Обработка результатов Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.
Количество ответов подсчитать и умножить на 5.
Баллы: 0-35 – интроверсия; 36-65 – амбоверсия; 66-100 – экстраверсия.
Экстраверты: легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают знакомства, импульсивны, открыты и общительны, среди их знакомых могут быть и полезные люди; судят о людях «по внешности», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.
Интроверты: сосредоточены на собственных переживаниях, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и регидности; флегматики, меланхолики.
Амбоверты: личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.
Определение типа темперамента по методике Н.Н. Обозова
Методика Н.Н. Обозова, использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, позволяет определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия.
Инструкция. Для определения типа темперамента произведите построчный выбор степени проявления каждого из пятнадцати характерологических признаков. Предположим, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значение «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка: «2 балла», для второго: значения – «1 балл». Остальные значения в данной строке оцениваются в 0 баллов. Подобным же образом оцениваются показатели по всем остальным характерологическим признакам. Затем подсчитываются суммы баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным.
№ | Характерологический признак | Типы темперамента | |||
Сангвиник | Флегматик | Холерик | Меланхолик | ||
Уравновешенность поведения | Хорошо уравновешенное | Отлично уравновешенное | Неуравновешенное | Очень неуравновешенное | |
Эмоциональные переживания | Поверхностные, кратковременные | Слабые | Сильные, кратковременные | Глубокие и длительные | |
Настроение | Устойчивое, жизнерадостное | Устойчивое, без больших радостей и печалей | Неустойчивое с преобладанием бодрого | Неустойчивое с преобладанием пессимизма | |
Речь | Громкая, живая, плавная | Монотонная, радостная | Громкая, резкая, неравномерная | Тихая с задыханием | |
Терпение | Умеренное | Очень большое | Слабое | Очень слабое | |
Адаптация | Отличная | Медленная | Хорошая | Трудная (замкнутость) | |
Общительность | Умеренная | Невысокая | Высокая | Низкая (замкнутость) | |
Агрессивность в поведении | Миролю6ивое поведение | Сдержанность в поведении | Агрессивен | Истеричность в поведении, возмущение и уход от сложностей | |
Отношение к критике | Спокойное | Безразличное | Возбужденное | Обидчивое | |
Активность в деятельности | Энергичная (деловая) | Поведение неутомимого труженика | Страстная, увлеченная | Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других) | |
Отношение к новому | Безразличное | Отрицательное | Положительное | Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот | |
Отношение к опасности | Расчетливое, без особого риска | Хладнокровное, невозмутимое | Боевое, рискованное, без особого расчета | Тревожное, растерянное, подавленное | |
Стремление к цели | Быстрое, с избеганием препятствий | Медленное, упорное | Сильное, с полной отдачей | То сильное, то слабое, с избеганием препятствий | |
Самооценка | Некоторая переоценка своих способностей | Реальная оценка своих способностей | Значительная переоценка своих способностей | Чаще всего – недооценка своих способностей | |
Внушаемость и мнительность | Небольшая | Стабильная | Умеренная | Большая | |
Сумма баллов |
Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. – М.: Издательство АСВ, 2004. С. 168-169.
Тест «Самооценка силы воли»
Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция
На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет». Если Вы ответили:
- «да», то за это присваивается – 2 балла;
- «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл;
- «нет» – 0 баллов.
При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.
Текст опросника
- В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
- Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
- Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
- Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
- Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
- Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
- Быстро ли вы отвечаете на письма?
- Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
- Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
- Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
- Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
- Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
- Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
- Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
- Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?