Управление имущественными правами авторов и иных правообладателей на коллективной основе. Назначение и основные принципы коллективного управления

Коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей в Законе «Об авторском праве и смежных правах» посвящена только одна статья 42 « Коллективное управление имущественными правами».

В соответствии с указанной статьей, в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограммы и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лиц на коллективной основе.

Суть системы коллективного управления заключается в том, что осуществление авторских и смежных прав правообладатели возлагают на организации, действующие от их имени и в их интересах. Организация коллективного управления действует на основе договоров с пользователями (дискотеками, кинотеатрами, ресторанами, радиостанциями, вещательными организациями и др.), дает им разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом, из имеющегося у нее репертуара на определенных условиях и за вознаграждение.

В функции организаций по коллективному управлению имущественными правами, как правило входят:

1. Отслеживание использования произведений правообладателей.

2. Ведение переговоров с правообладателями и возможными пользователями и заключение договоров.

3. Выдача лицензий пользователям на определенных условиях и за соответствующее вознаграждение.

4. Сбор вознаграждения и распределения его между правообладателями.

Система коллективного управления является наиболее рациональной и сравнительно дешевой.

Одной из авторитетных международных организаций, объединяющей авторско-правовые организации большинства стран мира является Международная конфедерация авторов и композиторов (СИЗАК).

В настоящее время в Республике Беларусь в сфере коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей действует только одна организация — государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности».

Назначение коллективного управления — обеспечить реализацию имущественных прав авторов и иных правообладателей в тех сферах, где осуществить указанные права в индивидуальном порядке не представляется возможным либо является достаточно затруднительным; в театрально-зрелищной сфере, сфере радиовещания и др.

К принципам коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей относятся:

— некоммерческий характер деятельности по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей;

— доминирование интересов авторов и иных правообладателей, а также пользователей при осуществлении такой деятельности организацией по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей;

— контроль над деятельностью организации по коллективному управлению со стороны авторов и иных правообладателей, а также пользователей и государства в лице его уполномоченных органов;

— обеспечение равных условий использования произведений и объектов смежных прав пользователям одной категории;

— обеспечение равных условий реализации имущественных прав авторов и обладателей смежных прав одной категории;

— гарантирование справедливого вознаграждения авторам и иным правообладателям за использование принадлежащих им объектов; авторского права и смежных прав.

САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Контрольные вопросы темы

1. В чем заключается смежное право?2. Какими правами обладают исполнители и производители фонограмм, телепередач?3. Какими личными неимущественными правами обладает исполнитель?4. Обладают ли личными неимущественными правами производитель фонограммы и организация эфирного (кабельного) вещания? Как вы думаете, почему?5. В течение, какого срока действуют имущественные права субъектов смежных прав? С какого момента?6. Каковы функции организаций по коллективному управлению имущественными правами?ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ1. Смежные права связаны с:

Варианты ответа:

а) авторским правом;б) патентным правом;в) правом собственности;г) обязательственным правом. 2. Объектами смежных прав являются:

Варианты ответа:

а) фольклор;б) запись исполнения музыкального произведения;в) аудиовизуальное произведение;г) исполнительская деятельность;д) передача организации эфирного (кабельного) вещания. 3. Фонограмма — это:

Варианты ответа:



а) любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков в том числе запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение;б) любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков средствами фонографа;в) любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков, за исключением записи звуков включенной в аудиовизуальное произведение. 4. Передача организации эфирного (кабельного) вещании — это:

Варианты ответа:

а) произведение передаваемое в эфир или по кабелю;б) электромагнитный сигнал, составленный и преобразованный организацией вещания, передаваемый в эфир или по кабелю;в) исполнение, передаваемое в эфир или по кабелю;г) фонограмма передаваемая в эфир или по кабелю. 5. Субъектами смежных прав являются:

Варианты ответа:

а) организация эфирного (кабельного) вещания;б) изобретатель;в) автор;г) исполнитель;д) производитель фонограммы. 6. Производителем фонограммы признается:

Варианты ответа:

а) физическое лицо, творческим трудом которого создана фонограмма;б) организация в штате которой состоят физические лица, творческим трудом которых создана фонограмма;в) физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков. 7. Для возникновения смежных прав:

Варианты ответа:

а) необходимо произвести их регистрацию в уполномоченном государственном органе;б) достаточно удостоверить у нотариуса факт создания объекта смежных прав;в) следует пройти экспертизу и получить документ, удостоверяющий смежные права;г) формальности соблюдать не требуется. 8. Исполнитель при реализации своих прав:

Варианты ответа:

а) обязан соблюдать права автора исполняемого произведения;б) не обязан соблюдать права автора исполняемого произведения;в) обязан соблюдать права автора исполняемого произведения, если у него есть такая возможность. 9. Исполнителю принадлежат следующие права:

Варианты ответа:

а) право авторства на исполнение;б) право на имя;в) право на защиту репутации;г) ни одно из вышеназванных прав.10. Производителю фонограммы принадлежат следующие права:

Варианты ответа:

а) право авторства на фонограмму;б) право на имя;в) право на защиту репутации;г) ни одно из вышеназванных прав. 11. Личные неимущественные права исполнителя охраняются:

Варианты ответа:

а) бессрочно;б) в течение 50 лет с момента первой записи исполнения;в) не охраняются;г) в течение жизни исполнителя и еще 50 лет после его смерти. 12. Имущественные права исполнителя охраняются:

Варианты ответа:

а) в течение 50 лет с момента первого исполнения;б) в течение 50 лет с момента первой записи исполнения;в) в течение 50 лет с момента начала осуществления профессиональной деятельности;г) бессрочно. 13. Имущественные права производителя фонограммы действуют:

Варианты ответа:

а) в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы;б) в течение 50 лет после первой записи фонограммы, если она не была опубликована в течение этого срока;в) бессрочно;г) в течение 50 лет с момента первого воспроизведения фонограммы. 14. Срок охраны имущественных смежных прав исчисляется, начиная:

Варианты ответа:

а) со дня, следующего за днем, в котором имел место юридический факт, являющимся основанием для начала отсчета срока;б) с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока;в) с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока. 15. Имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного (кабельного) вещании передаются для использования по:

Варианты ответа:

а) устному соглашению;б) письменному договору с обязательной государственной регистрацией в уполномоченном государственном органе;в) письменному договору;г) нотариально удостоверенному договору. 16. К наследникам исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного (кабельного) вещания переходят:

Варианты ответа:

а) право разрешать использование соответствующего объекта смежных прав;б) право на защиту репутации;в) ни одно из вышеназванных прав. 17. Управление имущественными правами авторов на коллективной основе — это:

Варианты ответа:

а) управление собственностью авторов путем создания товарищества сособственников;б) осуществление и охрана специальными организациями прав авторов в случаях, когда авторы не обладают необходимой дееспособностью для реализации своих прав;в) осуществление и охрана специальными организациями имущественных прав авторов в случаях, когда указанные права трудно практически осуществить в индивидуальном порядке. 18. К функциям организаций по коллективному управлению правами авторов и обладателей смежных прав относят следующие:

Варианты ответа:

а) оказание авторам юридической помощи;б) регистрация объектов авторского права и смежных прав;в) заключение авторских договоров;г) согласование с пользователями размеров авторского вознаграждения;д) защита интересов авторов и обладателей смежных прав в суде;е) распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав.

ТЕМА 4

Наши рекомендации