Совместно-раздельное обучение

Этот подход внешне выглядит более мягким. Он пред­полагает наличие классов разного уровня в одной шко­ле. Технически обычно выглядит это так: на одной па-Раллели в одной школе один из классов составлен из



часть III. Детская одаренность и школьное обучение

глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения




одаренных детей, в другом (или нескольких — двух-трех классах) дети со средним уровнем развития и в третьем — отстающие (по разным причинам).

При таком варианте, как утверждают его сторонни­ки, легче исправить ошибки, допущенные на этапах ди­агностики и прогнозирования. Переход из одного клас­са в другой в рамках одной школы значительно проще осуществить, чем переход, например, из школы для ода­ренных в обычную школу, и тем более наоборот.

Этот способ популярен в нашей системе образо­вания. Его активно использовали на протяжении всего XX века в разных странах.

Совместное обучение

Главная идея совместного обучения состоит в том, что обучение одаренных детей должно проходить совме­стно с их «нормальными» сверстниками. Не следует вы­делять их в отдельный класс, не надо создавать для них особой, специальной школы.

На первый взгляд, данный вариант представляется самым простым. Может показаться, что нужен минимум усилий. Но на деле все оказывается иначе. Само пред­ставление об обучении у специалистов, пропагандирую­щих данный подход, принципиально отличается от пред­ставления, существующего у большинства отечественных педагогов.

Ребенок и учитель при данном подходе не могут быть ограничены ни временем, ни жесткими программами, ни местом занятий. Что, с точки зрения ортодоксальной отечественной педагогики, вообще непонятно и воспри­нимается как опасная тенденция, направленная на раз­рушение процесса обучения.

Но как бы не строилось обучение в подобных шко­лах, оно нуждается в обязательном проведении внешколь­ных мероприятий и помощи дополнительных организа­ций. Во многих странах одаренные дети из обычных школ периодически посещают специализированные школы для

одаренных. Это делается для того, чтобы дети увидели себе равных, смогли проявить себя в новых условиях, чтобы их развитие корректировалось узкими, более ква­лифицированными в данной области специалистами.

Подобный центр для одаренных детей был создан в Мос­кве в 1999 году (муниципальный округ «Восточное Дегунино») в рамках реализации специальной экспериментальной програм­мы «Одаренныйребенок в массовой школе». Центр работает со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

В состав центра входит несколько подразделений, каж­дое отрабатывает собственное направление. Кратко их перечислим.

Программа «Интеллектуальный лидер».

Ежегодно в сентябре проводится набор детей старше­го дошкольного возраста и школьников всех возрастов из государственных образовательных учреждений города. Пред­варительный набор проводится на основе личного желания детей и их родителей. Психологическое и педагогическое тестирование допустимо только с целью знакомства с ре­бенком. Зачисленные таким образом дети укомплектовы­ваются в группы по 15—18 человек. Группы комплектуют­ся по трем разновозрастным уровням: дошкольный, млад­ший школьный, подростковый.

Занятия проводятся один раз в неделю педагогами-пси­хологами.

По итогам проведения первых десяти занятий пятна­дцать лучших учеников в каждой возрастной группе зачис­ляются в постоянный состав обучающихся. Остальные могут продолжить занятия в центре при условии роди­тельской оплаты.

Зачисленные дети включаются в занятия по двум спе­циальным курсам: «Творческое мышление» и «Социальная компетенция».

2. Лаборатория психолого-педагогического консульти­рования.

Действующая в центре лаборатория психолого-пе­дагогического консультирования занимается вопросами


часть III. Детская одаренность и школьное обучение

консультирования детей, родителей, педагогов, руководи­телей учреждений образования.

Школа для родителей.

В центре действует специальное подразделение, веду­щее образовательную работу с родителями. Для родителей малышей до 5-ти лет организованы занятия по методи­кам раннего обучения (Г. Доман, А. И. Савенков, В. П. Тю-ленев и др.). Для родителей младших школьников и подрост­ков — система занятий по построению индивидуальной траектории развития ребенка (организация самостоятель­ной исследовательской практики ребенка, моделирование образовательной среды и др.).

Отдел конкурсов.

В отделе конкурсов собирается вся информация о меж­дународных, российских, региональных конкурсах, олимпиа­дах, соревнованиях, концертах. Разрабатываются проек­ты собственных конкурсов, олимпиад и других форм рабо­ты с одаренными детьми. Ведется подготовка участников.

Школа юного исследователя.

Посещающие занятия дети обязательно проводят соб­ственные исследования. Результаты исследований (в виде доклада, проекта) защищаются авторами перед комис­сией.

Аналогичные центры, но уже не локальные, а крупные, ориентированные на целые регионы, создаются сейчас во многих городах России: Екатеринбурге, Хабаровске и др.

Виды дифференциации обучения

Дифференциация

Наши рекомендации