Что определяет развитие интеллекта?
Как и все функции психики интеллект находится под воздействием, с одной стороны, наследственности, а с другой – под влиянием условий окружающей среды.
Когда говорят о наследственности, подразумевают тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей.
[Часто по наследству передаются хромосомные аномалии, которые приводят не только к физическим уродствам, но и задержке умственного развития и, как следствию, умственной отсталости.
К этому может привести и нарушение питаниябудущего ребенка. Клетки головного мозга развиваются в основном во внутриутробном периоде. Для синтеза ДНК и других компонентов необходимых для нормальной деятельности, в этот период требуются разнообразные питательные вещества. Нарушения питания могут влиять на последующую умственную деятельность ребенка. Наиболее яркий пример – кретинизм – дефект умственного развития, возникающий у детей из-за недостатка йода в рационе.
Заболевания во время беременности: сифилис, краснуха, диабет, пагубно отражаются на интеллектуальных функциях, а также употребление матерью лекарственных и других веществ, таких как: антибиотики, транквилизаторы типа элениума, даже бесконтрольно принимаемый аспирин. Такие же последствия возможны в том случае, если во время беременности мать курит или употребляет алкоголь].
А вот психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка. У детей, воспитанных в учреждениях, где общение было сведено до минимума, уже со второго года жизни отмечалось значительное отставание в двигательной и речевой сферах. Напротив, если детки росли у любящих родителей, которые постоянно стимулировали их психику, давая им возможность общаться с разными людьми, пользоваться разнообразными игрушками и осваивать новые навыки, то они развивались гармонично и неуклонно прогрессировали.
На интеллектуальное6 развитие ребенка оказывает влияние социальное положение родителей, а также число детей в семье. Можно предположить, чем больше сестер и братьев, тем будет гармоничнее интеллектуальное развитие. Оказалось, нет. Чем больше детей в семье, тем ниже их коэффициент интеллектуальности.
Первенцы всегда оказываются более развитыми. Самые высокие баллы, получили старшие дети из семей, где было двое детей. А самые низкие баллы – самые младшие в семьях с девятью детьми.
Максимальный «интеллектуальный климат» (средний интеллект членов семьи) характеризует семью, состоящую из одних взрослых. При рождении ребенка интеллект семьи «падает». Чем больше в семье детей и меньше их возраст, тем ниже интеллектуальный климат. Прирост интеллекта ребенка в каждый год его жизни пропорционален интеллектуальному климату его семьи. Причем влияние семьи снижается с взрослением ребенка.
[В практикумах по психологии приводится задача: Бернард Шоу, великий драматург, был некрасивым. Одна недалекая красавица предложила ему себя в качестве жены; она сказала, что «наши дети будут красивыми как я и умными, как Вы». Шоу ответил: «Они будут некрасивыми, как я, и глупыми, как Вы». Кто из них прав?].
Многие психологи считают, что интеллект ребенка в большей степени зависит от интеллекта матери, хотя с генетической токи зрения влияние обоих родителей должно быть одинаково. Это, так называемое явление «материнского эффекта» (Дружинин 2000).
Как показывают экспериментальные исследования и наблюдения за семьями на интеллект влияет родитель, который ребенку эмоционально более близок. Чаще всего таким человеком оказывается мать.
Человеческий разум способен на большие сюрпризы. Как высокий уровень коэффициента интеллектуальности не гарантирует успех в жизни, так и низкий не означает, что можно ждать только поражений.
[Г. Айзенк, имевший непосредственное отношение к проблеме измерения уровня интеллекта, - он составил сборник популярных тестов по всем интеллектуальным способностям, - пишет в этой работе: «Накопленный мною опыт показывает, что есть одна психологическая характеристика, которая в значительной степени определяет успех или неудачу во время решения задач. Эта характеристика – скорость протекания умственных процессов; она - фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми. Но… упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. А при нехватке настойчивости можно растерять те преимущества, которые дала нам природа, наделив Вас высоким темпом мышления. И наконец, «даже если человек быстро соображает и достаточно настойчив, он может оказаться несобранным, склонным к поспешным действиям и неметодичным. Он хватается за первую же идею, пришедшую ему в голову, не давая себе труде проверить, правильно ли полученное решение. Плохая работа «детектора ошибок» приводит к очень низким результатам тестирования так же неотвратимо, как и недостаточная скорость мышления и отсутствие настойчивости» (см. Г. Айзенк. Проверьте свои способности. М., 1972, с. 21)].
Итак, мы кратко рассмотрели основные познавательные процессы. Более глубоко освоить материал Вам поможет рекомендуемая к теме литература и вопросы для самопроверки.
вопросы для самопроверки.
1. Что такое ощущение? Какие виды ощущений Вы можете назвать?
2. Что такое "анализатор", как он устроен и какие функции выполняет?
3. Что Вы знаете о "порогах ощущений"?
4. Что такое "сенсорная адаптация" и какую роль она играет в жизни человека?
5. Какие явления наблюдаются у экспериментируемых в состоянии "сенсорной деривации"?
6. Что такое "восприятие" как познавательный психический процесс?
7. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
8. Что Вы знаете об "иллюзиях восприятия"?
9. Почему восприятие нельзя свести к простой сумме ощущений? Как понимать утверждение, что восприятие – это результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
10. Облака на небе иногда воспринимаются как предметы, напоминающие животных, птиц, скалы и т.д. Какая важная особенность восприятия в этом проявляется?
11. Когда человек говорит о том, что он не понимает изображение на рисунке, бывает достаточно назвать изображение словами, и он не чувствует больше непонимания. Что происходит с восприятием в этот момент?
12. С какой целью психологи предлагают своим испытуемым двойные изображения при исследовании свойств восприятия?
13. Известно, что в основе кино лежит эффект восприятия, основанный на скорости переработки информации. Знаменитые 24 кадра в секунду позволяют воспринимать неподвижное изображение движущимся. Объясните этот эффект свойствами восприятия человека.
14. Что такое внимание и почему психологии утверждают, что без внимания невозможен никакой психический процесс?
15. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания.
16. Чем различаются формы внимания: "непроизвольное", "произвольное", "после произвольное"?
17. Почему непроизвольное внимание обычно кратковременно?
18. Чем определяется избирательность, направленность внимания?
19. Почему у дикарей, до появления цивилизации, когда постоянный труд вызывал презрение, а предпочтение отдавалось охоте, играм, войнам… произвольное внимание развито не было?
20. Почему на однообразные замечания учителя ученик перестает реагировать?
21. Чем обусловлена трудность удержания внимания студентов после звонка на перемену?
22. Какие объективные и субъективные факторы могут негативно влиять на внимание человека?
23. Почему в детском возрасте нарушения внимания отмечаются значительно чаще?
24. Что такое "мнимая" и "подлинная" рассеянность?
25. Назовите и опишите основные процессы памяти.
26. Охарактеризуйте основные виды и формы памяти.
27. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?
28. Какие виды и процессы памяти у Вас наиболее эффективны?
29. Один из приемов, с помощью которого можно совершенствовать память является прием "визуализации" или "создания зрительных образов". Объясните, почему он считается одним из самых эффективных способов запоминания?
30. Какие мнемонические приемы могут быть использованы для предотвращения забывания важного материала?
31. Что такое мышление? Какова его функция в жизнедеятельности человека?
32. Мышление – врожденное качество или оно формируется? (любой ответ аргументируйте).
33. Охарактеризуйте главные формы и операции мышления.
34. Может ли обмен сигналами, имеющий место у животных, отождествляться с человеческой речью? (любой ответ аргументируйте).
35. Чем различаются между собой наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое виды мышления?
36. Что в психологии понимают под интеллектом?
37. Какие интеллектуальные способности (перечислите их) проверяются в тестах при измерении коэффициента интеллектуальности?
38. За счет чего интеллект – обеспечивает адаптацию субъекта к изменяющейся окружающей среде?
39. Позволяют ли тесты (на проверку коэффициента интеллектуальности) предсказать успешность человека в творческой и профессиональной деятельности?
40. Какое влияние на формирование интеллекта оказывает семья?
Верно или неверно?
1. У человека и у всех животных способности рецепторов улавливать сигналы, ограничена.
2. Серьезная проработка материала в течение короткого времени, приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное изучение?
3. Умственный возраст – это точный показатель интеллектуального уровня индивида независимо от его хронологического возраста.
4. У ребенка, хронологический возраст которого на год больше, чем умственный, коэффициент интеллекта ниже, чем в среднем у детей его возраста.
5. Творческое мышление отличается гибкостью в том отношении, что оно помогает человеку сформировать множество возможных решений.
6. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.
Выбери правильный ответ.
1. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он:
- новее;
- сложнее;
- интенсивнее;
- все ответы верны.
2. При извлечении информации из памяти всегда легче:
- вспомнить какой-то отдельно взятый элемент;
- распознать элемент информации среди предъявленных других;
- ответить на прямые вопросы;
- не учитывать контекста.
3. Долговременная память:
- обладает ограниченной емкостью;
- обладает практически неограниченной длительностью;
- более развита у пожилых лиц;
- все ответы верны.
4. Какого человека можно назвать более внимательным:
- кто, занимаясь делом, пребывает в состоянии глубокой сосредоточенности и не замечает ничего вокруг;
- кто мгновенно может заметить все детали ситуации и не выпускать из поля зрения ни одной подробности;
- кто, независимо от того, что он делает, способен видеть и слышать все, что так или иначе связано с деятельностью.
5. Вероятность гармоничного умственного развития ребенка выше, если он:
- единственный ребенок;
- старший из двоих детей;
- младший из двоих детей;
- самый младший в многодетной семье.
6. Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:
- питание;
- правильный физический уход;
- воспитание родной матерью;
- психическая стимуляция.
7. Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются:
- высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей;
- низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческих способностей;
- низким уровнем интеллекта и творческих способностей;
- высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.
8. Как правило, творческие личности характеризуются:
- конформизмом;
- хорошим включением в социальную группу;
- четко установленными представлениями о жизни и обществе;
- все ответы неверны;
- все ответы верны.
9. Какая из перечисленных черт не является специфической для творческого мышления:
- пластичность;
- надежность;
- гибкость;
- оригинальность.
рекомендуемая литература.
Абрамова Г.М. Общая психология. Учебное пособие для вузов. М., 2003.
Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973.
Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т. Л., 1974.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти т., т.3. М., 1983.
Забродин Ю.М. Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.
Логвиненко А.Д. Психология восприятия. Учебно-методическое пособие для естественных факультетов – психологии государственных университетов. М., 1987.
Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975.
Мак лаков А.Г. Общая психология. Спб, 2003.
Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. М., 1998.
Общая психология: курс лекций (составитель Е.И. Рогов). М., 1995.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб, 1998.
Психология (под ред. В.Н. Дружинина). Спб, 2005.
Столярен ко Л.Д. Основы психологии. Ростов, 2005.
Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1979.
Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. М., 1981.