Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала

Инструкция: "Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку".

Процедура: перед ребенком раскладываются поочередно пары картинок на слова-квазиомонимы и задаются вопросы: "где крыса? где крыша?" и т.д. По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, что-бы избежать случайного выполнения задания.

Зовет - завод, вить - выть, Мишка - мышка, мыло - Мила, ел - ель, почка - бочка, рожки - ложки, лук - люк, галка - галька, угол - уголь, ложка - Лешка, сова - софа, Феня - Веня, класс - глаз, картина - гардина, кот - год, колос - голос, почки - бочки, пашня - башня, гроза - глаза, запор - забор, тушь - душ, катушка - кадушка, трава - дрова, суп - зуб, тачка - дачка, крыса - крыша, том - дом, миска - мишка, уточка - удочка, сук - жук, корка - горка, коса - коза, кость - гость, сайка - зайка, галка - гайка, шар - жар, Луша - лужа, марка - майка, рама - яма, рот - йод, рожки - ложки, бурки - булки, рак - лак, Марина - малина, жарит - жалит, сук - жук, сыр - жир, косы - кожи, челка - щелка, читает - считает, дочь - дождь, точить - тащить, Петька - печка, редька - речка, платит - плачет, телка - челка, катается - качается, светик - цветик, лес -лещ, чашки - шашки, ночь -нож, меч - печь.

Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы

Процедура и инструкция: "Сейчас я буду называть тебе по два слова. Внимательно слушай и повторяй. Одинаковые или нет эти слова?".

Существительные: здравица - здравница, факт - фактор, президент - резидент, форум - кворум, комплект - комплекс, континент - контингент, контакт - контракт, дезинфекция - дезинсекция, половник - полковник, полковник - поклонник.

Прилагательные: одинарный - ординарный, пластичный - пластический.

Глаголы: начертить - начертать, сточить - стачать.

Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав

Высокие + средние Средние + высокие Низкие + высокие
зал наш пить
цель мочь дочь
узел меньше петь
сени лучше куча
шило месяц биться
сало леди кошка
сени мощи хуже
ванна разрез пояс
сера лежал туча
число иметь каша
Высокие - низкие Средние - средние Низкие - низкие
жить ну ход
суша мы быт
тяжесть рано то
счастье мера обувь
десять ныне веко
теща еле туго
чуять рана худо
задеть мина утка
чадить лимон око
шутить мирон тупо


Высокие - низкие Средние - низкие Низкие - средние
сок над том
черт нет тон
дед ряд конь
дико альфа атом
усик ирод воля
тяга мука поле
сода муха пара
шуба рота тонна
сухо нота утро
живо нету дама

Определение правильности произношения слова

Материалом исследования служат асемантичные звукосочетания, сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами. В процессе исследования используются также 20 правильных слов, сходных с асемантичными звукосочетаниями. Асемантичные звукосочетания и правильные слова чередуются в случайном порядке. Каждое асмантичное звукосочетание отличается лишь одним звуком. Заменяются следующие пары фонетически близких звуков: [М] – [Н], [Б] - [П], [Д] - [Т], [Г] - [К], [С] - [З], [Ш] - [Ж], [З] - [Ж], [С] - [Ц], [Ч] - [Щ], [Ч] - [ТЬ], [Ш] - [Щ].

Процедура и инструкция: «Я буду говорить слова, а ты внимательно слушай и поправляй меня. Например, я скажу слово «стол». Правильно я сказала? (правильно.) Я если я скажу «стом» - это будет правильно? (Неправильно.)». Далее называются слова и задаётся вопрос: «Правильно я сказала?» Если ребёнок определяет асемантичное звукосочетание как неправильное слово, ему задаётся вопрос: « А как сказать правильно?»

нолоток сопака зом шир
можницы априкос замолёт шанки
нума бол лиза шумка
кувшим бакет козмонавт суба
колубь боросёнок сапка крач
крач ламба саяц коска
покода лобата роса ландыс
гаска тыня шолудь жима
огно тверь шаба жаяц
сумга торога лыши золудь
стаган каранташ лушок зивот
панка дабуретка жуба крызовник
пинт эдаж жапка цанки
пукет парда кажа цом
бтица зорока кожка лец
щашка чигр тяйник колецо
щасы чень тисы сапля
щетыре челенок грать сырк
мящ кровачь обруть пуговиса
ластощка чука ластотька кольсо
тощка четка светька щапка
кистощка ячик шука щуба
обрущ шотка шука щуба
ландыщ плаш    

Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов



Наши рекомендации