Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
§ а) легко включается в работу;
§ б) действует со страстью;
§ в) действует спокойно, без лишних слов;
§ г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
§ а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;
§ б) возмущается тем, что ему делают замечания;
§ в) выслушивает и реагирует спокойно;
§ г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
§ а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
§ б) быстро, со страстью, но других не слушает;
§ в) медленно, спокойно, но уверенно;
§ г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
§ а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
§ б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
§ в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
§ а) бросает, потом опять продолжает работу;
§ б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
§ г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
§ а) быстро соглашается;
§ б) возмущается;
§ в) остается, не говорит ни слова;
§ г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
§ а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
§ б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
§ в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
§ г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
§ а) сангвинический;
§ б) холерический;
§ в) флегматический;
§ г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Опросник Юнга
Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.
Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.
- Что вы предпочитаете?
- немного близких друзей;
- большую товарищескую компанию.
- Какие книги вы предпочитаете читать?
- с занимательным сюжетом;
- с описанием переживаний героев.
- Что вы скорее можете допустить в разговоре?
- опоздание;
- ошибки.
- Если вы совершаете дурной поступок, то:
- остро переживаете;
- острых переживаний нет.
- Как вы сходитесь с людьми?
- быстро, легко;
- медленно, осторожно.
- Считаете ли вы себя обидчивым?
- да;
- нет.
- Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
- да;
- нет.
- Считаете ли вы себя?
- молчаливым;
- разговорчивым.
- Откровенны ли вы или скрытны?
- откровенен;
- скрытен.
- Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
- да;
- нет.
- Находясь в обществе, вы предпочитаете:
- говорить:
- слушать.
- Часто ли вы переживаете недовольство собой?
- да;
- нет.
- Любите ли вы что-нибудь организовывать?
- да;
- нет.
- Хотелось бы вам вести интимный дневник?
- да;
- нет.
- Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
- да;
- нет.
- Легко ли вы меняете ваше настроение?
- да;
- нет.
- Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
- да;
- нет.
- Ваши движения:
- быстры;
- замедленны.
- Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
- часто;
- редко.
- В затруднительных случаях:
- спешите обратиться за помощью к другим;
- не любите обращаться.
Тест «Самооценка силы воли»
Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция
На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет». Если Вы ответили:
- «да», то за это присваивается – 2 балла;
- «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл;
- «нет» – 0 баллов.
При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.
Текст опросника
- В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
- Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
- Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
- Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
- Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
- Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
- Быстро ли вы отвечаете на письма?
- Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
- Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
- Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
- Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
- Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
- Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
- Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
- Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
Тест «Два домика»
Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Анализ результатов:
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.
–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.
Стимульный материал
Обработка результатов
Подсчитайте % продуктивности В:
Нормативы:
- 70-100% - высокий показатель (1),
- 30-70% - средний показатель (2),
- 0-30% - низкий показатель (3).
Порядок работы.
Экспериментатор (преподаватель) с помощью ручного секундомера хронометрирует выполнение заданий по следующим инструкциям.
1. Первая инструкция:
«В течении минуты запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву "Р"». Можно варьировать изменения букв, женские и мужские имена, другие задания типа «Запишите любые города, начинающиеся с определенной буквы». Количество правильно записанных испытуемым слов будет соответствовать показателям вербальной беглости.
2. Вторая инструкция:
«Нарисуйте в течение минуты в этих кружочках те объекты, которые относятся к классу "Флора"».
В данном случае оценивается активность испытуемого по параметру образной беглости. Испытуемые подготавливают матрицу из 6-8 кружочков небольшого размера, где по указанию экспериментатора они должны рисовать различные объекты, включая форму кружочка в рисунок. Содержание инструкции: здесь также можно варьировать характер инструкции, соблюдая условие равенства трудности заданий. Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости.
3. Третья инструкция:
«В течение минуты составьте и запишите в тетрадях осмысленные предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л».
Задание направлено на выяснение особенностей гибкости (дивергентности) мышления в варианте вербального вида. Можно привести пример выполнения задания, в данном случае – написать предложение «Постепенно Исчезли Опавшие Листья» или что-либо аналогичное. Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости.
Четвертая инструкция.
Экспериментатор (преподаватель) рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например, крест, пересекающиеся линии, круг, волнистую линию и т.д. Инструкция для испытуемых: «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно в большее количество законченных рисунков». Вид задания направлен на определение особенностей образной гибкости испытуемых.
Тест «Художник — Мыслитель»
Инструкция: «Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку "за настроение"».
Вопросы:
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте сумму баллов по вопросам:
Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»)
П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)
Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления.
Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада.
Тест-задание на гибкость построения графического образа
Задание: Используя нарисованные изображения постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
§ а) легко включается в работу;
§ б) действует со страстью;
§ в) действует спокойно, без лишних слов;
§ г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
§ а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;
§ б) возмущается тем, что ему делают замечания;
§ в) выслушивает и реагирует спокойно;
§ г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
§ а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
§ б) быстро, со страстью, но других не слушает;
§ в) медленно, спокойно, но уверенно;
§ г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
§ а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
§ б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
§ в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
§ а) бросает, потом опять продолжает работу;
§ б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
§ г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
§ а) быстро соглашается;
§ б) возмущается;
§ в) остается, не говорит ни слова;
§ г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
§ а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
§ б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
§ в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
§ г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
§ а) сангвинический;
§ б) холерический;
§ в) флегматический;
§ г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Опросник Юнга
Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.
Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.
- Что вы предпочитаете?
- немного близких друзей;
- большую товарищескую компанию.
- Какие книги вы предпочитаете читать?
- с занимательным сюжетом;
- с описанием переживаний героев.
- Что вы скорее можете допустить в разговоре?
- опоздание;
- ошибки.
- Если вы совершаете дурной поступок, то:
- остро переживаете;
- острых переживаний нет.
- Как вы сходитесь с людьми?
- быстро, легко;
- медленно, осторожно.
- Считаете ли вы себя обидчивым?
- да;
- нет.
- Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
- да;
- нет.
- Считаете ли вы себя?
- молчаливым;
- разговорчивым.
- Откровенны ли вы или скрытны?
- откровенен;
- скрытен.
- Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
- да;
- нет.
- Находясь в обществе, вы предпочитаете:
- говорить:
- слушать.
- Часто ли вы переживаете недовольство собой?
- да;
- нет.
- Любите ли вы что-нибудь организовывать?
- да;
- нет.
- Хотелось бы вам вести интимный дневник?
- да;
- нет.
- Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
- да;
- нет.
- Легко ли вы меняете ваше настроение?
- да;
- нет.
- Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
- да;
- нет.
- Ваши движения:
- быстры;
- замедленны.
- Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
- часто;
- редко.
- В затруднительных случаях:
- спешите обратиться за помощью к другим;
- не любите обращаться.