Проблема качественных и количественных исследований в психологии.
43. Графическое представление результатов исследования.
44. Компьютерные программы для математико-статистической обработки данных.
45. Проективные психодиагностические методики и их сочетание с другими методами психологии.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Литература
Основная:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.
2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.
3. Карандышев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. –М.: Смысл, 2002.
Дополнительная:
1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования. (Экспериментальная психология). - М., 1998.
2. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. –СПб.: Питер, 2003.
3. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций –XX век. –М.: СГИ, 2000.
4. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. –М.: Питер, 2001.
5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982.
6. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
7. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. М., 1997.
8. Девис Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. –М., ИД «Вильямс», 2003.
9. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
10. Дружинин Н.В. Экспериментальная психология. –СПб.: Питер, 2000.
11. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр "Академия", 2005.
12. Кемпбел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. –СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
13. Киселев А.С. Методические рекомендации по оформлению курсовых, дипломных, научных (конкурсных) работ и рефератов. Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2001.
14. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. –М.: Изд-во МГУ, 2001.
15. Куликов Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению) - СПб, 1994.
16. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология (учебное пособие). -М., 1998.
17. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). –М.: «КСП+», 1999.
18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.
19. Сыромятников И.В. Психодиагностика. –М.: Академический Проект, 2005.
20. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. –СПб., 2003.
21. Шпарь В.Б. Методы социальной психологии: Учебное пособие. –Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. –М.: Омега-Л, 2007.
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.
Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по общей психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.
Основные требования к лекции:
Содержание:
- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;
- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;
- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;
- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.
Организация занятия:
- контрольный опрос студентов;
- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;
- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.
Методика проведения:
- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;
- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;
- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;
- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;
- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;
- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.
На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы методологии и методов психологического исследования.
Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.
Основные требования к проведению семинара:
Содержание:
- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;
- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;
- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.
Организация занятия:
- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;
- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;
- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.
Методика проведения:
- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;
- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;
- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;
- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;
- культура и техника речи преподавателя;
- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;
- порядок подведения итогов семинара.
Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по методологии и методам психологического исследования, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа явлений психологического исследования, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих важное значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический
инструментарий к объектам исследований психологии.
В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по материалам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.
Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.
На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.
Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.
Методические рекомендации по контролю успеваемости.
Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.
Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:
- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;
- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;
- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.
Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.
Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.
Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.
Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.
Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, защиты задач, рефератов, имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.
Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.
Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.
Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета
На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:
- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);
- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);
- Критерии оценки ответов студентов;
- Зачетные книжки (полностью заполненные);
- Учебные карточки студентов;
- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);
- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;
- Листы письменного или устного ответа.
Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.
Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:
- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.
- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.
- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.
- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;
При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.
7.2. Методические указания студентам.
Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание методологии и методов психологического исследования.
Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.
В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы .
Изучив дисциплину студенты должны:
иметь представление:
- о методологии и этике психологических исследований;
- об эмпирическом знании в психологии и его использовании в современной науке, бизнесе, общественной жизни и политике;
знать:
- современные методы психологии и возможности их применения для достижения различных исследовательских задач;
- структуру и логику психологического исследования, содержание его основных этапов;
- этические нормы проведения психологических исследований;
уметь:
- осуществлять поиск проблемы, выбор темы и разработку программы исследования;
- обосновывать актуальность исследования, аргументировано выдвигать научную гипотезу и составлять замысел исследования;
- выбирать и обосновывать методы психологического исследования и обработки полученных данных;
- организовывать сбор эмпирических данных и обеспечивать достоверность результатов исследования;
иметь опыт (навык):
- построения теоретической модели исследования;
- поиска, обработки, классификации и систематизации научно-теоретической и эмпирической информации;
- подготовки, оформления и презентации отчета о проведенном исследовании.
Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.
В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,
В процессе самостоятельной работы студенты должны:
· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;
· закрепить наиболее важные разделы;
· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;
· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;
· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.
Основные требования к содержанию реферата
Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).
При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).
Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.
Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.