Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала
Инструкция: "Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку".
Процедура: перед ребенком раскладываются поочередно пары картинок на слова-квазиомонимы и задаются вопросы: "где крыса? где крыша?" и т.д. По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, что-бы избежать случайного выполнения задания.
Зовет - завод, вить - выть, Мишка - мышка, мыло - Мила, ел - ель, почка - бочка, рожки - ложки, лук - люк, галка - галька, угол - уголь, ложка - Лешка, сова - софа, Феня - Веня, класс - глаз, картина - гардина, кот - год, колос - голос, почки - бочки, пашня - башня, гроза - глаза, запор - забор, тушь - душ, катушка - кадушка, трава - дрова, суп - зуб, тачка - дачка, крыса - крыша, том - дом, миска - мишка, уточка - удочка, сук - жук, корка - горка, коса - коза, кость - гость, сайка - зайка, галка - гайка, шар - жар, Луша - лужа, марка - майка, рама - яма, рот - йод, рожки - ложки, бурки - булки, рак - лак, Марина - малина, жарит - жалит, сук - жук, сыр - жир, косы - кожи, челка - щелка, читает - считает, дочь - дождь, точить - тащить, Петька - печка, редька - речка, платит - плачет, телка - челка, катается - качается, светик - цветик, лес -лещ, чашки - шашки, ночь -нож, меч - печь.
Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы
Процедура и инструкция: "Сейчас я буду называть тебе по два слова. Внимательно слушай и повторяй. Одинаковые или нет эти слова?".
Существительные: здравица - здравница, факт - фактор, президент - резидент, форум - кворум, комплект - комплекс, континент - контингент, контакт - контракт, дезинфекция - дезинсекция, половник - полковник, полковник - поклонник.
Прилагательные: одинарный - ординарный, пластичный - пластический.
Глаголы: начертить - начертать, сточить - стачать.
Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав
Высокие + средние | Средние + высокие | Низкие + высокие |
зал | наш | пить |
цель | мочь | дочь |
узел | меньше | петь |
сени | лучше | куча |
шило | месяц | биться |
сало | леди | кошка |
сени | мощи | хуже |
ванна | разрез | пояс |
сера | лежал | туча |
число | иметь | каша |
Высокие - низкие | Средние - средние | Низкие - низкие |
жить | ну | ход |
суша | мы | быт |
тяжесть | рано | то |
счастье | мера | обувь |
десять | ныне | веко |
теща | еле | туго |
чуять | рана | худо |
задеть | мина | утка |
чадить | лимон | око |
шутить | мирон | тупо |
Высокие - низкие | Средние - низкие | Низкие - средние |
сок | над | том |
черт | нет | тон |
дед | ряд | конь |
дико | альфа | атом |
усик | ирод | воля |
тяга | мука | поле |
сода | муха | пара |
шуба | рота | тонна |
сухо | нота | утро |
живо | нету | дама |
Определение правильности произношения слова
Материалом исследования служат асемантичные звукосочетания, сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами. В процессе исследования используются также 20 правильных слов, сходных с асемантичными звукосочетаниями. Асемантичные звукосочетания и правильные слова чередуются в случайном порядке. Каждое асмантичное звукосочетание отличается лишь одним звуком. Заменяются следующие пары фонетически близких звуков: [М] – [Н], [Б] - [П], [Д] - [Т], [Г] - [К], [С] - [З], [Ш] - [Ж], [З] - [Ж], [С] - [Ц], [Ч] - [Щ], [Ч] - [ТЬ], [Ш] - [Щ].
Процедура и инструкция: «Я буду говорить слова, а ты внимательно слушай и поправляй меня. Например, я скажу слово «стол». Правильно я сказала? (правильно.) Я если я скажу «стом» - это будет правильно? (Неправильно.)». Далее называются слова и задаётся вопрос: «Правильно я сказала?» Если ребёнок определяет асемантичное звукосочетание как неправильное слово, ему задаётся вопрос: « А как сказать правильно?»
нолоток | сопака | зом | шир |
можницы | априкос | замолёт | шанки |
нума | бол | лиза | шумка |
кувшим | бакет | козмонавт | суба |
колубь | боросёнок | сапка | крач |
крач | ламба | саяц | коска |
покода | лобата | роса | ландыс |
гаска | тыня | шолудь | жима |
огно | тверь | шаба | жаяц |
сумга | торога | лыши | золудь |
стаган | каранташ | лушок | зивот |
панка | дабуретка | жуба | крызовник |
пинт | эдаж | жапка | цанки |
пукет | парда | кажа | цом |
бтица | зорока | кожка | лец |
щашка | чигр | тяйник | колецо |
щасы | чень | тисы | сапля |
щетыре | челенок | грать | сырк |
мящ | кровачь | обруть | пуговиса |
ластощка | чука | ластотька | кольсо |
тощка | четка | светька | щапка |
кистощка | ячик | шука | щуба |
обрущ | шотка | шука | щуба |
ландыщ | плаш |
Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов