Психологические особенности одаренных подростков
Основываясь на позициях личностного подхода к пониманию одаренности, исследователи сделали акцент на изучении характерных особенностей личности одаренных индивидов, которые проявляются в поведении, мышлении, склонностях, установках и т.д.
Можно выделить следующие особенности интеллектуально одаренных детей в сфере познания:
стремление к познанию – самая яркая характеристика,
повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия,
быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти, способностью к сосредоточению внимания, сформированностью навыков логического мышления - повышенными возможностями анализа и обобщения;
холистическое мышление, высокая продуктивность умственной деятельности, чрезвычайная способность к умственному подражанию, формализм умственной деятельности.
Формализм познания может сочетаться с вольной игрой воображения – с неожиданными ассоциациями, обобщениями;
развитость творческого мышления и воображения;
избирательность в отношении к разным видам занятий, нередко формируется направленность устремлений, склонностей;
разносторонность способностей; владение основными компонентами умения учиться;
не соответствующая возрасту рефлексия, саморегуляция познавательной деятельности.
Проблемность одаренного ребенка в развитии познавательной сферы определяется в разных случаях несоответствием: между опережающим уровнем его познавательного развития и уровнем учебных программ и методов обучения; между чрезвычайно высокой познавательной активностью и возможным низким уровнем творческой активности; темпа работы одаренного ученика по сравнению с другими.
По мнению К.М. Гуревича, несмотря на различие во взглядах на психологическую природу одаренности, ведущие специалисты обращают внимание на то, что ее необходимо рассматривать в сочетании мотивационного и инструментального аспектов деятельности детей с признаками одаренности. Таким образом, проявление и развитие одаренности самым непосредственным образом зависит от соотношения «Я хочу» у одаренного ребенка (мотивационный аспект) и его «Я могу» (инструментальный аспект).
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: наличие специфической стратегии деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения), использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации, выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом; сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему», связанного с самодостаточной системой саморегуляции; высокая структурированность знаний; особый тип обучаемости (может проявляться в высокой скорости и легкости обучения, либо замедленный темп, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений).
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется следующими признаками: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности или собственной активности, ярко выраженный интерес к тем или иным сферам деятельности, повышенная познавательная потребность, предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных заданий и ответов, высокая критичность по отношению к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству. Следует отметить, что приведенные признаки вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в значительной мере зависят от социального контекста.
Имеются многочисленные данные о том, что интеллектуально-одаренные дети часто испытывают трудности в общении (феномен социального дисбаланса). Высокий уровень интеллекта далеко не всегда сопровождается столь же высоким уровнем социальных способностей.
Одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития, в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам. Такие особенности одаренных детей как безусловное стремление к лидерству, неприятие конформизма, самостоятельность, высокая степень выраженности эгоцентризма, перфекционизм, нежелание делать то, что неинтересно, раннее чувство справедливости, стремление быть правым и др. могут затруднять общение с ними. Основная проблема этих детей – в их исключении, неприятии, социальной изоляции их сверстниками и довольно часто учителями.
Поскольку общие возрастные закономерности развития личности распространяются и на интеллектуально одаренных детей, основным содержанием развития как среднеинтеллектуальных, так и одаренных подростков является развитие самосознания.
Развитие самосознания является основным новообразованием подросткового возраста, вызывающим качественную перестройку личности. «Кто Я?» - основной вопрос возраста, именно в подростковом возрасте начинают осмысливаться не отдельные черты, а личность в целом, начинается интеграция и осмысление всей информации относящейся к Я.
Л. С. Выготский [28] утверждал, что развитие когнитивного компонента самосознания представляет собой квинтесенцию и главный итог подросткового возраста. Появление данных условий обеспечивает возможность абстрактного выхода за рамки своего Я, что ложится в основу рефлексии, переводящей самосознание на качественно иной уровень – уровень имманентного роста. Личность становится не просто самосознающей, но и самопознавающей.