Глава 3. Анализ результатов исследования
Результаты исследования
3.1.1 Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета
Учебно-профессиональная мотивация у студентов исследовалась с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №1.
Гистограмма №1 – Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов 1 курса факультета клинической психологии и студентов 1 курса педиатрического факультета с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №1, для студентов 1 курса факультета клинической психологии (ФКП) характерны более высокие показатели по шкале «приобретение знаний» (р<0,001), «получение диплома» (р<0,001) и низкие показатели по шкале «овладение профессией» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 1 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 1 курса ФКП мотивация обучения в первую очередь связана с приобретением знаний и получением диплома, тогда как у студентов 1 курса педиатрического факультета с овладением профессии.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №2.
Гистограмма №2 – Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов 3 курса ФКП и студентов 3 курса педиатрического факультета с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №2, для студентов 3 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «приобретение знаний» (р<0,05) и «овладение профессией» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 3 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 3 курса ФКП мотивация обучения в первую очередь связана с приобретением знаний и овладением профессией.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №3.
Гистограмма №3 – Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов 4 курса ФКП и студентов 4 курса педиатрического факультета с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №3, для студентов 4 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкалам «приобретение знаний» (р<0,001), «овладение профессией» (р<0,001) и «получение диплома» (р<0,001), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 4 курса ФКП. То есть у студентов 4 курса педиатрического факультета мотивация обучения в первую очередь связана с приобретением знаний, овладением профессией и получением диплома.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №4.
Гистограмма №4 – Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов 5 курса ФКП и студентов 5 курса педиатрического факультета с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №4, для студентов 5 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкалам «приобретение знаний» (р<0,05) и «овладение профессией» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 5 курса ФКП. То есть у студентов 5 курса педиатрического факультета мотивация обучения в первую очередь связана с приобретением знаний и овладением профессией.
3.1.2 Результаты исследования коммуникативных особенностей у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета
Коммуникативные особенности у студентов исследовались с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №5.
Гистограмма №5 – Результаты исследования коммуникативных установок у студентов 1 курса факультета клинической психологии и студентов 1 курса педиатрического факультета с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко (средние баллы)
Как видно из гистограммы №5, для студентов 1 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «обоснованный негативизм» (р<0,05) и «брюзжание» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 1 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 1 курса ФКП коммуникативные установки выражаются в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия, а также склонностью делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №6.
Гистограмма №6 – Результаты исследования коммуникативных установок у студентов 3 курса факультета клинической психологии и студентов 3 курса педиатрического факультета с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко (средние баллы)
Как видно из гистограммы №6, для студентов 3 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «брюзжание» (р<0,05) и менее низкие по шкалам «обоснованный негативизм в суждениях о людях» (р<0,05) и «негативный личный опыт общения с окружающими» (р<0,05) достоверно отличающиеся от показателей у студентов 3 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 3 курса ФКП коммуникативные установки выражаются в склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, тогда как для студентов 3 курса педиатрического факультета коммуникативные установки выражаются в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия, а также в том, в какой мере им везет в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №7.
Гистограмма №7 – Результаты исследования коммуникативных установок у студентов 4 курса факультета клинической психологии и студентов 4 курса педиатрического факультета с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко (средние баллы)
Как видно из гистограммы №7, для студентов 4 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них» (р<0,05) и «обоснованный негативизм в суждениях о людях» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 4 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 4 курса ФКП коммуникативные установки выражаются в завуалированной жестокости в отношениях к людям и объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №8.
Гистограмма №8 – Результаты исследования коммуникативных установок у студентов 5 курса факультета клинической психологии и студентов 5 курса педиатрического факультета с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко (средние баллы)
Как видно из гистограммы №8, для студентов 5 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкале «завуалированная жестокость в отношениях к людям» (р<0,001), «обоснованный негативизм в суждениях о людях» (р<0,05) и менее низкие показатели по шкале «негативный личный опыт общения с окружающими» (р<0,001), достоверно отличающиеся от показателей у студентов 5 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 5 курса ФКП коммуникативные установки выражаются в завуалированной жестокости в отношении к людям и в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия, тогда как для студентов 5 курса педиатрического факультета коммуникативные установки проявляются в том, в какой мере им везет в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности.
3.1.3 Результаты исследования личностных особенностей у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета
Личностные особенности у студентов исследовались с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №9.
Гистограмма №9 – Результаты исследования личностных особенностей у студентов 1 курса факультета клинической психологии и студентов 1 курса педиатрического факультета с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №9, для студентов 1 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «коммуникативные способности» (КС) (р<0,001) и «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) (р<0,001) достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 1 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 1 курса ФКП характерен более высокий уровень развития коммуникативных способностей, они легко устанавливают контакты с сокурсниками, окружающими, а также легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №10.
Гистограмма №10 – Результаты исследования личностных особенностей у студентов 3 курса факультета клинической психологии и студентов 3 курса педиатрического факультета с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №10, для студентов 3 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкалам «нервно-психическая устойчивость» (НПУ) (р<0,001) и «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) (р<0,001) достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 1 курса ФКП. То есть для студентов 3 курса педиатрического факультета характерен более высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности, а также они легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №11.
Гистограмма №11 – Результаты исследования личностных особенностей у студентов 4 курса факультета клинической психологии и студентов 4 курса педиатрического факультета с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №11, для студентов 4 курса ФКП характерны более высокие показатели по всем шкалам методики: «адаптивные способности» (АС) (р<0,001), «нервно-психическая устойчивость» (НПУ) (р<0,001), «коммуникативные способности» (КС) (р<0,001), «моральная нормативность» (МН) (р<0,001) и «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) (р<0,001) достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 4 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 4 курса ФКП характерен более высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, реальное восприятие действительности, высокий уровень развития коммуникативных способностей, возможность реально оценивать свою роль в коллективе, ориентироваться на соблюдение общепринятых норм поведения, а также они легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №12.
Гистограмма №12 – Результаты исследования личностных особенностей у студентов 5 курса факультета клинической психологии и студентов 5 курса педиатрического факультета с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №12, для студентов 5 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкале «нервно-психическая устойчивость» (НПУ) (р<0,05) и менее низкие по шкалам «адаптивные способности» (АС) (р<0,001) и «моральная нормативность» (МН) (р<0,05), достоверно отличаются от показателей у студентов 5 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 5 курса ФКП характерен более высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, тогда как студенты 5 курса педиатрического факультета реально оценивает свою роль в коллективе и ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения.
3.1.4 Результаты особенностей психических состояний у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета
Особенности психических состояний у студентов исследовались с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №13.
Гистограмма №13 – Результаты исследования психических состояний у студентов 1 курса факультета клинической психологии и студентов 1 курса педиатрического факультета с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой (средние баллы)
Как видно из гистограммы №13, статистически достоверных различий между группами по шкалам опросника «Степень хронического утомления» выявлено не было.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №14.
Гистограмма №14 – Результаты исследования психических состояний у студентов 3 курса факультета клинической психологии и студентов 3 курса педиатрического факультета с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой (средние баллы)
Как видно из гистограммы №14, для студентов 3 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкалам «индекс хронического утомления» (ИХРУ) (р<0,001), «симптомы физиологического дискомфорта» (р<0,05), «снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт» (р<0,001) и «нарушения в эмоционально-аффективной сфере» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 3 курса ФКП. То есть для студентов 3 курса педиатрического факультета характерна выраженная степень хронического утомления, сочетающаяся с симптомами физиологического и когнитивного дискомфорта, снижением общего самочувствия и нарушением в эмоционально-аффективной сфере.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №15.
Гистограмма №15 – Результаты исследования психических состояний у студентов 4 курса факультета клинической психологии и студентов 4 курса педиатрического факультета с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой (средние баллы)
Как видно из гистограммы №15, для студентов 4 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «индекс хронического утомления» (ИХРУ) (р<0,001), «симптомы физиологического дискомфорта» (р<0,05), «нарушения в эмоционально-аффективной сфере» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 4 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 4 курса ФКП характерно наличие признаков хронического утомления и нарушений в эмоционально-аффективной сфере, слабая степень выраженности симптомов физиологического дискомфорта и снижение мотивации.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №16
Гистограмма №16 – Результаты исследования психических состояний у студентов 5 курса факультета клинической психологии и студентов 5 курса педиатрического факультета с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой (средние баллы)
Как видно из гистограммы №16, для студентов 5 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкале «индекс хронического утомления» (ИХРУ) (р<0,05), достоверно отличающиеся от показателей у студентов 5 курса ФКП. То есть для студентов 5 курса педиатрического факультета характерно наличие признаков хронического утомления.