Принцип участия разных специалистов
Если в обследовании участвуют только одни психологи — итог такого обследования также не заслуживает полного доверия. В диагностическом обследовании должны принимать участие, как уже отмечено выше, педагоги, вы сами — родители и дети (причем не только в роли «подопытных»).
Этими принципами, конечно, не исчерпывается весь набор требований, предъявляемых к профессионалам, но знание именно этих требований, с нашей точки зрения, наиболее важно для родителей.
глава 4. О диагностике.детской одаренности
Как может быть организовано обследование
В качестве примера организации диагностического обследования детей по уровню одаренности опишем вариант, использовавшийся в нескольких специальных учебных заведениях Москвы, где автор проводил специальные исследования, посвященные этой проблеме. Это не идеальный образец, а просто один из возможных вариантов и приводится он только для иллюстрации.
Вся работа условно поделена на четыре этапа.
Этап предварительного поиска.Основной смысл работы на этом этапе состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке. В нашем варианте эта информация собирается из пяти основных источников: родители, врачи, учителя, практические психологи и сами дети.
С этой целью для родителей на первых порах использовались методики Д. Фельдхьюсена, анкеты для родителей (американский вариант). Впоследствии эти методики были заменены авторскими методиками: методикой определения склонностей ребенка, специальным опросником для родителей, методикой «Карта интересов для младших школьников».
Учителям (в конце первой четверти учебного года) предлагались методики «Определение склонностей ребенка»; «Карта интересов для младших школьников» и «Интеллектуальный портрет».
В комплект для практических психологов входили методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это прежде всего тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др.; для оценки творческого мышления адаптированные варианты «Краткого теста творческого мышления (фигурная форма)» Е. П. Торранса; методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психосоциального развития,
90 | часть I. Психология детской одаренности
направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучалась также и сфера физического развития ребенка.
Участие детей в диагностике собственной одаренности на'этом этапе сводилось к выполнению тестовых заданий.
Собранная таким образом информация позволяла создать представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
В ходе исследования были попытки провести на ее основе переформирование состава классов, однако дальнейшая работа показала нецелесообразность подобного подхода. Несмотря на кажущуюся всесторонность обследования, информация часто была недостаточно достоверна, но самое важное то, что данная информация, какой бы всесторонней она ни казалась, не позволяет построить надежный прогноз развития, что делает бессмысленным сам процесс селекции детей.
Этап оценочно-коррекционный.Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. Акцент переносится с разовых обследований на занятия по специальным программам, направленным на развитие продуктивного мышления (уроки «Творческое мышление»), развитие психосоциальной сферы (уроки «Человек и общество») и физической.
Таким образом, у первоклассников экспериментальных классов в расписании учебных занятий появляется несколько специальных, дополнительных учебных предметов: «Творческое мышление», «Человек и общество» и «Валеология».
В результате дети оказываются включенными в специальные занятия, направленные на их психосоциальное, интеллектуально-творческое и физическое развитие с параллельной целью диагностического обследования. Подчеркнем, что эти занятия были обязательными для всех первоклассников. Возможность выбора предоставлялась ребенку только во втором классе.
глава 4. О диагностике детской;одаренности
Периодически в ходе этих занятий (обычно под видом самостоятельных и контрольных работ) проводились индивидуальные и коллективные обследования детей с использованием широко известных психодиагностических методик для психологов (Дж. Равен, Е. П.-Тор-ране и др.). Систематичность, долговременность этой работы призвана служить дополнительной гарантией достоверности полученной информации о ребенке.
Этап самостоятельной оценки.Во втором классе всем участвовавшим в экспериментальной работе детям было предложено посещать эти специальные занятия добровольно. И как показали дальнейшие исследования, желание ребенка продолжать занятия — один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам, по свидетельству многих ученых, — одна из важных отличительных черт одаренного ребенка.
Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных интеллектуальных нагрузок. Таким образом он сам участвует в оценке собственной одаренности.
Анализ данных, полученных на первых двух этапах работы, показал, что основная масса детей, решивших продолжать занятия, имеет высокий уровень развития логического и творческого мышления (о чем свидетельствуют данные, полученные из вышеперечисленных источников: от практических психологов, учителей, родителей).
Общее количество детей, самостоятельно выбравших продолжение занятий, в наших условиях колебалось в интервале 17—23 % от общего числа детей, входивших в состав экспериментальных классов.
При этом на всех экспериментальных площадках были зафиксированы случаи добровольного продолжения занятий детьми, не показавшими высокого уровня развития на всех предыдущих этапах (правда, большая часть этих детей периодически блестяще справлялась с отдельными заданиями развивающих программ).
92 часть I. Психология детской одаренности :
Если для объяснения этого явления обратиться к концепции одаренности, то несложно понять, что эти дети из трех основных компонентов одаренности на данном временном отрезке своей жизни в силу каких-то не очень ясных пока причин не могут продемонстрировать высокий уровень по параметрам «выдающиеся способности» (в данном случае продуктивное мышление) и «творче-скость», но показывают высокий уровень мотивации (склонность к содержательной стороне данной деятельности), что, конечно же, очень существенно прежде всего в плане будущего развития.
При этом упоминавшаяся выше система одномоментного, разового обследования — традиционная схема выявления одаренных детей — таких детей обнаружить не в состоянии.
Этап заключительного отбора.Основываясь на данных, полученных в ходе работы из четырех источников (родители, учителя, психологи и сами дети), мы получили информацию, которая позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Эта информация, в свою очередь, является более надежным основанием для дифференциации (определения ребенка в специальный класс или школу для одаренных) или индивидуализации обучения.
В завершение этого описания отмечу одно очень важное обстоятельство. Добровольные занятия по специальной программе (начиная со второго класса) проводились таким образом, что любой ребенок мог к ним подключиться на любом уровне.
При этом в ходе исследования было обнаружено, что в среднем 18,7—21,4% из числа подключившихся к специальным занятиям значительно позже начала второго года обучения в школе достигали в дальнейшем уровня развития, характерного для одаренных детей. И только фактическая открытость данной схемы позволила им проявить себя.
глава 4. О диагностике детской одаренности 93
Методики диагностики
детской одаренности для родителей
Как самостоятельно получить информацию об уровне одаренности ребенка? О направленности выявленной одаренности? Попробуем ответить на эти далеко не праздные для настоящих родителей вопросы.
В этой главе мы рассмотрим ряд адресованных родителям диагностических методик. К числу наиболее известных относятся две методики, разработанные в начале XX века.
Таблица 3