Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов
Методика исследования ритмико-слоговой структуры слова
Структура методики
1. Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов
1.1. Имитация слогов по таблицам Н.Б. Покровского
1.2. Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала
1.3. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы
1.4. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав
1.5. Определение правильности произношения слова
2. Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов
2.1. Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры изолированных слов
2.2. Исследование умения правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов в связной речи
Содержание методики
Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов
1.1. Имитация слогов по таблицам Н.Б. Покровского
Процедура: экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, называет слоги, а ребенок повторяет их.
Инструкция: " Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты их внимательно слушай и повторяй":
няк | пуль | бущь | мят | свум | сось | пиц | чтал | дюр | хач |
мюф | зощ | плись | рыц | дум | нысь | лут | сич | вость | дыс |
фсен | ряй | бер | чать | выс | гум | прюх | шеть | втоть | ефь |
ек | стял | тыпь | геф | бац | трит | шись | деп | здес | торь |
вох | жох | эфт | трух | фек | лефь | вик | щех | кась | зех |
лир | нет | трен | рась | скум | цать | дян | стоц | прыл | кром |
дуч | свар | порь | нар | зунь | сул | пяф | золь | сель | хил |
чтел | лась | хуф | песть | вый | касть | реть | ряс | фыл | урт |
жась | кеш | пыц | гуть | мещ | бяс | тущ | дес | сых | яс |
лень | маф | зюс | чеф | буф | шеп | длаф | тер | непь | шоль |
рон | няш | цый | репь | шох | гипь | сей | фсоф | аст | лер |
фсес | чумь | щал | крыс | вяф | фай | рир | самь | руфь | дас |
юц | пел | тряпь | тещ | мыл | зах | ность | деч | тац | прит |
лоч | дыст | пуч | хас | нип | штись | тум | бяй | ныф | мям |
куй | зич | жик | гом | прас | боть | шарь | нунь | длин | вафь |
зуфь | стыч | жен | ер | нярь | знун | гань | оск | сым | лоц |
бюн | холь | дяф | нень | штоть | ляпь | проц | шич | пящ | щеть |
цуч | кик | моть | дреть | рюх | чесь | мифь | трар | зяк | ноть |
плык | фуч | чтэт | вак | лен | тух | вур | зас | хет | здал |
сеф | кать | дор | пон | тяч | сусь | бан | вень | тисть | рул |
рек | нищ | зном | рыс | гек | тань | вуф | треп | мех | пась |
зырь | чтуй | быс | тет | скес | мофь | лям | гоф | сях | роц |
фок | шусь | хул | штай | изм | дват | трюль | нуц | рель | ший |
дам | пюм | кац | бек | синь | шурь | луф | фиш | сузнь | прень |
стар | бань | вюр | нах | бем | сах | десь | жус | цой | лорь |
Имитация серии слогов с фонетически близкими звуками.
Повторение серии из двух слогов:
бапа | паба | гака | кага | тада | дата |
заса | саза | саша | шаса | саца | цаса |
жаша | шажа | зажа | жаза | шаща | щаша |
чатя | тяча | щача | чаща | сяща | щася |
Повторение серий из трех слогов:
бапаба | гакага | пабапа | кагака |
датада | засаза | тадата | сазаса |
цасаца | сашаса | сацаса | сашаса |
жашажа | чатяча | шажаша | тячатя |
щачаща | щашаща | чащача | шащаша |
Материал состоит из двух таблиц по пятьдесят пар согласных. Первая таблица содержит звукосочетания с альтернативной в первом начальном согласном (СГС - СГС), вторая - звукосочетания с альтернативной в последнем конечном согласном (СГС - СГС).
В паре звукосочетаний два согласных звука различаются одним из следующих признаков: а) шумность - сонорность; б) место образования; в) способ образования; г) звонкость - глухость; д) твердость - мягкость.
Таблица 1
бым - дым | пий - фий | гых - гих | мас - бас | сым - хым |
пят - тят | сык - зык | фак - сак | фам - шам | тах - ках |
быш - выш | пат - кат | рал - рял | тит - дит | выть - бять |
дий - ний | вын - вин | шим - жим | кар - кяр | дым - ным |
кяр - гяр | щал - сял | май - сяй | мык - нык | фят - хят |
пый - пий | фый - вий | лят - ят | кань - хань | тысь - дысь |
шать - хать | нать - нять | чась - щась | дац - гац | тыф - шиф |
бим - дим | зям - лям | пыть - тыть | пин - бин | зай - зяй |
цых - сых | биф - гиф | дяй - зяй | вай - жай | вил - зил |
тят - сят | вай - зай | бан - бян | дах - зах | фат - фят |
Таблица 2
пыт - пых | выфь - высь | рап - раф | тап - тафь | кыф - кых |
ниф - ниш | тяп - тят | кар - каш | нап - напь | сят - сяс |
япь - ять | ныс - ных | чап - чак | раш - рак | пат - пать |
чаф - чафь | быф - быс | пышь - пырь | сан - сань | зать - зась |
пым - пымь | пыф - пых | вапь - вафь | мынь - мысь | кац - кат |
сал - саль | нак - нах | дын - дыт | кыф - кыш | дим - дик |
ряс - рясь | нар -нарь | мяп - мяпь | папь - пать | бып - быф |
пыш - пынь | сим -симь | пыт - пыс | рач - ращ | пял - пяк |
лат - лась | тыль - тый | ныц - ныс | выт - вых | ват - вять |
нял - няс | сыс - сысь | ят - ял | бын - бинь | хап - хафь |
Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов
Методика исследования ритмико-слоговой структуры слова
Структура методики
1. Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов
1.1. Имитация слогов по таблицам Н.Б. Покровского
1.2. Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала
1.3. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы
1.4. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав
1.5. Определение правильности произношения слова
2. Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов
2.1. Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры изолированных слов
2.2. Исследование умения правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов в связной речи
Содержание методики
Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов
1.1. Имитация слогов по таблицам Н.Б. Покровского
Процедура: экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, называет слоги, а ребенок повторяет их.
Инструкция: " Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты их внимательно слушай и повторяй":
няк | пуль | бущь | мят | свум | сось | пиц | чтал | дюр | хач |
мюф | зощ | плись | рыц | дум | нысь | лут | сич | вость | дыс |
фсен | ряй | бер | чать | выс | гум | прюх | шеть | втоть | ефь |
ек | стял | тыпь | геф | бац | трит | шись | деп | здес | торь |
вох | жох | эфт | трух | фек | лефь | вик | щех | кась | зех |
лир | нет | трен | рась | скум | цать | дян | стоц | прыл | кром |
дуч | свар | порь | нар | зунь | сул | пяф | золь | сель | хил |
чтел | лась | хуф | песть | вый | касть | реть | ряс | фыл | урт |
жась | кеш | пыц | гуть | мещ | бяс | тущ | дес | сых | яс |
лень | маф | зюс | чеф | буф | шеп | длаф | тер | непь | шоль |
рон | няш | цый | репь | шох | гипь | сей | фсоф | аст | лер |
фсес | чумь | щал | крыс | вяф | фай | рир | самь | руфь | дас |
юц | пел | тряпь | тещ | мыл | зах | ность | деч | тац | прит |
лоч | дыст | пуч | хас | нип | штись | тум | бяй | ныф | мям |
куй | зич | жик | гом | прас | боть | шарь | нунь | длин | вафь |
зуфь | стыч | жен | ер | нярь | знун | гань | оск | сым | лоц |
бюн | холь | дяф | нень | штоть | ляпь | проц | шич | пящ | щеть |
цуч | кик | моть | дреть | рюх | чесь | мифь | трар | зяк | ноть |
плык | фуч | чтэт | вак | лен | тух | вур | зас | хет | здал |
сеф | кать | дор | пон | тяч | сусь | бан | вень | тисть | рул |
рек | нищ | зном | рыс | гек | тань | вуф | треп | мех | пась |
зырь | чтуй | быс | тет | скес | мофь | лям | гоф | сях | роц |
фок | шусь | хул | штай | изм | дват | трюль | нуц | рель | ший |
дам | пюм | кац | бек | синь | шурь | луф | фиш | сузнь | прень |
стар | бань | вюр | нах | бем | сах | десь | жус | цой | лорь |
Имитация серии слогов с фонетически близкими звуками.
Повторение серии из двух слогов:
бапа | паба | гака | кага | тада | дата |
заса | саза | саша | шаса | саца | цаса |
жаша | шажа | зажа | жаза | шаща | щаша |
чатя | тяча | щача | чаща | сяща | щася |
Повторение серий из трех слогов:
бапаба | гакага | пабапа | кагака |
датада | засаза | тадата | сазаса |
цасаца | сашаса | сацаса | сашаса |
жашажа | чатяча | шажаша | тячатя |
щачаща | щашаща | чащача | шащаша |
Материал состоит из двух таблиц по пятьдесят пар согласных. Первая таблица содержит звукосочетания с альтернативной в первом начальном согласном (СГС - СГС), вторая - звукосочетания с альтернативной в последнем конечном согласном (СГС - СГС).
В паре звукосочетаний два согласных звука различаются одним из следующих признаков: а) шумность - сонорность; б) место образования; в) способ образования; г) звонкость - глухость; д) твердость - мягкость.
Таблица 1
бым - дым | пий - фий | гых - гих | мас - бас | сым - хым |
пят - тят | сык - зык | фак - сак | фам - шам | тах - ках |
быш - выш | пат - кат | рал - рял | тит - дит | выть - бять |
дий - ний | вын - вин | шим - жим | кар - кяр | дым - ным |
кяр - гяр | щал - сял | май - сяй | мык - нык | фят - хят |
пый - пий | фый - вий | лят - ят | кань - хань | тысь - дысь |
шать - хать | нать - нять | чась - щась | дац - гац | тыф - шиф |
бим - дим | зям - лям | пыть - тыть | пин - бин | зай - зяй |
цых - сых | биф - гиф | дяй - зяй | вай - жай | вил - зил |
тят - сят | вай - зай | бан - бян | дах - зах | фат - фят |
Таблица 2
пыт - пых | выфь - высь | рап - раф | тап - тафь | кыф - кых |
ниф - ниш | тяп - тят | кар - каш | нап - напь | сят - сяс |
япь - ять | ныс - ных | чап - чак | раш - рак | пат - пать |
чаф - чафь | быф - быс | пышь - пырь | сан - сань | зать - зась |
пым - пымь | пыф - пых | вапь - вафь | мынь - мысь | кац - кат |
сал - саль | нак - нах | дын - дыт | кыф - кыш | дим - дик |
ряс - рясь | нар -нарь | мяп - мяпь | папь - пать | бып - быф |
пыш - пынь | сим -симь | пыт - пыс | рач - ращ | пял - пяк |
лат - лась | тыль - тый | ныц - ныс | выт - вых | ват - вять |
нял - няс | сыс - сысь | ят - ял | бын - бинь | хап - хафь |