Семинарское занятие № 3. Тема: «Мышление, интеллект и творчество» - 14 апреля

План:

1. Виды и приемы воображения.

2. Мышление: сущность, формы и виды.

3. Концепция развития мышления Ж.Пиаже.

4. Подход к изучению мышления и речи Л.С.Выготского.

5. Теория мышления П.Я.Гальперина.

6. Мышление и речь. Речевая деятельность.

7. Интеллект и его структура.

8. Понятие об интуиции. Интуиция и творчество.

9. Концепция творческого мышления Дж.Гилфорда.

10. Креативность. Творческое мышление и творческая личность.

Рекомендуемая литература:

1) Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и его развитие в детском возрасте. - собр.соч.,т.2,4 - М.,1982

2) Грановская Р.М.. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов, СПб., 1994

3) Майерс Д. Интуиция. – СПб, Питер, 2010

4) Грановская Р.М. Интуиция и искусственный интеллект. СПб., 1991

5) Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.

6) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.М.: Педагогика-Пресс, 1994

7) Пиаже Ж. Психология интеллекта, М.,1982

8) Практический интеллект, - ред. Р.Стернберга, СПб.,Питер, 2003.

9) Холодная М.А. Психология интеллекта.- СПб, Питер, 2003

10) Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981 и далее

Глоссарий для ТМК:

1.Абсолютный верхний порог ощущений — максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

2.Абсолютный нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение.

3.Апперцепция– феномен восприятия, отражающий зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств субъекта.

4.Восприятие – познавательный процесс, заключающийся в приеме и переработке человеком информации, поступающей в мозг непосредственно через органы чувств, и завершающийся формированием целостного перцептивного образа.

5.Воображение — психический процесс, выражающийся в построении новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте, а также - в создании программы поведения в неопределенной проблемной ситуации.

6.Дифференциальный порог ощущений — минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.

7.Идеомоторные акты – представление о движении, как если бы оно выполнялось реально, сопровождающееся зрительными образами, мышечными ощущениями и иннервацией мышц, соответствующей данной двигательной задаче

8.Иллюзии восприятия - ошибки восприятия частных признаков тех или иных предметов.

9.Константность– свойство восприятия, позволяющее в определенном диапазоне изменения условий восприятия сохранять неизменными параметры воспринимаемого объекта.

10.Ощущение– сенсорный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом отдельных свойств внешнего и внутреннего мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

11.Психофизика— раздел психологии, основанный Г.Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.

12.Последовательный образ — зрительное ощущение или восприятие, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя и продолжающееся до десяти минут.

13.Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти.

14.Сенсибилизация –повышение чувствительности вследствие тренировки или взаимодействия анализаторов.

15.Синестезия –появление под воздействием раздражения одной анализаторной системы ощущений в другом анализаторе.

16.Сенсорная адаптация — изменение чувствительности анализатора, служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя.

17.Целостность восприятия — свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого–либо объекта не воспринимаются, но оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

18.Чувствительность— способность живого организма активно реагировать на раздражения или способность иметь ощущения.

19.Амнезия — частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию.

20.Внимание— сосредоточенность психической деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

21.Иконическая память— сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время, которая имеет большую емкость, быстро угасает во времени (около 0,25 сек.) и сознательно не контролируется.

22.Мнемотехника— система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания (например организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий).

23.Объем памяти — количество материала, которое доступно к воспроизведению через некоторое время после его усвоения.

24.Память – познавательный процесс, включающий запоминание, сохранение, воспроизведение различной информации и опыта субъекта.

25.Эффект Зейгарник — закономерность, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием.

26.Эффект края –явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд, заучиваемого материала, элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.

27.Дискурсивное мышление— форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.

28.Интуиция — отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований. Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явлений, процессуально оно характеризуется быстротой протекания и отсутствием осознанных этапов постижения истины.

29.Мышление – познавательный процесс, связанный с открытием субъективно нового знания и представляющий собой целенаправленное, обобщенное и опосредованное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.

30.Интеллект – система всех познавательных способностей индивида (ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения), определяющая успешность любой деятельности и адаптацию к новым жизненным задачам.

31.Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности.

32.Речь – система звуковых сигналов и письменных символов, используемых человеком для представления и передачи информации в процессе общения.

33.Язык — система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям, средство общения.

34.Эгоцентризм - неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения или размышлять в иной системе координат. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей.

Семинарское занятие № 3. Тема: «Мышление, интеллект и творчество» - 14 апреля - student2.ru 35.Эйдетический образ — особый картинный образ памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий восприятию, наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же — достаточно редко.

Наши рекомендации