Вопрос 3 Сознание как предмет психологии. Явления и свойства сознания с точки зрения различных психологических школ.
Психология, как наука о сознании начинается с 17в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать названа сознанием.
У истоков этой психологии стоит Рене Декарт. Он родоначальник рационалистической философии. Если хотите докопаться до истины надо все подвергнуть сомнению. Что же тогда останется? Останется наше сомнение - верный признак того, что мы мыслим. А мыслить – это значит понимать, чувствовать, воображать, желать. Таким образом человек обнаруживает в себе – его собственное сознание. Существование сознание факт, и главная задача психологии подвергнуть его анализу.
Одним из первых исследователей сознания был Джон Локк, его же считают идейным отцом интроспекции. Он утверждал о двух источниках наших знаний:
- объекты внешнего мира;
- деятельность нашего ума.
На объекты внешнего мира мы направляем наши чувства и получаем впечатления (идеи) во внешних вещах. К деятельности ума он причислял мышление, веру, желание, сомнение, рефлексию – «наблюдение» за своими мыслями, желаниями и т.д.(ею не владеют дети и некоторые взрослые, т.к. она требует определенной организации).
Это направление было продолжено в исследованиях Вильгельма Вундта. Он в 1879 г. открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Предметом изучения - стало сознание. (сознаваемые человеком психологические процессы и состояния). Вундт обнаружил, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл «актами апперцепции».
Задачей психологии по Вундту, является разложение сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. За эту идеи это направление называют структурализмом (атомизмом). Элементами сознания Вундт объявил ощущения. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция — это активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей и исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение).
Т. о. понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к следующему:
1. Сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объём.
2. Главной задачей в изучении сознания является изучение его содержания путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие частицы, из чего следует понимание самого сознания.
3. Любая ассоциативная связь – пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но его продукт является новым, не сводимым к сумме своих элементарных частиц явлением.
4. В противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающийся во времени.
Однако это далеко не все, что можно сказать про сознание. Его поле неоднородно еще и в другом смысле: в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая; это – «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, не расчленены; это – «периферия сознания».
Далее, содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении. В. Джеймсу принадлежит яркое описание различных феноменов сознания. Он выделяет два вида его состояния:устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются с взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.
Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии «поток сознания».Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным может быть лишь объект внимания, а не впечатление о нём. Внимание может удерживаться на объекте, только если в нём открываются всё новые стороны.
Как бы в противовес классической психологии сознания возникает другое направление в психологии бихевиоризм – предметом изучения становится поведение, а не явления сознания.
В психоанализе, родоначальником, которого является З.Фрейд, изучается – бессознательное, а не сознание.Согласно теории бессознательного в психике человека существуют три сферы:сознание, предсознание, бессознательное. В предсознанетельнойсфере - знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют, но могут в любой момент могут всплыть в сознании, необходимо только усилить память. Область бессознательного обладает другими свойствами, содержание этой области не осознается, из-за сильных механизмов сопротивления и вытеснения, также оно оказывает влияние на наши действия и состояния. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Три основные формы проявления бессознательного это: сновидения, ошибочные действия, психогенные заболевания (неврозы, истерия, фобии).
Гипотеза о происхождении сознания принадлежит А.Н. Леонтьеву. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», вне зависимости от отношений к ней субъекта. Только с появлением сознания мир отражается «объективно» как есть, независимо от биологических целей. Толчком к возникновению сознания послужило появление – коллективного труда. В условиях совместной деятельности впервые появляются такие операции, которое не направлены на предмет потребности, а имеют промежуточный результат. В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Смысл, по Леонтьеву, и есть отражение отношения цели действия к мотиву. Также здесь проявляется роль второго фактора в развитии сознания – речь и язык,которые необходимы для выполнения совместных действий. Особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Сознание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и благодаря этому формируется его собственное сознание.