Глава 3. Генотип, среда ' и действие механизмов развития
Когда мы говорим о детской одаренности, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Вопрос о том, какова доля каждого из этих факторов и как происходит взаимодействие между ними, волнует исследователей с давних пор.
В отечественной профессиональной литературе и в обыденном сознании в течение многих десятилетий «ученые °т коммунистической идеологии» стремились утвердить
62 | часть I. Психология детской одаренности
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
в качестве неоспоримой истины мысль о том, что все здоровые дети одарены одинаково, что вундеркиндов и бес-;4 таланных детей создает окружение, или среда. И в этом они преуспели, несмотря на более чем очевидную сомнительность этих идей, явно противоречащих и законам генетики, и здравому смыслу.
В настоящее время специалистами в области генети*
ки открыто много интересных фактов, выявлены любо?-:
пытные закономерности, позволяющие диагностировать
и прогнозировать развитие живых организмов, основы
ваясь на знании их генотипических особенностей. Эти
знания проливают свет и на характер зависимости ум
ственных способностей человека от его генотипических;
особенностей. *
Естественно, что изучение этих проблем выходит заг рамки и психологии, и педагогики. Но все же попробую ем рассмотреть некоторые факты и закономерности, ко* торые интересны сами по себе и могут быть полезны в воспитании.
Для того чтобы разобраться в этих вопросах, введем еще два специальных термина: «генотип» и «среда».
О генотипе и среде 4
Слово «генотип» образовано от двух греческих слов: genos — «происхождение» — и typos — «форма, образец». Генотипом называют генетическую конституцию, совокупность генов, полученную от родителей. Иначе говоря, генотип — это информация, записанная в известных всем по курсу школьной биологии молекулах ДНК.
Все мы по собственному жизненному опыту знаем, что многое из того, что содержится в генотипе, очень устойчиво. И часто усилия внешнего окружения не в состоянии изменить то, что свойственно представителям данного рода.
Археологи, изучавшие жизнь и особенности внешнего облика людей, живших много сотен лет тому назад
в Великом Новгороде, восстановив по останкам облик некоторых древних жителей, были буквально поражены их внешнему сходству с современными коренными жителями этих мест.
Именно благодаря проявлению генотипических особенностей мы, наблюдая за знакомым человеком, можем заметить не только в его внешности, но и в его поведении черты, объединяющие его с родителями, дедушками, бабушками и другими родственниками. Какие-то из этих особенностей, безусловно, результат воспитания, но часто бывает и так, что приписать сходство воспитанию невозможно.
Так внучка, родившаяся после смерти своей бабушки, может быть поразительно похожа на нее, причем не только внешне, но даже по особенностям поведения, по склонностям к тем или иным видам деятельности. Наверное, многим приходилось наблюдать, как мальчик, выросший без отца, часто даже к неудовольствию матери также может быть поразительно на него похож не только чертами лица и особенностями телосложения, но и особенностями характера.
Под термином «среда» в педагогической и психологической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. Этот комплекс делят обычно на макросреду и микросреду. К факторам макросреды, влияющим на процесс развития личности, обычно относят особенности национальной культуры, специфику социально-политического устройства общества, географическую среду (климат, особенности рельефа местности и многое другое). К факторам микросреды относятся семья, школа, сверстники (друзья) — одним словом, все, что входит в понятие «ближайшее окружение». Эти факторы считаются наиболее мощными средствами воздействия на процесс формирования личности.
Некоторые философы и педагоги прошлого даже считали, что именно среда и только среда обеспечивает Развитие. «Научить танцевать можно даже медведя...»,
часть I. Психология детской одаренности
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
«ребенок — „чистая доска", что на ней будет начертано...» и так далее.
С развитием генетики все дальше отступают «умозрительные» теории. Каждое новое открытие позволяет тоньше различить во многих внешних проявлениях человеческой активности влияние и средовых, и геноти-
пических факторов.
Так, например, раньше считалось, что алкоголизм — не болезнь, а результат нравственной распущенности, безответственности, итог неправильного воспитания и неблагоприятных внешних обстоятельств. Утверждалось, что алкоголизм приобретается исключительно в течение жизни. Сейчас экспериментально доказано, что в основе его, кроме негативных средовых воздействий, еще и генотипическая предрасположенность. Выявлены также гены, отвечающие за инстинкт материнства, гены, определяющие половую ориентацию, и многие другие.
Чем больше специалисты изучают генетику, тем больше обнаруживают связей между генотипическими особенностями и особенностями поведения, деятельности, уровнем развития человека в целом.
О действии генотипических и средовых факторов
Экспериментальные исследования влияния генотипа и среды на различие в уровне умственного и психосоциального развития активно ведутся с начала XX века в рамках специальной науки — психогенетики.
Одним из основных методов исследования является предложенный еще в XIX веке Ф. Гальтоном «близнецовый» метод. Он используется для разграничения роли наследственности и среды в развитии различных признаков у человека.
Монозиготные (однояйцевые) близнецы, как известно, имеют полностью идентичный генотип. Это откры-
вает широкий простор для исследователей. Известно, что близнецов иногда разлучают. Происходит это, к счастью, очень редко, и в реальной жизни, а не только в индийских мелодрамах. Кроме этого метода используются, конечно, и многие другие, но именно эти исследования наиболее информативны.
В психиатрии известен случай, когда близнецы, ничего не зная о существовании друг друга, примерно в одно и то же время поступили на военную службу, женились, развелись, в один и тот же год заболели психически и покончили жизнь самоубийством. Другой случай: близнецы, также жившие много лет ничего не зная друг о друге, в один год приобрели собак одинаковых пород и назвали их одинаковыми кличками. Вероятно, это — случайность, но под ее прозрачным покровом проступает закономерность.
Кроме того, любопытны и интересны для исследователей результаты сопоставления особенностей психики братьев и сестер, родителей и детей и др.
Исследователи с давних пор пытались количественно определить, какова доля наследственных (генотипических) факторов и каков вклад факторов средовых в развитие умственных способностей. То есть насколько выдающийся интеллект, способность к творчеству зависят от наследственной предрасположенности, а насколько от внешнего окружения и воспитания.
Этот вопрос является фундаментальным для всех, кто связан с образованием. В прямой зависимости от того, как мы отвечаем на него, находится вся система наших педагогических мер.
По результатам ранних психогенетических исследований, проведенных в 20—30-х годах нашего столетия, генотипическим факторам отводилось в среднем 80 % и более. Специалисты считали, что уровень развития умственных способностей лишь на 20 % может зависеть от среды.
В ходе дальнейших исследований представления об этом соотношении изменились. Позднее, уже в 80-х годах,
3 А. Савенков