Методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний»
Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) на основе метода цветовых выборов М. Люшера (1948), исследования которого заложили прочную основу применения цвета в практике психологической диагностики. Следует отметить, что метод цветовых выборов Люшера успешно применялся при изучении групп людей, больных шизофренией, невротическими расстройствами.
Цветодиагностика эмоциональных состояний может применяться с 3-4-летнего возраста с целью изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе, для оценки воздействия различных ситуаций на ребенка, а также для выяснения влияния на эмоциональное самочувствие учащегося воздействий разных педагогов.
Теоретической основой данной методики является представление о том, что отношение к тем или иным людям, событиям, объектам или явлениям отражается в цветовых ассоциациях к ним. То есть каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:
§ красный – восторженное;
§ оранжевый – радостное, теплое;
§ желтый – светлое, приятное;
§ зеленый – спокойное, уравновешенное;
§ синий – неудовлетворительное, грустное;
§ фиолетовый – тревожное, напряженное;
§ черный – полный упадок, уныние;
§ белый – символизирует ответ типа: «трудно сказать».
Основным методическим инструментом цветодиагностики является дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон. Цветоматрица заполняется в начале и в конце каждого коррекционно-развивающего занятия. В инструкции ребенку предлагается выбрать ту полоску, которая похожа на его настроение в настоящее время.
Интерпретация результатов производится в двух вариантах. Первичная оценка — по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всей группе, и зональные (групповые) цветовые синдромы. По своему содержанию синдромы могут оцениваться следующим образом:
1. позитивно-стимулирующие (цвета верхней части спектра);
2. умеренные, стабилизирующие (цвета средней части спектра);
3. негативные, астеничные (нижняя часть спектра);
4. напряженные (представлены противоположные по значению цвета);
5. «ковровые» (пестрота цветов, отсутствие единства в настроениях).
Более глубокий анализ – вторичная обработка цветоматрицы – требует квантификации полученных данных: числового преобразования оценок. Оценка символизирует интенсивность выраженности эмоциональных состояний:
§ красный +3 балла
§ оранжевый +2 балла
§ желтый +1 балл
§ зеленый 0 баллов
§ синий -1 балл
§ фиолетовый -2 балла
§ черный -3 балла
§ белый 0 баллов
Таким образом, каждый цвет в цветоматрице можно заменить числовыми данными.
Анализ полученных данных возможен в нескольких вариантах:
1. Исследуется вертикальный столбец в цветоматрице. Он символизирует эмоциональное состояние перед началом занятия (в конце занятия). Условный его показатель «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:
А= £((+) – (–)) х п,
где £ (+) – сумма всех положительных баллов, V (–) – сумма всех отрицательных баллов, п – количество человек.
Данный показатель служит определенным критерием деятельности психолога. Он отражает общее эмоциональное настроение группы детей. По нему взрослый может в некоторой степени судить о том, смог ли он своим воздействием на детей вызвать у них чувство эмоционального благополучия, которое отражается в хорошем настроении у детей («А» со знаком «+»). Либо, наоборот, следствием общения психолога и группы стало чувство эмоционального дискомфорта, выражающееся в неудовлетворительном, тревожном настроении («А» со знаком «–»).
2. Исследуется представленность цветов у всех членов Т-группы в течение определенного периода времени (на протяжении реализации программы). В этом случае можно говорить об общих цветовых синдромах, то есть о преобладании определенных настроений у детей за данный период. Таким образом, исследуется влияние на эмоциональную атмосферу в группе макрофакторов – каких-либо значимых событий, наиболее понравившихся занятий. Динамика эмоциональных состояний детей в процессе реализации программы представлена графически.
3. Проводится анализ горизонтального столбца цветоматрицы – смена настроений отдельного ребенка. Учитывается представленность цветов, словесные пояснения ученика. Это дает возможность психологу (педагогу) глубже узнать ребенка, выявить наиболее важные факторы, влияющие на его эмоциональное состояние, а следовательно, найти оптимальные цветовые варианты воздействия на ребенка.
Применение методики выполняет исследовательскую функцию. Методика рекомендуется для практических психологов, учителей, воспитателей.
Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
Нарисуй яблоко!
Этот тест относится к разделу "проективных", то есть тех, которые умудряются изучать подсознательное человека без ведома хозяина. Скажем, ходит этакий тихоня, и не знает никто, какие черти в его омуте водятся. А тут раз - и все сразу понятно. Давайте сегодня попробуем познать себя при помощи нехитрого задания.
Нарисуйте яблоко. Какое угодно и как угодно. Нарисовали? А теперь загляните в интерпретатор (ниже) и составьте свой психологический портрет.
Подведем итоги...
- Яблоко круглое, как мячик, - самопогруженность, невнимательность к окружающим;
- яблоко, сплющенное по полюсам, - общительность, хороший характер, уступчивость;
- яблоко вытянутое - склонность к анализу, некоторая тормозность мышления;
- яблоко, похожее на ягодицу, - лень;
- яблоко лежит на боку - склонность к сомнению, нерешительность;
- яблоко ровное, симметричное - прямолинейность;
- яблоко в разрезе. Видны косточки - любите докопаться до сути, найти причины, первоистоки;
- яблоко большое - уверенность в себе;
- яблоко маленькое - низкая самооценка;
- яблоко "приклеилось" к низу листа, с подставкой - практичность, деловитость;
- яблоко с плодоножкой - веселый характер, чувство юмора;
- яблоко с выделенными волосками с другого полюса от плодоножки - чувственность;
- яблоко с листиком, червячком - изобретательность, при этом возможна вспыльчивость характера.