Совместно-раздельное обучение
Этот подход внешне выглядит более мягким. Он предполагает наличие классов разного уровня в одной школе. Технически обычно выглядит это так: на одной па-Раллели в одной школе один из классов составлен из
часть III. Детская одаренность и школьное обучение
глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения
одаренных детей, в другом (или нескольких — двух-трех классах) дети со средним уровнем развития и в третьем — отстающие (по разным причинам).
При таком варианте, как утверждают его сторонники, легче исправить ошибки, допущенные на этапах диагностики и прогнозирования. Переход из одного класса в другой в рамках одной школы значительно проще осуществить, чем переход, например, из школы для одаренных в обычную школу, и тем более наоборот.
Этот способ популярен в нашей системе образования. Его активно использовали на протяжении всего XX века в разных странах.
Совместное обучение
Главная идея совместного обучения состоит в том, что обучение одаренных детей должно проходить совместно с их «нормальными» сверстниками. Не следует выделять их в отдельный класс, не надо создавать для них особой, специальной школы.
На первый взгляд, данный вариант представляется самым простым. Может показаться, что нужен минимум усилий. Но на деле все оказывается иначе. Само представление об обучении у специалистов, пропагандирующих данный подход, принципиально отличается от представления, существующего у большинства отечественных педагогов.
Ребенок и учитель при данном подходе не могут быть ограничены ни временем, ни жесткими программами, ни местом занятий. Что, с точки зрения ортодоксальной отечественной педагогики, вообще непонятно и воспринимается как опасная тенденция, направленная на разрушение процесса обучения.
Но как бы не строилось обучение в подобных школах, оно нуждается в обязательном проведении внешкольных мероприятий и помощи дополнительных организаций. Во многих странах одаренные дети из обычных школ периодически посещают специализированные школы для
одаренных. Это делается для того, чтобы дети увидели себе равных, смогли проявить себя в новых условиях, чтобы их развитие корректировалось узкими, более квалифицированными в данной области специалистами.
Подобный центр для одаренных детей был создан в Москве в 1999 году (муниципальный округ «Восточное Дегунино») в рамках реализации специальной экспериментальной программы «Одаренныйребенок в массовой школе». Центр работает со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
В состав центра входит несколько подразделений, каждое отрабатывает собственное направление. Кратко их перечислим.
Программа «Интеллектуальный лидер».
Ежегодно в сентябре проводится набор детей старшего дошкольного возраста и школьников всех возрастов из государственных образовательных учреждений города. Предварительный набор проводится на основе личного желания детей и их родителей. Психологическое и педагогическое тестирование допустимо только с целью знакомства с ребенком. Зачисленные таким образом дети укомплектовываются в группы по 15—18 человек. Группы комплектуются по трем разновозрастным уровням: дошкольный, младший школьный, подростковый.
Занятия проводятся один раз в неделю педагогами-психологами.
По итогам проведения первых десяти занятий пятнадцать лучших учеников в каждой возрастной группе зачисляются в постоянный состав обучающихся. Остальные могут продолжить занятия в центре при условии родительской оплаты.
Зачисленные дети включаются в занятия по двум специальным курсам: «Творческое мышление» и «Социальная компетенция».
2. Лаборатория психолого-педагогического консультирования.
Действующая в центре лаборатория психолого-педагогического консультирования занимается вопросами
часть III. Детская одаренность и школьное обучение
консультирования детей, родителей, педагогов, руководителей учреждений образования.
Школа для родителей.
В центре действует специальное подразделение, ведущее образовательную работу с родителями. Для родителей малышей до 5-ти лет организованы занятия по методикам раннего обучения (Г. Доман, А. И. Савенков, В. П. Тю-ленев и др.). Для родителей младших школьников и подростков — система занятий по построению индивидуальной траектории развития ребенка (организация самостоятельной исследовательской практики ребенка, моделирование образовательной среды и др.).
Отдел конкурсов.
В отделе конкурсов собирается вся информация о международных, российских, региональных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, концертах. Разрабатываются проекты собственных конкурсов, олимпиад и других форм работы с одаренными детьми. Ведется подготовка участников.
Школа юного исследователя.
Посещающие занятия дети обязательно проводят собственные исследования. Результаты исследований (в виде доклада, проекта) защищаются авторами перед комиссией.
Аналогичные центры, но уже не локальные, а крупные, ориентированные на целые регионы, создаются сейчас во многих городах России: Екатеринбурге, Хабаровске и др.
Виды дифференциации обучения
Дифференциация