Переключаемость относится к числу тренируемых качеств

Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания (по данным Ланге Н.) равны обычно 2–3 сек., доходя максимум до 12 сек. Эти случаи колебаний, по мнению многих исследователей, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому. Как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое.

Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, понятности, отношения к нему со стороны индивида – степени его интереса к данному материалу – и, наконец, индивидуальные особенности личности.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

2) Двухфакторная теория интеллекта—теория интеллекта, созданнаяЧарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).

Специфический фактор «S», свойственный только одному какому-либо виду деятельности и действующий только в одной ситуации, он нужен для решения задач в отдельных областях.

Фактор «G» — это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии». Умственная энергия характеризуется, по Спирмену, тремя показателями:

1. количество, уровень умственной энергии.

2. степень энергии, то есть быстрота перехода от одной деятельности к другой.

3. степень колебаний энергии, так называемая легкость ее восстановления после определенной деятельности.

В рамкахмногофакторной теории интеллекта Л. Терстоунавозможность существования общего интеллекта отвергалась.

Терстоун получил более 10 групповых факторов, 7 из которых были им идентифицированы и названы "первичными умственными способностями":
S - "пространственный" (способность мысленно оперировать пространственными отношениями);
Р - "восприятие" (способность детализировать зрительные образы);
N - "вычислительный" (способность выполнять основные арифметические действия);
V - "вербальное понимание" (способность раскрывать значение слов);
F - "беглость речи" (способность быстро подобрать слово по заданному критерию);
М - "память" (способность запоминать и воспроизводить информацию);
R - "логическое рассуждение" (способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур).

Согласно Р. Кеттеллу — структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта:

1) текучий — который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к новым ситуациям;

2) кристаллизованный — в косм отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как, например, фактор визуализации; а также факторы-операции, кои соответствуют специальным факторам Ч. Спирмена. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижение показателей интеллекта текучего, но не кристаллизованного.

Ведущим положением теории Дж. Гилфордаявляется отказ от генерального фактора в пользу представлений о том, что существует 150 разных интеллектуальных способностей. Исходным пунктом его модели служит гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.

Одно измерение — вид умственных операций, включенных в способность. Дж. Гилфорд выделяет пять таких операций:

- познание;

- память;

- дивергентное мышление;

- конвергентное мышление;

- оценивание.

Другое измерение — содержание — характеризует природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Дж. Гилфорд различает пять типов содержания:

- изобразительное;

- слуховое;

- символическое;

- семантическое;

- поведенческое.

Третье измерение — продукт, или результат, характеризует форму, в которой информация обрабатывается испытуемыми. Дж. Гилфорд называет шесть типов продукта:

- элементы;

- классы;

- отношения;

- системы;

- типы преобразования;

- выводы.

В соответствии с моделью Дж. Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений. Эту модель называют «кубообразной моделью структуры интеллекта». Поскольку в ней содержится 5x5x6 категорий. Но эксперименты не подтвердили его теорию.

По Гарднеру интеллект – это потенциал. Существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:

1) лингвистический (способность к порождению речи);

2) логико-математический (способность к абстрактному мышлению);

3) пространственный (способность воссоздать зрительные образы);

4) музыкальный (способность разобрать тембр, ритм, высоту звука);

5) телесно-кинестетический (способность контролировать моторные движения);

6) личностный (способность понимать свои и чужие чувства, ощущения, мысли).

Первые 3 модуля измеряются стандартными тестами на интеллект. Последние 3 по мнению автора заслуживают аналогичного статуса, но запад сделал акцент на первых 3-х и фактически исключил остальные.

Билет 6.

1. Основные теории внимания: селективные, ресурсные, внимание как перцептивное действие.

2. Понятия задатков и способностей. Общие и специальные способности.

1) Внимание – это сквозной психический процесс, который определяется избирательностью, направленностью и активностью; сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Сквозной психический процесс – процесс, который проходит через все остальные психические процессы.

Теория Узнадзе.

Узнадзе говорил о двух планах работы нашей психики: первый план опосредован установкой - целостным, неосознаваемым отражением действительности как ситуации удовлетворения актуальной потребности. На этом уровне действительность не является объектом внимания.

Второй план – действительность сама начинает становиться объектом для человека, она выступает из ряда факторов, непосредственно обусловливающих поведение человека, и становится самостоятельным предметом, на который направлено внимание субъекта.

Таким образом, В. имеет функцию задержки активности на предмете, т.е. фиксации.

Теория Гальперина.

По этой теории внимание представляет собой идеальную сокращённую и автоматизированную форму контроля. Гальперин выдвинул гипотезу внимания как самостоятельной формы психической деятельности. Направленность и сосредоточенность присуща в разной степени всякой деятельности субъекта. Но и само внимание может быть и сосредоточенным, и рассеянным, и направленным, и неустойчивым.

Почему эта гипотеза не смогла быть доказана?

1.В. никогда не выступает отдельно, только вместе с какой – либо деятельностью как её сторона или даже характеристика.

2. В. не даёт отдельного продукта, а всего лишь улучшает процесс или результат деятельности.

Эти две трудности устраняются тогда, когда мы находим такое действие, единственным продуктом которого является улучшение другого, производительного действия, и которое поэтому всегда осуществляется вместе с ним. Это контроль.

Пока контроль выполняется как развёрнутая предметная деятельность, он сам требует внимания. Контроль получает форму внимания, становится вниманием, когда достигает уровня идеального сокращённого и автоматизированного действия. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.

Гипотеза, что В. – это сокращённая и идеализированная форма контроля, получила своё первое экспериментальное подтверждение в 1970 году (эксперимент Кабыльницкой). В эксперименте были выделены этапы формирования внимания:

1. во внешней деятельности (развернутое/свернутое)

2. во внутреннем плане

3. автоматизированное (сформировавшийся навык)

Подход Найсера.

Внимание — направленность основного потока нашей деятельности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа. Таким образом, внимание — это вид деятельности и, следовательно, оно не ограничено. У человека существуют особые схемы принятия информации — перцептивный цикл.

Найсер предполагал наличие процессов предвнимания, которые Найсер делил на 2 типа: врожденные механизмы разделения входа на те части, на которые затем будет направлено внимание(н-р, процессы выделения фигуры и фона), а также предшествующие вниманию процессы бдительности, действующие независимо от внимания и одновременно с ним.

Теория Рибо.

Внимание — временная задержка одной «идеи», мысли в сознании (моноидеизм). Внимание вызывается аффективными состояниями и тесно коррелирует с движениями (Подход Рибо иначе называют аффективно-моторным)

По Рибо вниманию сопутствуют внутренние и внешние изменения (на внешние объекты – тело совершает движение по направлению к объекту, на внутренние объекты – глаза прикрыты, уменьшено поступление сенсорной информации в организм).

Непроизвольное внимание является естественным, врожденным. Произвольное В. появилось тогда, когда человек начал трудиться. Оно воспитывается людьми. Рибо выделил 3 периода становления произвольного внимания:

1) воспитатель влияет на аффективные состояния

2)на более сложные эмоции: долг, самолюбие

3)формируется привычка.

Селективная теория

Внимание - фильтр, осуществляющий отбор информации и предохраняющий, таким образом, канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью от перегрузки.

Модели ранней селекции

- информация для когнитивной обработки и подготовки ответа отбирается на основе простых сенсорных признаков фильтром, работающим по принципу «все или ничего». После обнаружения новых экспериментальных данных было высказано предположение, что степень фильтрации подвержена градуальномуконтролю. Таким образом, фильтр никогда не блокирует полностью сенсорную информацию, а лишь ослабляет или усиливает ее (модель аттеньюатора). Трейсман и Бродман.

Модели поздней селекции

Согласно этой модели, вся стимуляция, попадающая в органы чувств, проходит стадию первичной автоматической обработки. Т. е. селекция, приводящая к переходу от параллельной к последовательной обработке, - поздний процесс, осуществляемый после того, как все знакомые стимулы были опознаны, то есть успели в той или иной степени проконтактировать со структурами памяти. Дойч и Норманн.

Существуют также модели гибкой селекции: фильтры расположены в разных местах, разные по механизму отбора.

Ресурсная модель

Представление о внимании, как ограниченных ресурсах умственного усилия, отвечает запросам психологов-практиков, работающих в области инженерной психологии. Вопросы измерения умственной нагрузки операторов, оценки трудности решаемых задач связаны с ключевой проблемой распределения внимания в ситуациях одновременного выполнения двух и более задач. Многочисленные данные говорят о том, что в таких ситуациях задачи решаются хуже, чем по отдельности. Гипотезу составных ресурсов системы переработки информации выдвинули и обосновали Д. Навон и Д. Гофер.

В этой модели делается акцент на распределение внимания и разную степень интенсивности внимания. Человек может делать несколько дел одновременно. У внимания есть энергетический ресурс. Если человек выполняет одно дело, он отдает ему весь ресурс, а при выполнении нескольких дел одновременно ресурс делится на части, тем самым, уменьшая количество внимания, уделяемого основному делу. Переключение внимания – перенос ресурса с одного на другой.

2) Понятия задатков и способностей. Общие и специальные способности.

«Способность» — одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтети­ческое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

Способности – индивидуальные психические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности и не сводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым видам деятельности.

Способности формируются на основе задатков (врожденные анатомо-физиологические особенности, предрасположенность).

Способности развиваются в деятельности.

Задатки, практически все, развиваемы, главное – включить их в деятельность.

Способности

· общие (интеллект – способность решать задачи на основе имеющихся знаний; обучаемость – способность получать новые знания; креативность – общая творческая способность к преобразованию знаний и к созданию нового продукта)

· специальные – к узкому специальному спектру (талант)

Билет 7.

1. Память как сквозной психический процесс: виды, формы, процессы, функции памяти.

2. Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

1) Память – сквозной психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения субъектом его опыта.

Сквозной психический процесс – процесс, который проходит через все остальные психические процессы.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как “сквозной” процесс, обеспечиваю­щий преемственность психических процессов и объединяющий все познаватель­ные процессы в единое целое.

Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Физиологической основой памяти является пластичность нерв­ной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует.

Виды памяти

Виды памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится (рис. 6).

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по способу активности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала) — на кратковременную, долговременную и оперативную (рис.5).

- Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы­ков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

- Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключа­ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Воспоминания о пережитых чувствах — страдании, радости любви сопровож­дают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. Наиболее легко запоминаются со­бытия, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негатив­ные события быстро забываются.

- Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

- Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической

По способу запоминания память делят на непроизвольную и произвольную.

· Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляет­ся без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со­бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело­век в жизни.

· Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ­ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес­кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа­ла.

Эффективность произвольной памяти зависит:

От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

От приемов заучивания.

Приемы заучивания:

- логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами

- образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память

- мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

· Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д.

· В отличие от этого, осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Поэтому ос­мысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.

Доказано, что эффективность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.

Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко време­ни. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше уси­лий и времени, но является более действенным.

При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в слу­чае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Важнейшей характеристикой памяти является ее временная характеристика. В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения ин­формации выделяют следующие виды памяти.

· Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохра­нение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

· Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немед­ленным воспроизведением. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Бла­годаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеива­ется ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происхо­дит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем крат­ковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использо­вания специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

В целом же кратковременная память име­ет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

· Понятием оперативная память обозначают мнемонические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Она представляет синтез долговре­менной и кратковременной памяти. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифмети­ческое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некото­рые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

· Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функциони­рование долговременной памяти. Вторичная, или долговременная память — длительное сохранение инфор­мации (начиная от 20 сек. и простираясь на часы, месяцы, годы) после мно­гократного повторения и воспроизведения. В долговременную может проникнуть и надолго от­ложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому крат­ковременная память выступает в виде своеобразного фильтра, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с ря­дом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают послед­ние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

Наши рекомендации