Вопрос 40 Основные теоретические модели внимания и его экспериментальные исследования.

  1. Основные теоретические модели внимания.

Все теоретические модели внимания можно разделить на 2 больших класса: селективные модели и ресурсные (см. билет 39).

Селективные модели внимания Ресурсные модели внимания
1. Модели внимания как ранней селекции: 1.1. Модель фильтра Д.Бродбента 1.2. Модель аттенюатора Э.Трейсман (это жен.)   2. Модели внимания как поздней селекции: 2.1. Модель уместности Д. Нормана   3. Модели гибкой и множественной селекции: 3.1. Модель У. Джонстона и С.П. Хайнтца 1. Модели внимания как энергетического ресурса: 1.1. Модель Д.Канемана 1.2. Модель Д.Нормана и Д.Боброу   2. Модели множественных (составных) ресурсов внимания: 2.1. Модель составных ресурсов Д. Навона и Д. Гофера 2.2. Кубическая модель множественных ресурсов К. Уикенса

Ранняя селекция – отбор релевантного и отсечение нерелевантного сообщения на ранних этапах переработки информации.

Поздняя селекция – это влияние информации, которая должна была бы «отфильтровываться» или ослабляться на ранних стадиях переработки, на поведение испытуемого и на понимание им релевантных отношений. Любой стимул, попавший в систему переработки информации, подвергается опознанию и категоризации и дальнейшая его судьба зависит от важности или «уместности» этот стимула в заданном контексте.

Множественная селекция – это переменных локус отбора информации, или переменное «бутылочное горлышко» потока информации.

1.1. МОДЕЛЬ ФИЛЬТРАЦИИ Д.БРОДБЕНТА.

Дональд Эрик Бродбент - английский психолог - в 1958 г. решал практическую задачу организации работы авиадиспетчеров, которые одновременно получают множество сообщение и должны выбирать и отслеживать наиболее важные из них. В итоге вывел модель внимания, которая базируется у него на метафоре фильтра (по аналогии с радиотехникой). Фильтр внимания расположен после стадии сенсорной регистрации поступающей информации (обработки ее физических признаков), но до стадии более полной перцептивной обработки. Сенсорная обработка происходит – параллельно (все поступающие сообщения анализируются одновременно). Перцептивная обработка – последовательно (в единицу времени м. обрабатываться только одно сообщение). Основные допущения модели внимания Д.Бродбента:

  • Познание рассматривается как переработка информации. Субстрат познания – нервная система – канал коммуникации с ограниченной пропускной способностью;
  • Наличие блоков с ограниченной пропускной способностью накладывает соответствующие отпечатки на деятельность всей системы;
  • Блоки защищены фильтрами, которые м. настраиваться на определенный канал. Например: в слуховой модальности – пространственное расположение источника звука, его громкость, тембр и высота; в зрительной – цвет, кривизна линий, движение;
  • Фильтр переключается с канала на канал по мере необходимости. Именно поэтому, распределение внимания в принципе невозможно, а возможно последовательное быстрое его переключение.


1.2. МОДЕЛЬ АТТЕНЮАТОРА Э.ТРЕЙСМАН.

Энн Трейсман – оксфордский психолог – в 1960 г. подвергла критике модель фильтрации внимания Бродбента и предложила свою. Назвала ее – модифицированная модель ранней селекции «аттенюатора». В основу этой модель также легла метафора из радиотехники, где аттенюатор – это устройство для понижения мощности сигнала или напряжения. В этой модели за сенсорным хранилищем (стадией переработки информации, где происходит параллельный анализ физических признаков поступающих стимулов) следует особый фильтр, который ослабляет нерелевантный сигнал по сравнению с релевантным. Однако здесь, в отличие от модели Бродбента, вслед за фильтром располагается не канал с ограниченной пропускной способностью, а система памяти – словарь, или совокупность словарных единиц, составляющих индивидуальный опыт человека. Эти особые единицы системы памяти Дж. Мортон назвал «логонемами» - это отображения слов, содержащие и собирающие их физические и смысловые характеристики.

Главная отличительная особенность модели Э.Трейсман – зависимость «судьбы» нерелевантного сообщения от контекста, в котором оно подается, от мотивации и структуры индивидуального опыта испытуемого.

2.1. МОДЕЛЬ УМЕСТНОСТИ Д.НОРМАНА.

Дональд Норман – оксфордский психолог – в 1963 г. на базе теории Д.и Дж. Дойч разработал модель уместности. Центральный блок модели Норманна – память – отбор определяется, прежде всего, неосознаваемыми механизмами ее функционирования. Выделял три блока функционирования внимания:



  • Блок «Уместность» - обеспечивает настройку системы памяти в зависимости от норм и правил языка, поставленной задачи и связанных с ней ожиданий человека, а также на основе уже ранее обработанной информации.
  • Блок «Селекция» - отбирает наиболее активированные единицы, на которых сходятся внешние воздействия.
  • Блок «Внимание» - определяет еще более глубокую переработку информации и ее доступ в сознание.

3.1. МОДЕЛЬ У. ДЖОСТОНА И С.П. ХАЙНЦА.

Уильям Джостон и Стивен П. Хайнц – в 1978 г. выдвинули гипотезу о «переменном бутылочном горлышке» внимания или переменном локусе внимания. Согласно их модели, местоположение фильтра поступающей информации в системе переработки не привязано жестко к ранним или поздним стадиям анализа поступающей информации, но зависит от задачи, от стратегии испытуемого, который сам определяет приоритеты в ходе переработки. Основная идея в том, что назначение стадии отбора подвластно самому познающему и осуществляется именно им.

1.1. МОДЕЛЬ Д. КАНЕМАНА.

Дэниэл Канеман – нобелевский лауреат по экономике за исследования в области принятия решений. В начале 1970 гг. он выдвинул и экспериментально обосновал идею центральных неспецифических энергетических ресурсов системы переработки информации как основы теории внимания. Его теория внимания объясняет успешность решения задач в зависимости: 1. от доступного количества ресурсов внимания; 2. от закономерностей их распределения. Полное название его модели: «Теория экономного и эффективного использования «ресурсов внимания» познающим субъектом». Основные положения его теории:

  • Существует центральный предел способности человека к выполнению умственной работы, который можно представить как ограниченное количество ресурсов внимания, или «умственного усилия»
  • Человек может в той или иной мере управлять распределением этого «общего фонда» ресурсов внимания между несколькими задачами
  • Тем не менее возможность успешного выполнения нескольких задач одновременно зависит от сложности этих задач и соответственно от запросов к единым ограниченным ресурсам внимания со стороны каждой из них
  • Количество доступных ресурсов внимания постоянно варьирует:
    • В зависимости от функционального состояния человека
    • Под влиянием внешних факторов и событий

Факторы, влияющие на ресурсы внимания: функциональное состояние организма, эмоциональное состояние, интенсивность стимуляции, моторное напряжение организма (у спортсменов). Центральный блок модели Канемана – политика распределения ресурсов: выполняет две функции:

1. Выбор структур и процессов переработки, которым будут выделены ресурсы;

2. Дозирование ресурсов – сколько именно ресурсов будет выделено на тот или иной вид деятельности.

Также, Канеман в своей модели выделяет 3 основных блока внимания:

- блок постоянных детерминат – отвечающий за немедленное уделение ресурсов внимания жизненно значимым стимулам.

- блок текущих намерений – здесь хранятся текущие намерения человека (его настрой, готовность, ожидание)

- блок оценки требований – как только суммарный запрос к ресурсам внимания выходит за пределы доступного, снабжение ресурсами одного из видов деятельности прекращается.

Дальнейшие теории и модели внимания (Нормана, Боброу, Навона, Гофера, Уикенса) являются модификациями модели Канемана.

  1. Экспериментальные исследования внимания.

Методика оценки расщепленного объема памяти – использована Д.Бродбентом в рамках его исследований модели фильтрации памяти. В данной методике изучению подвергается способность человека отчитываться о небольшом количестве информации, которая подается по двум каналам одновременно, в расщепленном на два сообщения виде. Затем эти два сообщения соединяются в отчете испытуемого, за исключением потерянной информации. Например: человеку с минимальным интервалом в оба уха предъявляют три разные цифры – сначала в левое цифра 4 и одновременно в правое – 8; затем в левое -5, в правое – 3; затем в левое – 7, в правое – 2. Задача испытуемого – воспроизвести как можно больше цифр. Результат исследования Бродбента показал 65% правильных ответов, т.е. испытуемые отчитывались не более чем о четырех цифрах.

Эксперименты Канемана– в рамках его теории экономного и эффективного использования «ресурсов внимания» познающим субъектом. Использовал методику вторичной зондовой задачи. В этой методике:

- Одна задача для испытуемого – главная или первичная (например, за ее выполнение платят больше денег или начисляют больше баллов). Ошибки в выполнении – наказываются.

- Другая задача – зондовая – необходима для «прощупывания» количества ресурсов, которые остаются неиспользованными у испытуемого.

Реальное исследование Канемана:

1. Основная задача - испытуемому предъявляли на слух 4 цифры (со скоростью 1 цифра в сек), и 1-2 сек. спустя он д.б. ответить такой же последовательностью цифр, каждая из которых отличалась от предъявленных на 1. Например: испытуемый слышит – 5 7 2 4 ,а должен ответить – 6 8 3 5. Безошибочное решение этой задачи оплачивалось.

2. Зондовая задача – решается одновременно с основной. Заключается в опознании целевого стимула (например, буквы «А») среди ряда букв, последовательно предъявляемых в одном и том же месте экрана со скоростью 5 букв в 1 сек. Как только испытуемый замечал целевую букву – нажимал на кнопку. Целевой стимул появлялся в любой момент решения целевой задачи – во время прослушивания, во время удержания в рабочей памяти и преобразования, во время ответа. Количество ошибок здесь – показатель того сколько ресурсов доступно для решения этой задачи. Если ошибок мало – ресурсов много и наоборот.

Наши рекомендации