Модуль: Интегративные процессы и функции когнитивной сферы психики
Тема 6 | Воображение, мышление и речь. |
Тема 7 | Интеллект и творчество. |
3.3.1. Найти в журналах «Вопросы психологии» или «Психологический журнал» с 2009 г. по 2013 год статью проблемам воображения, мышления или интеллекта и рассказать о её содержании на семинаре № 3 (желательно с презентацией).
3.3.2. Письменно выполните сравнительный анализ теоретических концепций мышления разных теоретических направлений. Выявите самые существенные различия в теоретических подходах к мышлению. Расскажите на семинаре №3 и/ или сдайте преподавателю.
3.3.3. Составьте библиографию и/или глоссарий по одной из тем:
- Приемы творческого воображения и методы его изучения.
- Творческое мышление.
- Интуиция и творчество.
- Теории интеллекта.
- Мышление и речь.
Презентуйте Вашу работу на семинаре №3 и/или сдайте до 16 мая.
3.3.4. Выпишите из как можно большего числа словарей (со ссылками) определения понятия «интеллект».
Выделите наиболее существенное во всех определениях и сформулируйте само оптимальное, на Ваш взгляд. Расскажите о Вашем анализе на семинаре № 3.
3.3.5. Литературные источники для конспектирования
На выбор из списка литературы монографии (или главы) по мышлению, интеллекту и творчеству следующих авторов: П.Блонский, Д.Брунер, Э.Боно, М.Вертгеймер, Л.Выготский, Ж.Пиаже, Р.Грановская, В.Дружинин, О.Тихомиров, М.Холодная, Р.Стернберг, Д.Майерс и др. (возможны варианты по согласованию с преподавателем).
3.3.6. Подготовьте (можно совместно с одним-двумя сокурсниками) опыт по диагностике или тренингу воображения и проведите его со всей группой или в подгруппах на семинаре (№3).
3.3.7. Подготовьте (можно совместно с одним-двумя сокурсниками) опыт по диагностике или тренингу мышления и проведите его со всей группой или в подгруппах на семинаре (№3).
3.3.8. Проведите самостоятельное исследование по теме:
- Индивидуальные особенности мышления/воображения и их проявление в учебной/профессиональной деятельности (на конкретном примере любого человека или сравнительный анализ характеристик мышления/воображения двух человек).
Научный отчет об исследовании можно сдать и/или рассказать о нём на семинаре№3.
3.3.9. Сочините миф, сказку или эссе по одной из тем:
- Куда ведёт тропа воображения?..
- «Черный квадрат» К.Малевича.
- Как поссорились интеллектуал с креативом…
Расскажите её на семинаре №3 и/или подготовьте для опубликования в институтском «Гипсокартоне».
4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы:
- Результаты самостоятельной работы студентов могут быть представлены на семинаре/ лекции (желательно в виде компьютерной презентации), и/или сданы преподавателю не позднее 16 мая для учета в рейтинговой аттестации. В случае представления С.Р. на семинаре/лекции можно ещё получить баллы за активность, но сдать работу всё равно нужно.
- Конспекты первоисточников (в том числе – статьи из профессиональных журналов)
должны быть снабжены библиографическими ссылками по ГОСТу.
Конспекты первоисточников могут стать основой сообщения и обсуждения по соответствующим темам. Если сообщение на семинаре/лекции сделано по конспекту первоисточника со своими комментариями, оно оценивается по БРС высшим баллом за активность (так же как содержательная компьютерная презентация) и сдается как самостоятельная работа.
Б.-рейтинговая система аттестации студентов учитывает:
- посещаемость и активность на лекциях и семинарах;
- качество и количество конспектов, сообщений, ответов и вопросов;
- результаты экспресс-контролей (проводятся на семинарах);
- результаты рубежной аттестации и теста минимальной компетенции - понятийного
диктанта (ТМК- 14 апреля);
- самостоятельную работу студентов.
Для допуска к экзамену необходимо посещать лекции и семинары (не менее 50%), удовлетворительно пройти рубежную аттестацию, аттестацию самостоятельной работы (сдать хотя бы одну С,Р.) и ТМК(90%).
Для автоматической сдачи экзамена по БРС обязательно сдать три С.Р.
(по одной из каждого модуля). Целесообразно сдавать работы по ходу семестра,
не дожидаясь конечного срока 16 мая.
На рубежную аттестацию выносится контрольная работа по теме: Общие закономерности и специфика отдельных познавательных процессов:
от ощущения до мышления.
Тема будет конкретизирована для нескольких вариантов (задание для каждого студента будет выдано преподавателем 24 февраля):
например, сравнительная характеристика 1) ощущения и восприятия; 2) восприятия и представления; 3) внимания и памяти; 4) мышления и воображения и т. д.
Сравнение (или установление сходства и различия между заданными психическими процессами) проводить по следующим пяти пунктам:
определение, физиологические основы, свойства или характеристики, виды и классификации, примеры проявления в деятельности и поведении.
К/р оценивается по 5-б.шкале, основной критерий оценки – самостоятельность и осознанностьв раскрытии темы и изложении проработанного по лекциям и рекомендованной литературе материала. Срок сдачи к/р в деканат – до 14 апреля.
5. Примерные темы и планы семинарских занятий: