Проблема выделения отдельных познавательных процессов
Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный характер, благодаря осознанию цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной вещи или в форме абстрактной идеи.
Все знания являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами и явно воспринимаемый, а также скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств в данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Мир предстает во временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует в настоящем, прошлом и будущем.
Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить путем искусственного расчленения. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие и др.) является, т.о., условным. В основе этого деления лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа. В совокупности они составляют своеобразную пирамиду процессов, в основе которой лежит первоисточник завершенного образа — ощущение. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой. Ощущения дают лишь исходный материал, на основе которого строится целостный образ.
3. Образ мира и проблема познания.
Образ мира (термин А.Н. Леонтьева) – это методологическая установка, предписывающая исследование познавательных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира. Образ мира – это целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. В теории деятельности целостность образа мира выводится из единства отраженного в нем объективного мира и системного характера человеческой деятельности.
Проблемы познания в психологии:
1. Почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего? К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся:
1) природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств);
2) человек (мозг человека как продукт той же природы);
3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства).
Если все три компонента в наличии и во взаимосвязи, феномен познания возникает. В противном случае говорить о познании проблематично.
2. Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Источнике познания - внешний мир, доставляющий исходную информацию для обработки. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.
3. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Субъект познания — это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта,т.е. действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность. Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс по двум направлениям:
- по линии индивидуальной субъективности;
- по линии "коллективной" субъективности.
4. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции.
5. Оценкой результатов познания. Что есть истина?
Базовые принципы классической теории познания:
- принцип познаваемости мира;
- принцип определяющей роли практики;
- принцип отражения, который включает в себя следующие идеи: всеобщности отражения; отражаемое первично, отражающее вторично; познание — высшая форма отражения; образы отражения субъективны по форме, объективны по содержанию; исходный и конечный пункт познания — практика.