Периодизация психического развития в онтогенезе.
Стадии эмоционального развития психики.
1. стадия элементарной сенсорной психики.
Особенности: -способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира
-инстинктивное поведение регулируемое врожденным механизмом.
2. стадия персептивной психики
Предполагает дальнейшее совершение психического отражения и поведения, что является в :-способности к предметному восприятию – способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведения.
3. стадия интеллектуальной психики где появляются два специфических новоображения.
-психическое отражение в виде целостной ситуации
-способность к нестереотипному решению сложных задач
Для отечественной психологии развитие наибольшее значение приобрело учение Л. С. Выготского о структуре и динамике детского возраста. Положены 4 фундаментальных критерия.
-социальная ситуация развития
-основной или ведущий тип детей
-основные новообразования развития
-кризис
Эльконин развивая идеи Выготского, Леонтьева, Божович, выделил следующие периоды:
Период | Стадия | Кризис |
Раннее детство Ранний возраст Детство Младший школьный возраст Отрочество Ранняя юность | Младенчество Кризис 1 года Дошкольный возраст Кризис 7 лет Подростковый возраст Кризис 15 лет | Кризис новорожденного - Кризис 3-х лет - Кризис 11-12 лет - |
В теории Эльконина акцентируется рольведущей деятельности, характерной деятельности каждого возрастного этапа, в психическом развитие ребенка.
Возрастная психология- область науки изучающая закономерность развития человека и его психические способности на различных возрастных ступенях.
С точки зрения биофизиологических процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: 1) прогресса 2) стабильности 3) регресса
Социальные процессы обуславливают смену ступеней контакта с другими людьми(родительская семья, детский сад, школа, друзья, собственная семья, рабочий коллектив).
А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов в настоящее время большинства психологов принято следующая возрастная периодизация.
Возрастной период | Возраст |
Младенчество Раннее детство Дошкольный период Младший школьный период Подростковый период Юность: ранняя, поздняя Молодость Средняя взрослость Мудрость Пожилой возраст Преклонный возраст Долгожители | 0-1 1-3 3-7 7-11 11-15 15-18,18-21 21-35 35-50 50-60 60-75 75-90 Старше 90 |
Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют 3 источника:
- биологический- реализуется генетически программа записанная в ДНК. (растет тело меняются пропорции и т. д.)
- социальный – воздействие внешней среды, социума требует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.
- психологический- внутренний психический мир человека требует появления все более сложных потребностей.
Новообразование и ведущая деятельность.
Возраст | Ведущая деятельность | Новообразования |
0-1 г. | Эмоциональное общения с ухаживающим взрослым | «Комплекс оживления» (улыбка, воколизация и двигательная реакция на ласковое общение). |
1-3 г. | Предметно - манипулятивная деятельность. | Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. |
3-7 л. | Сюжетно – ролевая игра | Наглядно – образцовое мышление. Стремление к общению. Готовность к школьному обучению. |
7-11 л. | Учебная деятельность. | Умение учиться. Словарно – логическое мышление. |
11-15 л. | Общественно – полезная деятельность. | Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственности. |
15-21 г. | Профессионально – учебная деятельность. | Самоопределение. Мировоззрение. |
Больше 21 г. | Трудовая деятельность. | Профессиональные навыки. Уверенность, целеустремленность |
Кризис рождения.
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенкув первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.
Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.
Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания или ходьба. Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период но-ворожденности.
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода но-ворожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоорди-нированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.