Раздел 2. Интегративные функции ЦНС

Тема 1.Врожденныеформы поведения. Лимбическая система и поведение.

Характеристика мотивационного поведения. Классификация мотиваций.

Нервные механизмы мотивационного поведения. Элементы лимбической системы.

Роль гипоталамуса в формировании мотиваций: центральные рецепторы, эрго- и трофотропные функции гипоталамуса.

Роль новой коры в формировании мотиваций.

Физиология эмоций. Виды эмоций. Представление о механизме их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Значение эмоций для организации поведения.

Тема 2.Основы физиологии коры головного мозга

Новая кора: деление на доли, слои, колонки.

Метод ЭЭГ, ритмы ЭЭГ во время бодрствования и сна.

Физиология сна, стадии физиологического сна, теории сна.

Физиология памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.

Физиология речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека. Центры Брока и Вернике.

Тема 3.Приобретенные формы поведения

Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Понятие условного рефлекса. История открытия условных рефлексов. Значение работ И.П.Павлова и его последователей в создании учения об условных рефлексах и физиологии ВНД.

Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Значение условных рефлексов в приспособлении животных и человека к условиям существования.

Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов по критериям: соотношения природы условного и безусловного раздражителей (натуральные и искусственные); биологической значимости безусловного раздражителя (пищевые, оборонительные и др.); вида рецепторов, возбуждаемых условным раздражителем (звуковые, световые и т.д.); отношения условного раздражителя к первой или второй сигнальным системам; сложности условного рефлекса (рефлексы 1, 2, 3 и т.д. порядков); характера изменения деятельности организма (положительные, отрицательные); соотношения времени действия условного и безусловного раздражителей (наличные, запаздывающие, следовые).

Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.

Торможение в ВНД, его виды: безусловное (запредельное и внешнее), условное (угасательное, дифференцированное, условный тормоз, запаздывающее), условия их возникновения. Современное представление о механизмах торможения в ВНД. Значение торможения условных рефлексов для организиции приспособительной деятельности человека.

Понятие типа ВНД (по И.П. Павлову). Классификация и характеристика типов ВНД. Роль типов ВНД и других индивидуально-типологических характеристик человека в реализации приспособительной деятельности.

б) критерии оценивания компетенций (результатов):

- уровень раскрытия темы;

- структурированность материала;

- информативность;

- наглядность;

- дизайн

в) описание шкалы оценивания: «0-5» баллов.

Презентация считается зачтенной в случае, если студент набрал 3 балла.

Выполнение критериев 1,2,3 - является обязательным. Каждый критерий оценивается в 1 балл. В критериях 4, 5 допустимы недочеты.

Зачет.

Зачет является формой промежуточного контроля знаний и одной из составных частей общей оценки знаний по дисциплине.

а) Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Что изучает физиология ВНД, ее междисциплинарный характер.

2. Методология, методы и методики исследования физиологии ВНД.

3. Основные принципы и понятия физиологии ВНД.

4. Принцип рефлекторной деятельности.

5. Диалектико-материалистическая концепция отражения как методологический принцип.

6. Принцип системной организации мозга в учениях А.А. Ухтомского, П.К. Анохина, А.Р. Лурия.

7. Организм как живая функциональная система (П.К. Анохин). «Результат» как полезно-приспособительный и системообразующий фактор.

8. Понятие рефлекса. Виды рефлексов. Особенности безусловных (врожденная память) и условных (приобретенная память) рефлексов.

9. Особенности организации безусловных рефлексов. Драйв-рефлекс.

10. Закономерности условнорефлекторной деятельности. Общие принципы условных рефлексов.

11. Механизмы образования условного рефлекса: функциональные основы замыкания временной связи.

12. Торможение как функция мозга и виды условнорефлекторного торможения.

13. Основные нервные процессы и их роль в осуществлении высшей нервной деятельности.

14. Поведение как фактор эволюции. Классификация форм поведения.

15. Генотип и его влияние на высшую нервную деятельность.

16. Доминанта, ее свойства и соотношение с условным рефлексом.

17. Потребность как фактор организации поведения.

18. Виды мотивации и их роль в организации поведения.

19. Эмоциональный мозг. Современное понимание сущности эмоций. Эмоции и мотивации.

20. Эмоциональный стресс. Развитие неврозов.

21. Астенический невроз. Причины возникновения, особенности ВНД и профилактика астенического невроза.

22. Неврозы навязчивых состояний. Причины возникновения, особенности ВНД и профилактика неврозов навязчивых состояний.

23. Истерический невроз. Причины возникновения, особенности ВНД и профилактика истерического невроза.

24. Концепции пространственной ориентации, физиологические механизмы.

25. Значение суточных (циркадных) и сезонных ритмов поведения.

26. Движение. Механизмы управления.

27. Модулирующая система мозга.

28. Локализация функций в коре большого мозга. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций.

29. Программирование поведения. Участие ассоциативных систем мозга в организации движений.

30. Понятие функционального состояния и его взаимодействия с уровнем бодрствования.

31. Межполушарная асимметрия функций мозга.

32. Речь и мышление как речевая форма отражения действительности.

33. Функции сознания и неосозноваемое.

34. Структура сна человека, сновидения. Гипноз и внушение.

35. Органы чувств. Понятие, особенности строения. Общие свойства рецепторов.

36. Общие свойства и классификация сенсорных систем.

37. Сенсорная система зрения. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.

38. Сенсорная система слуха. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.

б) критерии оценивания компетенций (результатов):

- правильность, полнота и грамотность построения ответов на вопросы;

- умение оперировать специальными терминами;

- использование при ответе дополнительного материала;

- умение иллюстрировать теоретические положения практическими материалами.

в) описание шкалы оценивания:

оценивание проводится по 5-тибалльной шкале.

Наши рекомендации