Общая характеристика познавательной сферы человека.
Выделяют 3 крупные группы психических явлений:
1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.
Психические процессы формируют определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы могут быть разделены на 3 гр.:
1. познавательные, 2. эмоциональные, 3. волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: - ощущения, - восприятие, - внимание, - память, - мышление, - воображение, - речь.
Благодаря им человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Ощущения:
– это отражение отдельных свойств, качеств предмета и явлений материально действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Процесс прямого отражения воздействия стимулов на органы.
Классификация ощущений:
1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителями;
2) по месту расположения рецепторов;
3) по времени возникновения в ходе эволюции;
4) по модальности (виду) раздражения.
По виду (модальности) делятся: на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Ч. Шеррингтон выделил 3 основных класса ощущений:
1. Экстероцептивные - возникающие от внешних раздражителей на рецепторы с поверхности тела;( дистантные и контактные)
2. Проприоцептивные – отражают движение и относительное положение тела благодаря рецепторам внутри мышц, сухожилий и суставов;
3. Интероцептивные (органические) – сигнализируют с помощью спец. рецепторов и протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
Ощущения возникают в филогенезе на базе раздражимости – как чувствительности к раздражителям, не имеющим прямого биологического значения (нейтральные раздражители), отражая связь м. абиотическими и биотическими факторами среды.
Восприятие:
- это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов
Главное – отличие от ощущений – заключается в том, что восприятие есть отражение предмета, как совокупности его свойств, его объективной целостности, а не отдельных свойств предмета. Например: мы воспринимаем стол, как объективный предмет, не выделяя без особой необходимости его свойства – шероховатость, цвет, запах, температура пов-ти и т.д. Свойства восприятия – целостность, константность, полимодальность, предметность, объективность, означенность.
Виды восприятия: – восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека. В зависимости от ведущего анализатора: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные.
4 уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание. Первые два – перцептивные, последние 2 – к опознавательным действиям.
Внимание:
- это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач;
Характеризуется: а).концентрацией,б).объемом, в).селективностью г).скоростью переключения д).длительностью, у).устойчивостью.
Виды внимания: произвольное (постановка сознательной цели)
и непроизвольное (реакция на неожиданный раздражитель).
Особенности внимания: - в том, что оно опосредовано, т.е. существует благодарю какому-либо средству; - активно; - представляет собой волевую операцию или действие.
Память
- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Виды памяти а).-зрительная, звуковая, эмоциональная, осязательная, обонятельная, словесная, образная;
Б).-по времени сохранения – кратковременная, долговременная, оперативная;
В).-непроизвольная, опосредованная и непосредственная (механическая, смысловая). Процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, неверное припоминание или узнавание.
Мышление
- это целенаправленное использование, приращение знаний, возможное, если оно направлено на разрешение противоречий.
Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи. Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация, конкретизация. Формы мышления – суждение, умозаключение, понятие. Виды мышления – практически-действенное, наглядно-образное, теоретически абстрактное.
Воображение
- это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта;
Речь
- это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка;
Речевое общение осуществляется по законам данного языка (русского, латинского и т.д.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Язык – система знаков.
Знак → язык → речевая деятельность. Функции речи: – выражение, сообщение, обозначение, воздействие. Виды речи: – устная и письменная; внутренняя и внешняя.