К.Г. Юнг «Психологические типы».

С точки зрения типологии К. Г. Юнга каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. Юнг определил способы познания мира и выделили экстраверсию и интроверсию.

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках.

Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует.

По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций. Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом. Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.

Используя введенные понятия, Юнг построил типологию.

  Рациональные Иррациональные
Экстраверты Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип
Интроверты Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип

Живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации

Вопрос 16 Определение, функции эмоций. Классификация эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта (Выготский).

Способность учитывать значимые элементы ситуации в процессе поведения обеспечивают познавательные процессе. Эмоция презентует человеку спотребности, мотивы и ценности. Доступ к собственной мотивационно-ценностной сфере человек имеет через эмоции(базовые явления психики). В скрытом или явном виде в каждом эмоциональном переживании содержится оценка данной ситуации, потребностей, мотиваций, ценностей.

Эмоция - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются регулятором деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. В теории деятельности эмоция – отношение результата деятельности к ее мотиву. Если с т.з. мотива деятельность была успешной – возникают позитивные эмоции. Эмоции выполняют целый ряд специфических функций:

1. Организующая (мобилизующая): организуют некоторую деятельность привлекая к ней силы и внимание. Переключательная функция при конкуренции мотивов, выделение доминирующей потребности.

2. Отражательно-оценочная Отражает значимость явлений и ситуаций, состояние организма и внешних воздействий.

3. Регуляторная (управляющая). Регуляция психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей.

4. Предвосхищающая. Предвосхищающие эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе.

5. Познавательная. Эмпатия – сопереживание другому человеку, вчувствование в его эмоциональное состояние.

Коммуникативная

Качественные характеристики эмоций:

· Знак: положительный – отрицательный (удовольствие и неудовольствие);

· Модальность: специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги;

· Динамика протекания: длительность, интенсивность и т.п.;

· Динамика внешнего выражения – эмоциональная экспрессия.

Классификация эмоций.

1. эмоциональный тон ощущений форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые.

2. эмоции носит ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребности в данный момент.

В рамках когнитивной психологии выделяют следующие негативные эмоции:

— гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели;
— печаль возникает в ситуации потери значимого объекта;
— страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
— отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.

3. чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира (интеллектуальные, нравственные, эстетические):
- Астенические чувства (слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.
- Стенические чувства (сила) — положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема.

4. аффекты (душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях.Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов.

- Ажитация (возбуждать) —аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение.

- Аффективный застой (аккумуляция аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва.

Свойства эмоциональных явлений: Активность; Длительность; Предметность(у чувства предмет более обобщенный); Возможность произвольного управления. Аффектом и эмоциональным тоном управлять невозможно.

Принцип единства аффекта и интеллекта.

Психология была расколота на глубинно-личностную(потребностно-мотивационная)-Фрейд, Юнг, Божович и др. и когнитивную (Леонтьев, Гальперин идр.) Выготский говорит об объединении двух аспектов, т.к. человек целостная структура и надо соблюсти единство аффекта и интеллекта. Это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.

До кризиса 7 лет эмоции преобладают над интеллектом, т.е. ведут за собой. После кризиса интеллект начинает доминировать, а эмоции осознаются и предвосхищаются, эмоции признаются собственными, есть возможность ими управлять. Эмоции становятся умными (интеллектуализируются), а познавательная сфера приобретает аффективный характер, обогащается чувством. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и поступком. В каждом проявлении переживания возникает некий интеллектуальный момент (смысловое переживание). Ребенок раннего возраста не знает своих переживаний (радуется и не знает, что он радуется). Ребенок 7 лет начинает понимать, что значит «я радуюсь». Переживания приобретают смысл, возникают мыслительные операции, связанные с переживанием. Интеллектуальные и эмоциональные моменты представляют собой своеобразную психологическую систему, где эмоциональный процесс играет ведомую роль. В аутическом мышлении мысли направлены не различными задачами, а эмоциональными тенденциями, т.е. эмоциональный процесс играет ведущую роль. И речь идет не о повреждении самих интеллектуальных и эмоциональных моментах, а о патологическом изменении их отношения.

Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства порождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления.Существование интеллектуальных чувств – удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения и пр. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.


Наши рекомендации