Общение, его виды и функции.
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. Это социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности
Основные функции общения:
1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);
2) регуляционно-коммуникативные интерактивная(регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);
3) аффектно-коммуникативные перцептивная(они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.
Различаются следующие виды общения:
1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактное-дистантное,
2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,
3) с точки зрения формы существования языка – устное-письменное,
4) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,
5) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,
6) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное
7) по характеру передоваемого содержания – информативное-фактическое.
Духовное межличностное общение — это общение между людьми, которое характеризуется взаимопониманием, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
Деловое общение — это общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое), определяемое служебными и социальными статусами людей и неформальное общение (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями.
Общепринятым считается выделение в процессе общения взаимосвязанных сторон (по Г.М. Андреевой):
1) перцептивной — процесса восприятия и понимания людьми др друга в процессе общения;
2) коммуникативной — процесса обмена информацией;
3) интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.
Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).
К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных. Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.
Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:
- почерк;
-околоречевые средства (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);
- (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.);
- дистанции (зоны) общения (расстояние между партнерами);
- место общения (территория, на которой происходит общение);
- время общения (не только время суток, но и момент психологического или физиологического состояния партнера);
- стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).
Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.
Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:
- уместностью принятых управленческих решений;
- четким распределением обязанностей среди сотрудников;
- умелым разрешением конфликтов.
Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.
Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.
Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки.