Определение и общая характеристика памяти
Наше психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, переживаем, оставляют в нашей памяти след, который может сохраниться надолго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому память– это запечатление, сохранение, узнавание (воспроизведение) прошлого опыта, а также его забывание.
Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма, тип нервной системы, темперамент и многое другое. Считается, что в наследственной памяти информация хранится в молекулах ДНК, состоящих из длинных свернутых в спирали цепей.
Прижизненная память – это хранилище информации с момента рождения и до смерти. Для того, чтобы более подробно классифицировать виды памяти, нужно выделить основание, по которому осуществляется классификация. Такими основаниями считают:
1. Продолжительность закрепления и сохранения информации. В зависимости от этого память классифицируют на кратковременную, для которой характерно непродолжительное сохранение информации от 2-7 объектов; долговременную, куда входит весь прижизненный опыт и знания человека и оперативную – процессы, обслуживающие непосредственные действия.
Что бы мы ни "загружали" в голову, это что-то вначале помещается в кратковременную память, объем которой сразу после запоминания 7 2 единицы информации. Это число (7) все, изучающие психологию, знают как "магическое число Мюллера". [На феномене семерки построен один из вопросов теле игры "Кресло". Из 9 показанных фрагментов в памяти игрока фиксируется лишь 7, и если выбор ведущего падает на "выпавшую" картинку, верный ответ дать невозможно]. В оперативной памяти информация может пребывать от секунд до десятков минут. В долговременной – она пребывает постоянно, хранится надежно. Ни наркоз, ни электрошок, "вычищающие" оперативную память, долговременной не страшны.
2. Зависимость от целей деятельности. В соответствии с этим основанием память подразделяют на:
· непроизвольную – запоминание происходит без заранее поставленной цели, "само собой";
· произвольную – когда есть цель и процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные действия. Человек руководит своей памятью, намеренно, заучивая и припоминая то, что необходимо.
При непроизвольном запоминании не ставится задача запомнить, чтобы воспроизвести. В этом случае в памяти откладывается то, что сопутствовало выполнению других заданий. Эффективность непроизвольного запоминания зависит:
· от умственной активности человека;
· его самостоятельности при работе с материалом.
Имеют значение внешние характеристики – хорошо запоминаются яркие, неожиданные события. Но неожиданное для одного не будет таковым для другого. Здесь эффективность непроизвольного запоминания замыкается на таком свойстве человека, как любознательность. Чем более развита у человека способность увидеть необычное в обычном, тем богаче и содержательнее его память.
В индивидуальном развитии человека непроизвольное запоминание предшествует произвольному и в дошкольном опыте является основной формой накопления опыта. Позднее складывается произвольное запоминание, позволяющее сознательно и целенаправленно усваивать необходимые знания, одновременно развивается и непроизвольное, обогащаясь взаимодействием с другими психическими процессами, прежде всего с восприятием и мышлением.
3. Степень осмысления запоминаемого материала:
· механическая память ("зазубривание");
· смысловая или логическая, когда устанавливаются ассоциативные или смысловые связи понятий. Продуктивность этого вида памяти в 25 раз выше, чем механической.
Различие всех названных видов памяти восстанавливается в их названии. Кратковременная память – способствует ориентации человека в настоящем времени. Долговременная память – не определяется каким-то конкретным временным сроком и предполагает усилия человека по припоминанию или воспоминанию необходимой информации. Можно сказать, что долговременная память хранит прошлое человека для него самого; здесь сохраняется и охраняется жизненно важная для него информация.
Если при кратковременной памяти (Вам назвали номер телефона, по которому в течение дня нужно позвонить) человеку надо постоянно удерживать свое внимание на используемой информации, то при долговременной памяти (воспоминания студента о годах, проведенных в школе), этого не требуется. Она сохраняется как бы без усилий. Оперативная память проявляется в возможности запомнить информацию на определенное время – чаще всего на время ее применения. (Запоминание промежуточных результатов арифметических действий при их выполнении в уме, например, при сложении в столбик 278 и 957).
Память часто описывают по типу запоминаемого материала. Тогда все выглядит так: зрительная память (высшее ее проявление – эйдетическая память – очень точное воспроизведение зрительных образов, когда человек буквально "видит" отсутствующий предмет как реальный), слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, эмоциональная (память на переживания – она присутствует во всех видах памяти, но наиболее ярко проявляется в запоминании человеческих отношений), двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразных движений, словесно-логическая – память на смысл информации, которая может быть не связана с буквальной точностью воспроизведения.
Все эти виды памяти отличаются характером, особенностями запоминаемой информации. Однако при всех различиях видов памяти в каждом из них присутствуют действия запоминания (запечатления), сохранения и воспроизведения, содержание которых определяет качества памяти.
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Действие запоминания осуществляется с помощью специальных средств и способов, которые влияют на качество и время запоминания. Среди этих средств есть те, которые обусловлены натуральными, природными свойствами психики человека и не требуют от него специальных усилий по их осуществлению. Чаще всего это связано с преобладанием какого-то одного или нескольких видов памяти. Например, у человека может быть хорошая кратковременная зрительная память или долговременная двигательная, он может сам знать об их наличии как о своей возможности быть успешным при использовании этих своих качеств. Качество вида памяти проявляется в скорости и прочности запоминания и в точности воспроизведения.
В то же время при любом типе памяти человек может использовать в качестве способов запоминания следующее:
* повторение. Оно делает информацию знакомой, а знакомый стимул всегда запоминается лучше. Кроме того механическое бессмысленное повторение ("зазубривание") достаточно неэффективно. Результативность логической памяти – когда при повторении Вы обращаете внимание на содержание, смысл запоминаемого – в 25 раз выше. И еще: 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за один день до экзамена.
* установление сходства и различия новой информации с уже усвоенной, поиск сравнений, ассоциаций…
* очень важную рольпри запоминании играет организация материала. Поэтому хорошо использовать смысловые схемы, графики, всевозможные классификации, разбивки (план, заголовки, выделение подчеркиванием и т.п.), группировки.
* эффективность освоения материала в значительной степени зависит от тех целей запоминания, которые ставит перед собой человек: просто запомнить; запомнить, чтобы сдать экзамен или зачет; запомнить для того, чтобы этой информацией постоянно пользоваться. Естественно, что самый лучший результат мы получим в последнем случае.
* таблицы, плакаты, наглядная агитация, дающая образность, улучшает и облегчает запоминание, поскольку образность – мощное средство для сознательной обработки материала. Очень нетрудно запомнить фразу, если содержание можно представить зрительно. Например, предложение: "Мощь ядерного взрыва". Благодаря устойчивости самых ярких образов, мы легко вспоминаем и самые хорошие и самые плохие моменты из нашей жизни. Образность использовалась как способ запоминания еще древнегреческими учеными для лучшего запоминания текстов. Они представляли себя путешественниками, которые разъезжают по знакомым местам. При этом каждая местность связывалась с темой, которую нужно было запомнить. Психологи проводили эксперимент, результат которого таков. Если взять список слов и предложить его заучить. (Испытуемые в этом случае запоминают 10-13% слов). Если этим же студентам предложить придумать образные сюжеты с использованием этих же слов, процент запоминания повышается до 94%.
* осваивать новую информацию лучше всего активно: с карандашом в руку, подчеркивая определения, отмечая результаты и т.д. Информация, в которую включена деятельность, всегда запоминается лучше. А кроме того, так работая, Вы включаете логическую память и организуете материал (о чем мы говорили ранее).
* на запоминание положительно влияют позитивные эмоции, чувства, улыбки, радостное состояние;
* очень важна мотивация. Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим запомнить, а не то, что для нас никакого интереса не представляет. Спортсмен назовет всех футболистов в какой-либо команде, но не запомнит даже трех имен философов или психологов. Оперный певец наизусть помнит самые сложные арии, но не может воспроизвести мотив популярной эстрадной песенки. По этой же причине, если проходит дискуссия, люди спорят, мы легче запоминаем аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие вразрез с нашими.
* очень важна глубина проработки новой информации. Любой материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах (контекст означает по латыни "сплетение", "соединение") и под разными углами зрения. Именно в этом – смысл примеров. Когда студент глубоко проработал материал, он с легкостью может привести множество примеров, иллюстрирующих сказанное им. И наоборот.
* контекст, в котором происходит то или иное событие иногда оказывается более важнее для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь-то математика, психология или экономика легче осваивается при обучении у одного преподавателя, а не у нескольких. Исследователь Тульвинг (1966) выдвинул принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. [Студенты, сдающие экзамен в аудитории, где они слушали лекции по этой же дисциплине, получают более высокие результаты, чем тогда, когда аудитория другая. Или: во время чтения лекции преподаватель, подчеркивая сказанное, рассказывает соответствующий анекдот или какую-то удачную шутку… Если Вы вспомните этот анекдот или шутку, Вы вспомните то, о чем шла речь на той лекции].
* использование мнемотехнических (мнемонических) приемов. Например, образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемого. Все с детства знают, как запомнить очередность цветов в радуге ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"); или ритмизация, то есть перевод осваиваемой информации в стихи, песенки, рифмы ("жи", "ши" пиши через "и". "Шестью шесть – тридцать шесть"); использовать "метод Цицерона". Говорят, что перед выступлением тезисы он "раскладывал по разным местам" своего дома, а потом, когда ораторствовал, считывал информацию из этих мест. Этот прием иногда называют "методом мест".
Очень хорошо запоминается имя, отчество человека, с которым Вы познакомились, если такое же - было у знаменитого, известного Вам человека (Я легко запомнила, как зовут одного декана, поскольку именно так звали полководца Суворова. А второго декана я не забываю, как зовут, потому, что он носит имя и отчество Луначарского и т.д.).
И если вдруг Вам нужно запомнить срочно какое-то число или имя… Напишите его (мысленно) красной краской на белой стене. Эффект обеспечен.
А вообще, память и, в частности, запоминание относится к одному из самых индивидуализированных явлений психики и зависит от множества факторов. Это:
* особенности деятельности мозга и всей центральной нервной системы, куда входит сила нервных процессов и скорость их протекания;
* среда, в которой человек воспитывается и живет;
* характер деятельности, которой он занят;
* тип личности и многое другое.
Поэтому сочетание слов "нормальная память" всегда очень расплывчато, ибо разброс или диапазон различий очень большой.
Помимо запоминания важную функцию выполняет процесс сохранения информации, наименее изученный на сегодняшний день. Все, что помним, мы помним и днем и ночью, и в любом состоянии. Процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать и оценивать. Сейчас известно, что активная переработка информации в памяти идет во время сна. От ее результатов в значительной степени зависит, легко ли нам будет вспомнить на следующий день что-либо из дня прошедшего.
Есть гипотеза, что в памяти человека хранится все, но в обычном состоянии он не может воспроизвести всю имеющуюся информацию (опыт с гипнозом). Факт остается фактом – мы помним гораздо больше, чем можем воспроизвести. И еще: сохранение информации в значительной степени будет зависеть от того, как будет организована запоминаемая информация.
Воспроизведение (или узнавание) – это извлечение информации, то есть, процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. Информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. И здесь можно говорить об узнавании (при повторном восприятии объекта), собственно воспроизведении (оно обычно вызывается деятельностью, которую человек осуществляет, и может быть непроизвольным и произвольным; последнее чаще всего вызывается задачей, которую перед собой ставит человек – "нужно вспомнить").
В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногда в нужный момент не удается вспомнить необходимое. Тогда человеку приходится делать активные поиски и преодолевать при этом определенные трудности. Такое воспроизведение носит название припоминания.
[Трудности припоминания часто связаны с существованием защитных механизмов личности, открытых З. Фрейдом. Эти механизмы охраняют "Я" - человека от избыточного воздействия, и таким образом, обеспечивают его устойчивость и целостность. Иными словами, трудно припоминается то, что по каким-то причинам травмирует человека].
В других же случаях успешность припоминания во многом зависит от того, в каких условиях и как оно осуществляется: например, от того, насколько точно и четко осознается содержание задачи; от используемых приемов припоминания…
Воспроизведение хранящейся в памяти информации тесно связано с тем, насколько хорошо организован в памяти материал. Идет ли речь о том, чтобы назвать 5-й месяц года, вспомнить, кто такой Фрейд или что такое теория относительности – в каждом из этих случаев приходится обращаться к тому контексту, в который "встроен" извлекаемый из памяти элемент. Так, в первом случае, очевидно, потребуется пересчитать все месяцы, начиная с января; во втором случае надо будет вспомнить эпоху, родину ученого, ту область науки, в которой он работал, а в третьем – вспомнить особенности той, из множества теорий, о которой требуется рассказать.
Именно потому, что в извлечении информации из памяти столь важную роль играет контекст, нам всегда легчеузнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чемвспомнить что-то без каких-либо опорных точке или объектов для сравнения. (Вот почему легче сдавать экзамен, если билет составлен в форме теста с ответами, где наряду с неверными есть верные. Если студент готовился к экзамену, он узнает правильный вариант среди других быстрее, чем если бы просто вспоминал). Это касается людей всех возрастов, но в наибольшей степени – пожилых. Видимое ослабление памяти (особенно кратковременной) у стариков, которые часто видят в этом начало "склероза", нередко бывает связано не с нарушением памяти, а уменьшением способности извлекать из нее информацию. ("Знаю, но не могу вспомнить").
Забывание занимает особое место. Этот процесс детально изучался Г. Эббингаузом. Он выявил закономерность забывания, суть которой в том, что наиболее интенсивно забывание происходит в первое время после запоминания, а потом оно замедляется. Требуется менее одного часа, чтобы забыть половину заученного материала. А воспроизведение сложного и обширного материала наиболее точное и полное не сразу после заучивания, а через 2-3 дня.
Забывание связано со множеством факторов и причин:
* возраст играет роль. Причем старые люди не помнят только, что услышанное, но ярко помнят давно прошедшее. (Это, так называемый, "закон Рибо", закон обратного хода памяти). Нарушение кратковременной памяти ("куда я только что положил очки, ведь минуту назад держал их в руке?"), в пожилом возрасте связано не с нарушением самой памяти, как мы уже говорили, а с уменьшением способности извлекать из нее информацию.
* действие механизмов психологической защиты. Наша психика вытесняет травмирующую нас информацию, воспоминания, снижающие нашу самооценку и вызывающие тревогу. Это часто называют "мотивированным забыванием"; человек так пытается уйти от травмирующей его ситуации.
* забывается информация, которая не используется, когда усвоенный материал не повторяется;
* время - одна из причин забывания;
* интерференция (взаимное усиление или ослабление чего-либо). Если студент перед подготовкой к экзамену получит трагические известия, то знания будут усваиваться с трудом. Интерференция возникает и тогда, когда сразу после одного материала мы беремся за другой, сходный с первым. Плохо совмещать подготовку к экзаменам по философии и психологии, но хорошо совмещать математику и психологию (или философию).
Немецкий психолог Г. Эббингауз предложил систему закономерностей памяти. Можно привести некоторые из них:
а). сильнее всего (иногда навсегда) запоминаются относительно элементарные, но сильно действующие внешние воздействия, которые человек переживает впервые;
б). сложная информация, не вызывающая сильных эмоциональных реакций, долго в памяти не задержится;
в). чем выше концентрация внимания на данных, тем быстрее произойдет их запоминание;
г). точность воспроизводимой информации плохо поддается субъективной оценке. Необходимо скептически относиться к надежности даже своих собственных воспоминаний;
д). при запоминании длинного ряда данных или впечатлений лучше всего воспроизводятся первые и последние элементы (начало и конец);
е). повторение – единственная гарантия надежности запоминания;
ж). логически связанные данные легче запомнить, так как связывается ассоциативная связь впечатлений. Поэтому при воспроизведении одни и те же элементы как бы "тянут" за собой другие.
Проблема памяти очень важная для человека. Многие обеспокоены тем, что у них "плохая" память. Конечно, ее можно развивать и некоторые моменты, связанные с такой возможностью, в данной работе отмечены. Но многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и других. В каждой из этих наук существуют свои проблемы, в силу которых они обращаются к явлению памяти, своя система понятий и свои теории памяти. Рассмотрим некоторые из них.