Под прогнозом понимается вероятностное, научно обоснованное суждение о будущем.
Политический прогноз – это вероятностное, научно обоснованное суждение о возможных состояниях политических систем, процессов и субъектов в будущем, о тенденциях их развития.
Сферы применении политического прогнозирования:экономико-политическая, социально-политическая, государственно-правовая, политико-идеологическая, военно-политическая.
Основные принципы:системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость (процедура соотнесения теоретических гипотез и практических данных; контроль, проверка, подтверждение), альтернативность, рентабельность.
Объективные основы политического прогнозирования:материалистическая гносеология (познаваемость мира); будущее заключено в настоящем, но только в возможности; системное строение политической сферы общества.
Главная цель –повышение эффективности и результативности принимаемых политических решений.
Основные задачи:избежать нежелательных результатов развития событий; приспособится к неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.
Политические прогнозы подразделяются на:
Ø нормативные, предполагающие постановку определенной цели – некоего идеального образа конечного результата. Нормативный прогноз - это вероятностное, научно обоснованное суждение о возможных путях и сроках достижения заданного состояния политических систем, процессов, субъектов.
Ø поисковые,рассматривающие альтернативы развития объекта прогнозирования, исходя лишь из действующих факторов и тенденций, не оценивая их с точки зрения благоприятности для субъекта политики.
Кроме того, по периоду упреждения политические прогнозы делятся на:
- оперативные ( до 1 месяца),
- краткосрочные ( от 1 месяца до 1 года),
- среднесрочные ( от 1 года до 5 лет),
- сверхдолгосрочные ( на период более 15 лет).
Основные методы политического прогнозирования:
По признаку информационного обоснования –фотографические, Экспертные, комбинированные
По принципу обработки информации- статистические, опережающие, аналогий, прямые экспертные оценки, экспертные оценки с обратной связью.
По признаку аппарата реализации- экстраполяция (основание – большинство политических феноменов - процессы, т.е. явления, длящиеся во времени и имеющие свою траекторию, которую можно установить, зная цепь прошлых и настоящих событий) интерполяция, факторный анализ, корреляционный анализ, математические аналогии, исторические аналогии, экспертный опрос, экспертный анализ (производится с помощью специалистов, общепризнанными в конкретной сфере политического прогноза, их мнение выявляется при помощи опроса или деловой игры в рамках разработанного сценария).
Основные функции политического прогноза- нормативная (в прогнозе содержатся определенные показатели и нормы); ориентировочная (выражается в определении субъектом наиболее реалистических направлений деятельности и выборочном подходе к поступающей информации); предупредительная (дает возможность анализа факторов и причин возмущающих воздействий на управляемую систему и своевременно принимать меры для ее стабилизации).
Основные этапы политического прогнозирования:
1. предпрогнозная ориентация,
2. сбор данных прогнозного фона,
3. разработка базовой модели,
4. построение поисковой модели,
5. выработка рекомендаций,
6. оценка достоверности и точности прогноза,
7. создание нормативной модели
Сценарные методы (сценариотехника) политического прогнозирования
Как научный метод прогнозные сценарии начали разрабатываться в 1950 – 1970 гг. Отец – основатель сценариотехники является Г, Кана, а также А. Винера, Д. Белла, участников Римского клуба (международная неправительственная организация по глобальным проблемам человечества).
Теоретические подходы к сценариотехнике:
1. Процессуальный подходпонимает сценарий, как отображение хода политического процесса, гипотетическую логически связанную последовательность событий. Акцент делается не на статистических параметрах объекта политического прогнозирования, а на его поэтапном развитии, осуществляемом через взаимодействие субъектов.
В рамках этого подхода выделяют два основных направления:
o Часть исследователей считают предметов сценарного прогнозирования – развитие окружающей среды изучаемого политического феномена. Сценарий – логическое и правдоподобное описание будущих событий с установлением примерного времени их осуществления и связей, в результате которых данные события могут произойти. Он составляется с целью уточнения будущих условий, при которых будет решаться проблема.
o Приверженцы второго направления в рамках процессуального подхода рассматривают сценарий как гипотетической отображение трансформации самой изучаемой системы (как правило политической ситуации), не ее внешних условий.
2. Ситуационный подходпредполагает интерпретацию понятия «сценарий» с акцентом не на динамическое, а на статистическое состояние исследуемой системы и ее среды в будущем. Ситуационный подход понимает под сценарием не саму причинно-следственную событийную последовательность, а картину будущей гипотетической ситуации.