Влияние мотивации на продуктивность деятельности.

Потребность - испытываемая субъектом нужда в чем - либо, которая является источником активности, развития личности. Потребности носят общественно-личный характер.(Пр.: потребность в пище, с 1 стороны индивидуальная потребность, но чтобы съесть что-либо нам надо, чтобы это было определенным образом приготовлено; тарелка, вилка).

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Мотив – это «опредмеченная потребность». Через опредмечивание, потребность получает свою конкретизацию.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей средой, для целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворения своей потребность. Мотивы побуждают субъекта к деятельности. Мотивы – это то, ради чего совершается деятельность.

Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, возникают эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс), вследствие чего эффективность работы ухудшается.

Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Такую зависимость называют законом Йеркса-Додсона. Эти ученые еще в 1908 г. установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

Закон Йеркса-Додсона - зависимость качества (производительности) выполнения деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Между силой мотивации деятельности и эффективностью выполнения заданий существует связь, которую можно изобразить в виде колоколообразной кривой.

 
  Влияние мотивации на продуктивность деятельности. - student2.ru

Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Оптимум (оптимальный уровень) мотивации не обязательно является средним показателем ее силы.

Оптимум мотивации зависит от уровня сложности заданий: для выполнения легких заданий оптимальной будет более сильная мотивация; для сложных заданий адекватной является слабая мотивация.

Чрезвычайно сильная мотивация, большое стремление решить сложные задачи увеличивает число ошибок.

При усилении мотивации количество и качество результатов деятельности могут меняться в противоположном направлении: количество будет расти, а качество - ухудшаться.

В обобщенной форме этот закон формулируют в виде 2х положений:

1. Зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации характеризуется криволинейной функцией (см.рис. выше), т.е. существует некий оптимум мотивации для выполнения определенной деятельности.

2. Уровень оптимальной мотивации связан обратной зависимостью с уровнем трудности задачи, т.е. чем труднее для испытуемого задача, тем ниже уровень оптимальной мотивации.

Мотивация достижения.

Мотивация достижения - мотивация, связанная с присвоением новых благ, развитием потребностей, определяется стремлением к социально значимым целям. (Успех в вышивании крестиком – не социально значимая деятельность. Не можем характеризовать с точки зрения мотивации достижений.)

Мотивация достижения – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Здесь также имеет значение валентность успеха и неудач. Уровень притязаний и мотивации достижений объясняется особенностями социализации и особенностями той или иной культуры. (Выше у представителей Западной культуры.)

Формирование высокого уровня мотивации достижений зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды.

Мотив достижения – внутреннее относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Является одним из важнейших среди совокупности факторов, определяющих мотивацию достижений – поведение человека, направленное на достижение успеха в жизни.

Исследования мотивации достижения начаты амер. исследователем – Д. Мак-Клелландом. Дальнейшее развитие в работах – Дж. Аткинсона и Г. Хекгаузена.

Мотивация достижения, формируется прижизненно в опыте раннего детства под влияние воспитания ребенка в семье. Его внутреннюю побудительную основу составляют аффективно окрашенные эмоциональные ассоциации, связанные с успехами и подкрепленные соответствующими действиями со стороны родителей. Если их подкрепления ассоциируются с успехами, а наказания с неудачами в действиях, то у ребенка возникает и развивается мотив достижения.

Для его количественной оценки Мак-Клелланд с коллегами, на основе Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) разработали проективную методику, впоследствии усовершенствованную Хекгаузеном.

Вопрос 22 Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные понятия. Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы.

1. Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные понятия

Когнитивные теории мотиваций предполагают, что поведение формируется в результате активной обработки и интерпретации информации. Мотивация рассматривается не как механическое или врожденное множество процессов, а как целенаправленное и устойчивое множество поведений, основанных на доступной информации. Ожидания, основанные на прошлом опыте, способствуют направлению поведения по направлению к определенным целям. Наиболее важные концепции когнитивной мотивационной теории это:

1. оценочная теория ожиданий (Генри Мюррей)

2. атрибутивная теория (Бернард Вайнер)

3. когнитивный диссонанс (Леон Фестингер)

4. самовосприятие (Дэрил Бем)

5. самоактуализация (Абрахам Маслоу)

В соответствии с оценочной теорией ожидания поведение есть функция от ожиданий и соответствующих им значений целей. Этот подход предполагает, что существует несколько возможных поведений, и выбирается то поведение, которое обеспечивает максимум значения наибольшему количеству целей.

Второй подход к мотивациям на достижение обращен к анализу выводов, которые люди делают о ситуации достижения. Атрибутивная теория изучает то, как люди совершают суждения о поведении кого-либо, или о том, как они связывают причины с поведением. Связь со способностью, усилиями, трудностью задачи, удачей и другими атрибутами является особенно важной для определения будущей мотивации на достижение. Например, когда индивидуум имеет успех при выполнении задачи и связывает этот успех со способностями, то этот индивидуум вероятно в будущем положительно мотивирован в отношении новой ситуации достижения. Исследование атрибутов, перечисленные выше, показало, что они наилучшим образом могут быть поняты, если их представить в трехмерном пространстве, описываемом параметрами “позиция”, “стабильность” и “управляемость”. “Позиция” показывает внешний или внутренний характер причины, вызвавшей успех или неудачу. “Стабильность” говорит о способности к изменению причины успеха или неудачи. “Управляемость” описывает, на сколько субъект влияет на ход событий.

Наиболее популярным когнитивным подходом к изучению мотиваций являлась теория когнитивного диссонанса, предложенная Леоном Фестингером в 1957 г. Эта теория предполагает, что люди пытаются привести в соответствие их верования, устремления и поведение. В соответствии с этой теорией всегда существует когнитивный диссонанс, так как верования, устремления и поведение никогда не могут быть согласованы.

Теория самовосприятия альтернативна теории когнитивного диссонанса. Она предполагает, что все индивидуумы анализируют собственное поведение с позиций стороннего наблюдателя и, поэтому, могут проанализировать причины своего поведения, и, следовательно, корректировать его в требуемом направлении. Некоторые авторы считают, что теория когнитивного диссонанса и теория самовосприятия не исключают друг друга, а могут быть использованы в различных условиях.

Самоактуализация. Некоторые когнитивные исследования показывают, что мотивации человека определяются его потребностью быть самодостаточным и управляемым. Например, Абрахам Маслоу предположил, что мотивации человека следуют из иерархии его нужд. В рамках философской концепции бихевиоризма он разрабатывал аспекты мотивации, в соответствии с которой люди трудятся для того, чтобы получить то, что они не имеют. Из нее следует, что у различных людей мотивации различны. "Иерархия потребностей" базировалась на допущении, что мотивации людей определяются пятью универсальными потребностями: (1) потребности физиологические, (2) безопасности, (3) отношения принадлежности или социальные, (4) самоуважения и (5) самоактуализации. См. рис. ниже.

Эти потребности имеют различную важность, зависящую от влияния на поведение человека, которое они оказывают. Сначала активизируются мотивации нижних уровней. Переход на более высокий уровень требует все больших усилий. Поскольку потребности человека редко могут быть удовлетворены в полной мере, Маслоу считал, что человек крайне редко может достигнуть уровня самоактуализации.

Наши рекомендации