К.Г. Юнг «Психологические типы».
С точки зрения типологии К. Г. Юнга каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. Юнг определил способы познания мира и выделили экстраверсию и интроверсию.
В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках.
Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует.
По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций. Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).
Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом. Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.
Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.
Используя введенные понятия, Юнг построил типологию.
Рациональные | Иррациональные | |
Экстраверты | Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип | Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип |
Интроверты | Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип | Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип |
Живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации
Вопрос 16 Определение, функции эмоций. Классификация эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта (Выготский).
Способность учитывать значимые элементы ситуации в процессе поведения обеспечивают познавательные процессе. Эмоция презентует человеку спотребности, мотивы и ценности. Доступ к собственной мотивационно-ценностной сфере человек имеет через эмоции(базовые явления психики). В скрытом или явном виде в каждом эмоциональном переживании содержится оценка данной ситуации, потребностей, мотиваций, ценностей.
Эмоция - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются регулятором деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. В теории деятельности эмоция – отношение результата деятельности к ее мотиву. Если с т.з. мотива деятельность была успешной – возникают позитивные эмоции. Эмоции выполняют целый ряд специфических функций:
1. Организующая (мобилизующая): организуют некоторую деятельность привлекая к ней силы и внимание. Переключательная функция при конкуренции мотивов, выделение доминирующей потребности.
2. Отражательно-оценочная Отражает значимость явлений и ситуаций, состояние организма и внешних воздействий.
3. Регуляторная (управляющая). Регуляция психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей.
4. Предвосхищающая. Предвосхищающие эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе.
5. Познавательная. Эмпатия – сопереживание другому человеку, вчувствование в его эмоциональное состояние.
Коммуникативная
Качественные характеристики эмоций:
· Знак: положительный – отрицательный (удовольствие и неудовольствие);
· Модальность: специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги;
· Динамика протекания: длительность, интенсивность и т.п.;
· Динамика внешнего выражения – эмоциональная экспрессия.
Классификация эмоций.
1. эмоциональный тон ощущений форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые.
2. эмоции носит ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребности в данный момент.
В рамках когнитивной психологии выделяют следующие негативные эмоции:
— гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели;
— печаль возникает в ситуации потери значимого объекта;
— страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
— отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
3. чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира (интеллектуальные, нравственные, эстетические):
- Астенические чувства (слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.
- Стенические чувства (сила) — положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема.
4. аффекты (душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях.Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов.
- Ажитация (возбуждать) —аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение.
- Аффективный застой (аккумуляция аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва.
Свойства эмоциональных явлений: Активность; Длительность; Предметность(у чувства предмет более обобщенный); Возможность произвольного управления. Аффектом и эмоциональным тоном управлять невозможно.
Принцип единства аффекта и интеллекта.
Психология была расколота на глубинно-личностную(потребностно-мотивационная)-Фрейд, Юнг, Божович и др. и когнитивную (Леонтьев, Гальперин идр.) Выготский говорит об объединении двух аспектов, т.к. человек целостная структура и надо соблюсти единство аффекта и интеллекта. Это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.
До кризиса 7 лет эмоции преобладают над интеллектом, т.е. ведут за собой. После кризиса интеллект начинает доминировать, а эмоции осознаются и предвосхищаются, эмоции признаются собственными, есть возможность ими управлять. Эмоции становятся умными (интеллектуализируются), а познавательная сфера приобретает аффективный характер, обогащается чувством. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и поступком. В каждом проявлении переживания возникает некий интеллектуальный момент (смысловое переживание). Ребенок раннего возраста не знает своих переживаний (радуется и не знает, что он радуется). Ребенок 7 лет начинает понимать, что значит «я радуюсь». Переживания приобретают смысл, возникают мыслительные операции, связанные с переживанием. Интеллектуальные и эмоциональные моменты представляют собой своеобразную психологическую систему, где эмоциональный процесс играет ведомую роль. В аутическом мышлении мысли направлены не различными задачами, а эмоциональными тенденциями, т.е. эмоциональный процесс играет ведущую роль. И речь идет не о повреждении самих интеллектуальных и эмоциональных моментах, а о патологическом изменении их отношения.
Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства порождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления.Существование интеллектуальных чувств – удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения и пр. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.