Права авторов и иных правообладателей. Срок действия исключительного права на произведение. Защита авторских прав

Авторские права делят­ся на личные неимущественные и имущественные.Последние мо­гут принадлежать в силу закона, договора или наследования лю­бым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные пра­ва принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автор в отношении своего произведения обладает такими пра­вами, как:

· правоавторства;

· право на имя;

· право наобнародованиепроизведения, включая право наотзыв;

· право нанеприкосновенность произведения

· право назащиту

Пра­во авторства, право на имя и право на защиту не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осу­ществлять защиту указанных прав в случае их нарушения.

Пра­во авторства -основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.

Право на имя- возможность автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно).

Право на обнародованиесостоит в возможности автора само­му обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают про­изведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и жела­ния автора, может осуществляться путем его опубликования, пуб­личного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на обнародование предполагает воз­можность отказа автора от ранее принятого решения об обнаро­довании произведения. Подобный отказ именуется правом на от­зыв.Автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.

Право на защиту означает возможность за­щиты произведения от всякого искажения или иного посягатель­ства. В соот­ветствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстра­циями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произ­ведения. Редакторская и иная правка допускается только с согла­сия автора.

Понятие и виды имущественных (исключительных) прав автора

Имущественными являются права автора на использование произведения (или работодателя — на служебное произведение) в любой форме и любым способом. Исключительные права назы­ваются имущественнымипотому, что независимо от того, кто по­лучает вознаграждение, доход или прибыль, использование про­изведения всегда приносит определенные имущественные выго­ды.

►1. Право на воспроизведениеозначает возможность изготовле­ния одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видео­записи.

►2. Право на распространениереализуется различными способа­ми, прежде всего путем продажи экземпляров про­изведений.

►3. Право на публичный показ— это возможность демонстрации оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредствен­но или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионно­го кадра или иных технических средств в месте, открытом для сво­бодного посещения (картинная галерея и т. п.), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц.

►4. Право на импортвыражается в возможности импортировать, т. е. ввозить из-за границы, экземпляры произведения в целях их распространения. Установление такого права обусловлено, в част­ности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литератур­ные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфичес­кой) базе.

►5. Прокат оригинала или экземпляра произведения;

►6. Право на публичное исполнение- предполагает звуковое исполнение му­зыки, песни или декламацию стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопределенного круга лиц: в киноконцертном зале, филармонии, консерватории или на эстраде.

►7. Право на сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

►8. Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю—- это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

►9.ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

►10. Право на перевод или другую переработку произведения. Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Право на перевод и обработку обобщенно называют правом на изменение формы произведения.

►11. практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

►12. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Право доступа (относится к иным правам). Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Право следования (относится к иным правам). В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юр. лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Общий и иные сроки действия авторского права

По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора (соавторов) и 70 лет после смерти автора либо последнего из соавторов, считая с 1 января года, следующего за годом смерти. Исключение - авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иные сроки действия авторского права

Менее продолжительные сроки действия авторского права установлены для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом.Авторское право на такие произведения действует в течение тех же 70 лет, но исчисляемых с даты не смерти автора, а правомерного обнародования произведения. Иначе говоря, если автор не раскроет свою личность и проживет более 70 лет с этой даты, к наследникам вообще ничего не перейдет. Лишь если автор на каком-то этапе данного 70-летнего срока раскроет свою лич­ность либо его личность перестанет оставлять сомнения, вступит в силу общее правило: авторское право будет действовать в течение всей оставшейся жизни автора и 70 лет после его смерти.

Другие исключения касаются сроков действия авторского права на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти авто­ра.Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 летпосле обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

В случае же, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, 70-летний срок охраны прав исчисляется с 1 января года, следую­щего за годом реабилитации. Таким образом, срок охраны авторс­ких прав автоматически увеличивается на период, прошедший с даты посмертного выпуска произведения до 1 января года, следую­щего за годом, в котором был посмертно реабилитирован его автор.

Еще одно исключение связано с произведениями ветеранов.В случае, если автор работал во время Великой Отечественной вой­ны или участвовал в ней, то 70-летний срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года, т. е. на срок самой войны.

По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние.Они могут свободно исполь­зоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. Непременным является лишь требование соблюдения права автор­ства, прав на имя и на защиту авторской репутации.

Под способами защитыавторских прав следует понимать закрепленные в законе материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых про­изводятся восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздейст­вие на правонарушителя.

Защита авторских правосуществляется путем предъявления требования:

1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права;

3) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;

4) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение;

5) о компенсации морального вреда;

6) об изъятии материального носителя (для контрафактных) - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

7) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

8)по своему выбору вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации:

· в размере от 10 тыс. руб. до 5 миллионов руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

· в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

· в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Личные неимущественные права автора произведения, такие как право авторст­ва, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, защищают­ся путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нару­шения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допу­щенном нарушении. Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осу­ществляется в соответствии со ст. 152 ГК.

Техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

ВОПРОС 126

Наши рекомендации