Семинарское занятие № 3. Тема: «Мышление, интеллект и творчество» - 14 апреля
План:
1. Виды и приемы воображения.
2. Мышление: сущность, формы и виды.
3. Концепция развития мышления Ж.Пиаже.
4. Подход к изучению мышления и речи Л.С.Выготского.
5. Теория мышления П.Я.Гальперина.
6. Мышление и речь. Речевая деятельность.
7. Интеллект и его структура.
8. Понятие об интуиции. Интуиция и творчество.
9. Концепция творческого мышления Дж.Гилфорда.
10. Креативность. Творческое мышление и творческая личность.
Рекомендуемая литература:
1) Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и его развитие в детском возрасте. - собр.соч.,т.2,4 - М.,1982
2) Грановская Р.М.. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов, СПб., 1994
3) Майерс Д. Интуиция. – СПб, Питер, 2010
4) Грановская Р.М. Интуиция и искусственный интеллект. СПб., 1991
5) Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
6) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.М.: Педагогика-Пресс, 1994
7) Пиаже Ж. Психология интеллекта, М.,1982
8) Практический интеллект, - ред. Р.Стернберга, СПб.,Питер, 2003.
9) Холодная М.А. Психология интеллекта.- СПб, Питер, 2003
10) Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981 и далее
Глоссарий для ТМК:
1.Абсолютный верхний порог ощущений — максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.
2.Абсолютный нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение.
3.Апперцепция– феномен восприятия, отражающий зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств субъекта.
4.Восприятие – познавательный процесс, заключающийся в приеме и переработке человеком информации, поступающей в мозг непосредственно через органы чувств, и завершающийся формированием целостного перцептивного образа.
5.Воображение — психический процесс, выражающийся в построении новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте, а также - в создании программы поведения в неопределенной проблемной ситуации.
6.Дифференциальный порог ощущений — минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.
7.Идеомоторные акты – представление о движении, как если бы оно выполнялось реально, сопровождающееся зрительными образами, мышечными ощущениями и иннервацией мышц, соответствующей данной двигательной задаче
8.Иллюзии восприятия - ошибки восприятия частных признаков тех или иных предметов.
9.Константность– свойство восприятия, позволяющее в определенном диапазоне изменения условий восприятия сохранять неизменными параметры воспринимаемого объекта.
10.Ощущение– сенсорный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом отдельных свойств внешнего и внутреннего мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
11.Психофизика— раздел психологии, основанный Г.Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.
12.Последовательный образ — зрительное ощущение или восприятие, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя и продолжающееся до десяти минут.
13.Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти.
14.Сенсибилизация –повышение чувствительности вследствие тренировки или взаимодействия анализаторов.
15.Синестезия –появление под воздействием раздражения одной анализаторной системы ощущений в другом анализаторе.
16.Сенсорная адаптация — изменение чувствительности анализатора, служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя.
17.Целостность восприятия — свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого–либо объекта не воспринимаются, но оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.
18.Чувствительность— способность живого организма активно реагировать на раздражения или способность иметь ощущения.
19.Амнезия — частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию.
20.Внимание— сосредоточенность психической деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).
21.Иконическая память— сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время, которая имеет большую емкость, быстро угасает во времени (около 0,25 сек.) и сознательно не контролируется.
22.Мнемотехника— система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания (например организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий).
23.Объем памяти — количество материала, которое доступно к воспроизведению через некоторое время после его усвоения.
24.Память – познавательный процесс, включающий запоминание, сохранение, воспроизведение различной информации и опыта субъекта.
25.Эффект Зейгарник — закономерность, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием.
26.Эффект края –явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд, заучиваемого материала, элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.
27.Дискурсивное мышление— форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.
28.Интуиция — отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований. Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явлений, процессуально оно характеризуется быстротой протекания и отсутствием осознанных этапов постижения истины.
29.Мышление – познавательный процесс, связанный с открытием субъективно нового знания и представляющий собой целенаправленное, обобщенное и опосредованное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.
30.Интеллект – система всех познавательных способностей индивида (ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения), определяющая успешность любой деятельности и адаптацию к новым жизненным задачам.
31.Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности.
32.Речь – система звуковых сигналов и письменных символов, используемых человеком для представления и передачи информации в процессе общения.
33.Язык — система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям, средство общения.
34.Эгоцентризм - неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения или размышлять в иной системе координат. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей.
35.Эйдетический образ — особый картинный образ памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий восприятию, наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же — достаточно редко.