Сфера познавательного развития
Умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения.
Способность находить альтернативные пути решения проблем.
Способность предвидеть, прогнозировать последствия. Стремление всегда проверить новую идею. Способность оценивать процесс и результат действий. Изобретательность в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Способность увлекаться, уходить с головой в интересующее занятие.
Способность не только предлагать собственные, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. Продуктивность, способность предлагать большое количество самых разных идей и решений. Способность и склонность к интуитивному поиску решений.
часть II. Детская одаренность
и домашнее образовательное пространство
глава 6. О программировании домашних образовательных усилий
• Склонность к логическим построениям и рассужде
ниям, способность оперировать абстрактными поня
тиями. :
• Чувствительность к противоречиям.
• Интерес к построению гипотез. .:
• Интерес и исключительные способности к класси
фикации и категоризации. см
• Большой словарный запас. •><
• Умение хорошо излагать свои мысли. л
• Владение большим объемом информации.
• Способность хорошо улавливать связь между одним
событием и другим, между причиной и следствием.
• Способность к переносу усвоенного опыта на новый
материал.
• Интерес к решению сложных задач, требующих ум
ственного усилия, напряжения.
• Наблюдательность, интерес к анализу событий и яв
лений.
• Способность долго удерживать в памяти символы,
буквы, слова.
• Широкий кругозор (круг интересов).
• Постоянное желание задавать много вопросов о про
исхождении и функциях предметов.
• Способность легко обучаться, все схватывать на
лету.
• Умение быстро запоминать услышанное и прочитан
ное без специального заучивания.
• Проявление ярко выраженной разносторонней лю
бознательности.
• Умение делать выводы и обобщения.
Таким на первый взгляд громоздким представляется перечень основных задач домашнего развития детской одаренности. Это при том, что мы не касались проблем физического воспитания и многие специальные вопросы также обошли стороной.
Допишите сами то, чего, по вашему мнению, не хватает в этом списке.
Программа действий
Для достижения цели нужна программа действий. Что это такое и как ее составить?
Профессиональные педагоги обычно называют программой жесткий, максимально подробно описанный алгоритм действий того, кто учит, и того, кто учится. Причем особенно ценятся в наше время педагогические технологии, то есть такие описания, которые позволяют
е пользователю эффективно работать при минимуме соб-
рственных интеллектуальных затрат.
Современная педагогика в этом деле достигла уди-
'вительных успехов. Особенно при решении важных, но ;е же относительно простых педагогических задач, та-
?ких, например, как обучение ребенка чтению, иностран-
Шым языкам и т. п.
Поражают своей результативностью такого рода тех-
|нологии для родителей, созданные американским пси-
|хиатром и педагогом Гленом Доманом: «Как обучать
|ребенка 1,5 лет чтению», «Как дать малышу энциклопе-
рдические знания», «Как обучить иностранным языкам»,
[«Как обучать счету малышей» и другие. Разработаны они настолько подробно и продуманно, что любой заинтере-
|сованный родитель в короткие сроки может решить эти
I задачи.
К счастью, книги Г. Домана у нас не являются биб-
|лиографической редкостью, и если вы хотите избавить
tсвоего ребенка от большинства сложностей первых лет школьного обучения и возможных, как следствие этого, стрессов и школьных неврозов, обязательно обратитесь
' к книгам Г. Домана. Широко известны аналогичные раз-
' работки наших соотечественников.
Реально обучение ребенка начинается не с шести лет, когда принято вести его в школу. В дошкольном возрасте, как справедливо отмечает Г. Доман, процесс обучения протекает стремительно, как бы мы этому не препятствовали. Если же мы начнем помогать, то скорость обучения окажется просто невероятной.