Независимо от основного типа.
Например, Штирлицу с усиленной сенсорикой будет легче понять Дон Кихота с усиленной сенсорикой, чем Дон Кихота с усиленной интуицией. А двум Донам легче понять друг друга, если у них одинаковые подтипы. И наоборот, двум Донам с разными подтипами сложно выработать общую точку зрения, т.к. каждый опирается на свою усиленную функцию. Интуитивный подтип будет делать упор на разделении другим своей веры в идею, а сенсорный будет стараться привести наглядные примеры или заставить сделать по-своему силовым способом.
Исходя из этого, можно рассмотреть отдельную теорию “интерподтипных отношений” - ИПО(идея принадлежит Марине Ю.желающим дам адрес) по аналогии с интертипными отношениями сновных типов
Но общение двух людей не ограничивается только взаимным интересом и нахождением общего языка. Любое взаимодействие подразумевает достижение определенного результата. Поэтому стоит рассмотреть и другую сторону – взаимопомощь. Не факт, что если подтип моего партнера совпадает с моим типом, мы сможем помочь друг другу в деле, взяв на себя те функции, которые трудны для выполнения партнеру. Поэтому, если в плане взаимопонимания идеальным случаем для партнеров будет одноименный подтип, то с точки зрения взаимопомощи необходимым будет наличие каких-то свойств, отличающий от партнера. Примеры можно наблюдать в некоторых фильмах, где актеры или персонажи принадлежат к разным подтипам одного типа. Успеха они достигаю в случае четкого разделения обязанностей, обычно близко к подтипным свойствам. Таким образом, можно сформулировать
2-е Правило Подтипов:
Чем больше ОТЛИЧАЕТСЯ подтип двух людей,
Тем лучше они ПОМОГАЮТ друг другу
Независимо от основного типа.
Тип, подтип и тело
Несмотря на то, что тип накладывает отпечаток на проявления мозга и других органов, наличие типа не зависит напрямую от их работы и состояния. Но собрать доказательства этого, используя только существующие вербальные соционические тесты, которые работают, пока высказывания человека совпадают с критериям его истинного типа, вряд ли возможно. По тестам можно определить тип, пока человек здоров и искренне отвечает на вопросы с точки зрения своего типа, а не социальной маски или подтипа. Если эти условия нарушаются, то механизм такого типирования не срабатывает.
Тип – механизм приема-обработки-передачи человеком информации-воздействий, получаемых из внешнего мира. Он не имеет привязки к какому-то конкретному органу, хотя и сохраняется всю жизнь неизменным. Тип – нематериальное в общепринятом смысле образование, он не может быть локализован в какой-то части тела, и тем не менее он проявляется через все тело сразу, в соответствии с основополагающим жизнеобразующим принципом целостности. Органы тела могут работать хуже или лучше, на тип это не влияет. Можно сказать, что тип – это одна из констант существования тела.
Если человеку удаляют руку, ногу или часть мозга, тип от этого не изменяется, так как ни он сам, ни какие-то его “составные части”, если бы можно было предположить их существование в теле, не меняются, т.к. они не находятся и не могут находиться в каком-то органе. Человек может жить, скажем, совсем без мозга, и такие случаи описаны в медицине. Но на его тип это никак не влияет. Не существует устойчивой связи между наличием и активностью мозга (или любого другого органа) и наличием, и изменениями типа. Поэтому делать глобальные выводы о наличии или изменении типа на основании наблюдений за мозгом или другим органом, по крайней мере, наивно.
Сила проявления типных свойств в поведении человека определяется его состоянием. Часто, когда говорят о т.н. “развитии функций”, имеют ввиду общее улучшение состояния человека, и связанную с этим улучшенную способность использовать сильные функции. При хорошем и отличном состоянии свойства типа проявляются ярко. При плохом - свойства типа размыты и неустойчивы. Так выглядит т.н. “развитие” или “ослабление” функций. Если точно определить тип и оценить состояние человека - плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное, - то будет видно, что функции не развиваются, просто интенсивность их проявления меняется в зависимости от состояния - усиливается или ослабляется.
Тип также не может изменяться или “мутировать” на протяжении жизни человека. Изменения в поведении или поступках обусловлены только проявлениями т.н. “социальных масок” - моделей поведения, которые человек использует и его общеим состоянием. Тип - очень устойчивое образование. Если в жизни человека меняются условия и задачи, становятся востребованы другие функции, а не те, которые он использует обычно. Тогда ему приходится “выключать” эти функции, а включать другие. Условия меняются, снова включаются прежние. Это нормальный процесс. Ощущение “мутации” или изменения типа появляется при очень энергичных попытках управлять подсознательными функциями, особенно суггестивной.
В свою очередь подтип напрямую зависит от телесных свойств организма человека. Если тип – это нематериальный механизм восприятия, использующий в качестве инструмента тело, то подтип – это материальное образование, телесный, физический механизм. Поэтому можно сказать, что тип проявляется через подтип и при помощи подтипа. Исследователи, пытавшиеся увязать характер, темперамент и внешность, использовавшие классификации людей по конституциональным признакам (соматотипология), очень хорошо это видели.
Внешние признаки подтипов
Ярче всего подтип отражается во внешних признаках. Этим объясняется, помимо разницы в взаимопонимании, внешняя непохожесть тождественных типов.
Здесь описаны внешние признаки “чистых” подтипов, как я их вижу, с ярко проявленными чертами 2-х из 4-х пар функций разной вертности. Подтип не зависит от основного типа. Поэтому Дон сенсорно-логическиого подтипа может быть гораздо больше похож на чистого Штирлица или Жукова, а Штирлиц интуитивно-логического подтипа - на чистого Дона или Роба. Например, можно сравнить Белоголовцева (ОСП-студия, Дон-СЛ подтипа), и В.В.Путина (Штирлиц-ИЭ подтипа).
Таблица 1. Внешние признаки функций
Функция | Двумерный вид | Трехмерный вид | Образ | Внешний признак |
Интуиция | Треугольник | Пирамида | Луч | Удлиненные, заостренные, вытянутые части тела, худоба |
Сенсорика | Круг | Шар | Шар | Укороченные, выпуклые части тела, полнота |
Логика | Квадрат, прямоугольник | Куб, параллелепипед | Кристалл | Угловатость, выступы, прямые линии |
Этика | Овал, конус | Овал, воронка | Капля | Скошенность, конусообразность, овальные формы тела, изогнутые линии |
Я думаю, что “по одной” функции не усиливаются. Поэтому принимаю за базовые четыре вида подтипов:
Таблица 2. Внешние признаки подтипов
Подтип | Образ | Внешний признак |
Интуитивно-логический | Треугольник | Удлиненные, заостренные, вытянутые части тела, худоба, резкие черты лица, безмоциональность |
Интуитивно-этический | Капля | Удлиненные, заостренные, вытянутые части тела, худоба, резкие черты, лица подвижная нижняя часть лица, экзальтированность |
Сенсорно-логический | Бочка | Массивность, плотность, крепко сбитый, квдратно - прямоугольная фигура, угловатость, выступы, прямые линии |
Сенсорно-этический | Шар, овал | Укороченные, выпуклые части тела, полнота, овальные формы тела, изогнутые линии, фигура круглая |
По моим наблюдениям подтип в приведенной системе почти точно соответствует понятию тип телосложения или “соматотип”, которое используется в медицине и спорте (Кречмер, Шелдон). Тип телосложения дает общую характеристику организма. В основном он определяется строением скелета, количеством жира и мышечных тканей (1-й уровень внешних проявлений).
"Эктоморф (астеник) обладает коротким туловищем, длинными руками и ногами, длинными и узкими ступнями и ладонями, а также очень небольшим запасом жира. Он узок в груди и плечах, а мышцы у него обычно длинные и тонкие. Обмен веществ у эктоморфов очень быстрый, так что с жировыми отложениями проблем обычно не бывает. Впрочем, и мышцы нарастить им труднее.
Мезоморф (атлет) - широкая грудная клетка, длинное туловище, прочная мышечная структура и большая сила. Это спортсмен с рождения.
Эндоморф (нормальный) - мягкая мускулатура, круглое лицо, короткая шея, широкие бедра и большой запас жира. Типичный эндоморф - полноватый человек, у которого относительно высокий процент жира сравнительно с мышцами. Такие люди быстро и легко набирают вес. Как правило, жир откладывается у них на бедрах и ягодицах."
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить параллели в этих описаниях с внешними признаками представителей разных соционических типов. Например, классический интуит с усиленной интуицией будет выглядеть как астеник, сенсорный логик часто имеет атлетическое телосложение, а сенсорный этик - нормальное.
Методика типирования
Опишу приблизительную последовательность шагов. Это не значит, что независимо от ситуации, выявлять внешние признаки нужно только в таком порядке и никак иначе! Реальные условия диктуют свой порядок действий, предугадать их невозможно. Я указал моменты, на которые следует обратить внимание для достижения точного результата, не важно, в какой последовательности.
Из опыта - очень полезно при типировании делать письменные заметки по каждому пункту. Можно, например, очень кратко формулировать итог наблюдения и обобщить его в виде некоторой статистики, например, записывать что-то типа: "сутулый, выпяченный живот, худой - похож на Дона, интуция +1, логика +1, экстраверсия +1" или "неулыбчив, сжатые губы, сухое выражение лица - логика +1". Обобщив в конце все записи, часто можно вычислить тип просто по цифрам.
В процессе наблюдения время от времени нужно смотреть на всего человека сразу, стремясь охватить взглядом одновременно все части тела, а не только каждую саму по себе. Такое целостное восприятие образа человека по всем признакам сразу позволяет видеть соотношение каждого признаки с цельным образом. Обычно сразу видно, чего в нем больше, сенсорики или интуиции, логики или этики и т.д. Если же вглядываться только в детали, то теряется масштаб и получается путаница - в одном месте больше сенсорики, в другом интуиции.
Несколько слов о подтипе. Определять его нужно прежде основного типа, т.к. это значитльно облегчает дальнейшее выделение типных признаков. Если сначала определить подтип и исключить из рассмотрения подтипные признаки, то тип виден более ярко. Особенно важно это делать при типировании людей, склонных к полноте, скрывающей и сглаживающей внешние признаки.
В процессе наблюдения нужно сканировать взглядом человека, не делая акцентов на отдельных частях тела - руках, глазах. Их нужно замечать, оценивать, но не концентрировать на них внимание. У внимания как бы не должно быть центра тяжести. Если сосредоточиться на каком-то одном органе надолго, возникает фокусировка, а ее нужно избегать.
То есть, по ходу наблюдения и анализа отдельных признаков нужно все время возвращаться к целостной картинке, как к точке отсчета - туда-сюда, своеобразным челночным методом. Уменьшить масштаб - присмотреться к деталям, - увеличить масштаб - сравнить с целым и т.д. В начале практики, чтобы заметить разницу в признаках, нужно будет, может быть, с десяток раз так "попереключаться" на каждом признаке. Но по мере возрастания тренированности будет хватать одного-двух раз. И образное восприятие, и анализ деталей одинаково важны, поэтому следует уделять одинаковое внимание и тому и другому.
1. Посмотрите на человека, не фиксируя взгляд на отдельных частях его тела. Постарайтесь увидеть его всего сразу, целиком, не присматриваясь к деталям внешности, как будто Вы смотрите на него с некоторого отдаления. На какой тип он похож по осанке, движениям, походке? Отметьте приблизительный вывод и статистику.
2. Бросьте короткий отрывистый (важно!) взгляд на человека, прислушайтесь к своим ощущениям, почувствуйте эмоциональный фон, идущий от человека. Какое впечатление у Вас возникло? Какой тип по ощущениям он напоминает? Отметьте приблизительный вывод и статистику.
3. Понаблюдайте некоторое время, как движется человек: насколько его движения и походка плавны, быстры, закончены и т.д. (см. список внешних признаков). Как меняются его эмоции, как работает мимика, как сменяются выражения лица, как долго они сохраняются неизменными. Отметьте приблизительный вывод и статистику.
4. Присмотритесь к деталям внешности - лицо, руки и т.д. (см. список внешних признаков) Отметьте приблизительный вывод и статистику.
5. Суммируйте все впечатления и подсчитайте статистику.
Если есть сомнения и конкретный тип не удалось определить сразу, нужно повторить один или все пункты еще раз, собрать больше информации о человеке и еще раз сравнить с эталонами. Делать это нужно до тех пор, пока не получится точное совпадение признаков какого-то эталона и типируемого.
В процессе наблюдения важно тренировать умение отключать на время механизм оценки и рационализации воспринятого. Аналитика - это аналитический ум, сознание, разум. Это "прибор, которым человек думает". Его я предлагаю отключать на время восприятия. Не нужно совмещать наблюдение и анализ в один промежуток времени, пусть анализ идет чуть-чуть позади. Период такого восприятия в общении может быть совсем недолгим, от долей секунды до нескольких минут. Но разделение восприятия и анализа очень важно и обеспечивает запись очень чистой "картинки" ощущений, которую потом удобно анализировать.
В процессе типирования нужно стремиться воспринимать человека "как есть", не додумывать какие-то детали, и не стремится представить, как человек вел бы себя в той или иной ситуации. Это типичная ошибка, ее следует избегать
Самое главное при определении какого-то признаки - это продолжать его определять до тех пор, пока он не станет виден и ясен. При определении типа в поле зрения будет попадать что-то другое, кроме искомых признаков. Существует сильная тенденция погнаться за только что обнаруженными новыми вещами, вместо того, чтобы завершить текущую классификацию, а это грубая ошибка. Если вы увидите, что нашли что-то ценное, запишите это на потом и продолжайте делать то, что вы делали - выделять признаки и их классифицировать.
Нужно работать в направлении систематизации признаков на основе доступных наблюдений, что означает, что вы не стремитесь полностью осознать все видимые в данный момент проявления какого-то типа. Вместо этого вы продолжаете отмечать лишь несколько деталей во внешнем виде и поведении и сравнивать их с эталонными. Внезапно накопленный вес наблюдений спадет с вас и вы почувствуете уверенность в нахождении этой группы признаков - у вас победа. Это момент, чтобы остановиться. Если вы продолжите детализировать эти признаки, то вы просто начнете взбаламучивать другую массу фактов, а этот материал может быть слишком несистематизированным, чтобы обратившись к нему прямо сейчас, выделить признаки и их точное значение.
Это действительно проблема - определить момент, когда нужно остановиться. Всегда заканчивайте на победе или на чем-то типа успеха или прояснения. Не впадайте в бесконечные попытки "протипировать всех и вся" и не обесценивайте действительную победу только потому, что она выглядит слишком маленькой. Само по себе обесценивание служит препятствием дальнейшему прогрессу. Это как обучать чему-нибудь маленького ребенка. Вы должны поощрять самые крошечные наполовину неуверенные шажки вперед, так чтобы он мог продолжать становиться все лучше и лучше.
Успех зависит во многом и от "нетипичности" типа - выраженности подтипа, проявлений социальных масок, возраста, расы, национальности и т.д. Чем сильнее проявлены эти особенности, и чем меньше информации удается получить, тем больше времени требует типирование и наоборот.
Примерно треть людей, по моему опыту, можно определить почти с первого взгляда. Это так называемые "чистые типы". Это обычно более-менее физически здоровые люди в возрасте от 12-16 до 45-50 лет. Их подтип близок к основному типу (например, Дон или Роб интуитивно-логического подтипа), социальная маска ярко не выражена или близка к основному типу, а возрастные или физиологические особенности сильно не деформируют внешность.
Еще около трети требуют более пристального изучения. Трудности связаны с отклонениями по тем же признакам - возраст, физические болезни, искажающие облик и динамику движений, далекий от основного типа подтип, нехарактерные для типа социальные маски. Все это немного затрудняет типирование. Но если внимательно исследовать признаки 1-го и 2-го уровня, то истинный тип удается установить достаточно быстро и в этой группе.
В оставшихся примерно двадцати-тридцати процентах случаев приходится применять особые приемы - провоцировать реакцию человека в разных ситуациях, расспрашивать и т.д., в буквальном смысле слова выслеживая человека. В моей практике такие случаи всегда связаны с какими-то сильными изменениями на одном или на нескольких уровнях - сильная деформация внешности из-за болезни или травмы, развитая полнота, физическое истощение, замедленные реакции, подавляющее воспитание и прочее.
Но настойчивость и кропотливый сбор информации в любом случае позволят рано или поздно определить тип у человека любого из любой группы.
Очень важную роль также играет состояние типировщика. Рекомендую приступать к типированию, только выспавшись, хорошо отдохнув и поев. В случае каких-то острых заболеваний, точность восприятия также значительно ухудшается. Поэтому сам типировщик тоже должен быть "в форме".
Методика построена по принципу "от простого к сложному". Интуицию-сенсорику определять довольно просто, нужен лишь минимум наблюдательности. С логикой-этикой сложнее, тут нужно немного уметь анализировать собственные ощущения и эмоции. Вывод по конкретному типу, конечно, нужно делать на основе какого-то опыта. Просто нужно пробовать, пробовать и потом "раз!" и получится - увидите тип.
Если вербальная коммуникация допускает возможность обратной связи, то типирование по внешности этого не подразумевает. Поэтому я привел максимальное количество критериев, какие удалось выделить, чтобы обеспечить гарантированный результат, но я не преследую цели научить кого-то типировать только по текстам в Интернете. Есть еще просто опыт. Если кто-то захочет попробовать, допустив, что это работает, то сам откроет со временем некоторые простые вещи. Я хочу всего лишь могу показать направление, в котором нужно двигаться.
Этот список включает черты так называемых "чистых" типов - ярких представителей, имеющих подтип, совпадающий с основным типом. Например, для интутита это будет интуитивный подтип, для логика - логический. Тааким образом, набор признаков, представленных в этом разделе, ярко виден примерно у половины представителей каждого типа. Уверенное различение остальных типов облегчится с использованием признаков конкретных типов, которые будут опубликованы позже.
Внешние признаки подтипов
(соматотип+темперамент)
Признаки | Интуитивно-Логический подтип (ИЛ) | Интуитивно-этический подтип (ИЭ) | Сенсорно-этический подтип (СЭ) | Сенсорно-логический подтип (СЛ) |
Конституция | Хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость. Вытянутые части тела. Сильное развитие конечностей. | Хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость. Вытянутые части тела. Сильное развитие конечностей. | Круглое, “шарообразное” туловище . Массивная, фигура, округлые формы. Сильное развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота) при слабо развитой структуре плечевого пояса и конечностей. | Квадратно-прямоугольное, “бочкообразное” туловище. Массивная, плотная, крепко сбитая фигура, прямоугольные формы. Одинаковое развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и структуры плечевого пояса и конечностей. |
Акцент фигуры | На конечностях | На конечностях | В центре туловища на округлом животе. | В центре туловища, на “грудной клетке и на округлом животе. |
Костяк | Длинные тонкие кости | Длинные тонкие кости | Короткие, широкие кости | Короткие, широкие кости |
Мускулы | Тонкие, длинные | Тонкие, длинные | Короткие, круглые вид круглых "нашлепок" на плечах, как латы. Выпуклый рельеф мышц,. | Короткие, круглые или средней длины и толщины |
Рост | Любой. | Любой | Низкий или средний | Любой |
Склонность накапливать жир | Отсутствие выраженной склонности к ожирению, худоба или нормальное телосложение, Высокая скорость обмена веществ - сколько ни ешь, растолстеть невозможно. | Отсутствие выраженной склонности к ожирению, худоба. Высокая скорость обмена веществ - сколько ни ешь, растолстеть невозможно. | Явно выраженная жировая ткань, жир откладывается равномерно во всех частях тела. Низкая скорость обмена веществ - вес прибывает, даже если есть относительно мало. | Явно или средне выраженная жировая ткань, в первую очередь проявляется в ожирении торса, живота. Умеренная скорость обмена веществ - вес прибывает в случае избыточного питания. |
Спина | Плоская | Плоская. | Круглая | Плоская или круглая |
Грудная клетка | Узкая, длинная, плоская или вогнута, острый реберный угол,. | Грудная клетка узкая, длинная, плоская или вогнута, острый реберный угол, | Короткая, широкая, выпуклая грудная клетка, тупой реберный угол. | Короткая, широкая, выпуклая расширяющейся книзу грудная клетка, тупой реберный угол. |
Таз | Относительно широкий | Относительно узкий. | Широкий | Средний или относительно широкий |
Череп | Вытянутый квадратный лоб, череп значительно сужается книзу. Верхняя часть головы больше по объему. | Слегка конусообразный череп, овальной, или яйцеобразной слегка сужающейся кверху формы. Верхняя часть головы больше по объему. | Круглая шарообразная голова. Верхняя и нижняя часть черепа равны по объему. | Вытянутая “бочкообразная” голова. Верхняя и нижняя часть черепа равны по объему. |
Подбородок и скулы | Заострен, выступает вперед или слабо скошен. Нижняя челюсть “слабая”, заметно сужается. Скулы средне или сильно выражены, выступают, заострены. | Заострен, чаще сильно скошен. Нижняя челюсть “слабая” или незаметная, сужается. Скулы средне или сильно выражены, выступают, заострены. | Подбородок и скулы не выражены. | Слабо сужающийся или широкий, скулы слабо или средне выражены. |
Нос | Удлиненный, заостренный, крупный, выступающий вперед, ярко выражен, кончик на одном уровне или выше основания. | Ярко выраженной формы, с горбинкой “птичий”, сильно выступающий, заостренный, удлиненный, вытянутый вперед, кончик явно опущен вниз по отношению к основанию. | Явно не выражен, “картошкой” или слегка вздернут. | Нос крупный, выступающий вперед. |
Лоб | Широкий квадратный, угловатый, имеет выступы. | Плавно сужающийся кверху, конусообразный, без выступов и неровностей. | Круглый, без выступов и неровностей, плавно закругленный, почти незаметный, переход к волосяной части. | Широкий, угловатый, квадратный, имеет выступы. |
Затылок, теменная область. | Имеет выступы, сильно скашивается книзу, к шее, резкий переходи к шее. Заостренная теменная область. | Имеет выступы, сильно скашивается книзу, к шее, резкий переходи к шее. Заостренная теменная область. | Круглый или плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо. Круглый, шарообразный контур темени. | плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо. Круглый, шарообразный контур темени. |
Шея | Длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен. | Длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен | Слабо или совсем не выражена, короткая, толстая. | Относительно короткая, толстая, прямая. Отделенность от головы и туловища не выражена. Кадык резко не выступает, имеет скругленные очертания. |
Ноги | Длинные, тонкие, колени худые, угловатые, острые, ступни узкие, вытянутые, суставы резко выступают. | Длинные, тонкие, колени худые, угловатые, острые, ступни узкие, вытянутые, узловатые, суставы резко выступают. | Ноги короткие, гладкие, круглые. | Длинные, гладкие, колени круглые, стопы широкие. |
Темперамент | Меланхолик. Слабые и неустойчивые эмоции. Замедленные психические процессы, медленное развитие, глубина и устойчивость чувств. Внешняя невыразительность чувств и мимики. Повышенная восприимчивость к внешним воздействиям. | Холерик. Сильные, но неустойчивые эмоции, активная, демонстративная мимика. Быстрота, подвижность, неуравновешенность, возбудимость, интенсивность психических процессов. Выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты. Яркие чувства, настроение иногда резко меняется. | Сангвиник. Сильные и устойчивые эмоции. Жизнерадостность, добродушие, активная мимика. Легкое переключение с одного вида деятельности на другой. Уверенный контроль эмоций. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Как правило, преобладает хорошее настроение, но быстро меняется. | Флегматик. Слабые, но устойчивые эмоции. Медлительность, неторопливость, уравновешенность, слабая подвижность нервных процессов. Внешняя невыразительность чувств и мимики. Ровно, спокойное устойчивое настроение |
Внешние признаки функций
Брови
Форма и размер бровей не говорят о типе, например, сросшиеся брови могут быть у представителей любого типа, этот признак не работает.
Глаза
При типировании не нужно смотреть прямо в глаза (в зрачок), это обычно сбивает настрой. Взгляд человеку прямо в зрачок позволяет очень интенсивно воспринять текущее состояние человека, но эти эмоции часто заслоняют остальное впечатление. У одного и того же человека в разных состояниях (энтузиазм, скука, гнев) глаза выглядят совершенно по-разному. А во время типирования нужно быть достаточно холодным и отрешенным, как бы с "выключенными" ненадолго чувствами, и только воспринимать, а не реагировать на ощущения. А если "включиться" в человека через взгляд, определить тип точно часто не удастся. Взгляд прямо в глаза, как и вербальная коммуникация, включает обратную связь. Но для типирования по внешности это совсем не нужно. Связь должна быть по возможности односторонней. Следует оценивать форму и размер век, прищур, быстроту перевода взгляда и т.д. в соответствии с признаками конкретного типа, но не смотреть прямо в глаза.
Подбородок и скулы
От того места, где под ухом внизу начинается нижняя челюсть, находится костный выступ, угол. Он заметен почти у всех. От него к подбородку идет линия, отделяющая щеку и край нижней челюсти. У сенсориков она обычно выпуклая или слегка выгнута наружу, что делает подбородок и нижнюю часть лица "тяжелыми", "массивными". У интуитов эта линия прямая или даже вогнутая, и делает подбородок "сужающимся", "заостренным", а нижнюю часть лица "слабой". Т.е. если провести прямую от того костного выступа под ухом до угла подбородка, то линия получится либо прямая, либо выпуклая.
Если смотреть в лицо человека прямо спереди, то место окончания подбородок, его срез, может иметь разную форму и ширину у разных людей - круглую, заостренную, "кирпичом". Спереди от нижней губы до среза подбородка располагается площадка. У интуитов обычно эта площадка и срез заостренные или выпуклые. У сенсориков, наоборот, площадка на подбородке широкая, плоская или впалая, срез часто раздвоен.
Рот и губы
По общему впечатлению не имеют ярко выраженных отличий. Кажется, что могут быть пухлые губы и широкий рот у интуита, и тонкие губы и узкий рот у сенсорика, или наоборот.
Стиль одежды
Стиль одежды зависит от типа и является в основном неизменным. Под стилем подразумевается не качество каждого предмета туалета как таковое, а устойчивое сочетание отдельных предметов по группе характеристик. Интуитка может очень дорогое платье, но неподходящие к нему украшения или обувь. А сенсорик даже скромный поношенный пиджак может так точно сочетать по стилю с обувью, рубашкой и галстуком, что это покажется верхом изящества.
Логика-этика
Этот признак можно увидеть как соотношение активности верхней и нижней части лица в выражении состояния человека и в цикле приема-переработки-выдачи передаче информации в общении.
Речь и голос
Дело не в способе произношения слов, гармоничности, ритмичности речи или пения, чему обычно учат, а врожденном тембре голоса. Есть технология идентификация личности по голосу, речь как раз об этой индивидуальной особенности. Она неизменна, и значительно отличается у логикой и этиков. Отличается тембр голоса, манера выговаривать слова, способность плавно перестраиваться с тона на тон, быстрота и отчетливость произношения, техника построения фраз.
Если можно употребить образное выражение, что голос этика подобен морской волне. Он плавно меняет свою высоту и амплитуду. И так же как море, непредсказуем. В шторм или в тихую погоду волна никогда не ударит в берег резко, даже обрушившись сверху. Это будет всегда плавный, пусть и сильный, накат - сначала немного, потом больше, еще больше, максимум, меньше, еще меньше, наконец схлынула. Голос логика, напротив, резко переходит с тона на тон. Он подобен льдине. Сначала льдина отдельно от берега, даже вблизи она все так же не касается берега, потом резкий удар в долю секунды и остановка. Так и логик - то нудит что-то в одном тоне, то вдруг неожиданно крикнет, и снова нудит.
Признаки | Функции | |
Интуиция | Сенсорика | |
Фигура создает образ овала, шара, прямоугольника, “замыкает движение” в контур. | ||
Череп | Форма черепа треугольная, в фас имеет очертания трапеции или треугольника, значительно сужающегося книзу. Лоб, подбородок, затылок и шея создают каплю, узким концом книзу. | В фас имеет очертания ровного прямоугольника или трапеции, слегка сужающейся кверху или книзу. Лоб, подбородок, затылок и шея создают шар, овал или квадрат за счет утолщенной шеи и округлых форм. |
Профиль | Выступы на лбу и затылке, и заостренный подбородок придают голове в профиль треугольную фирму за счет резких выступов и тонкой шеи, профиль напоминает птичий, треугольный, "летящий", имеет очертания, направленные вперед. Контур профиля "открыт" спереди между подбородком и носом. Линии подбородка и носа в профиль, если их мысленно продолжить вперед, как бы расходятся в разные стороны или наоборот, сходятся, но не закругляясь к лицу, а вперед, размыкая контур профиля. | Профиль напоминает овал, шар или прямоугольник из-за плавных закруглений черепа, носа и подбородка. Лицо и череп создают замкнутый контур. Контур профиля замыкают плоский затылок, тяжелый подбородок, ненаправленный нос. Линии подбородка и носа, если их мысленно продолжить вперед, как бы каждая сама по себе, никуда не показывают или наоборот, закругляются обратно к лицу, замыкая контур профиля. |
Нос, переносица | При взгляде в фас переносица выглядит шире, чем шейка носа, переход между ними плавный. Треугольная площадка - перевернутый треугольник вершиной вниз на переносице, - расположена там, где нос переходит в форме буквы Т в надбровные дуги (костные выступы, находящиеся сверху над глазами горизонтально). Основание треугольника упирается в горизонтальную линию, проходящую через надбровные дуги, а вершина расположена в самом узком месте шейки носа. Стороны треугольника плавно (без резких изломов, четко видных углов) переходят из носа в надбровные дуги. Площадка похожа на ножку фужера (особенно у женщин) выпуклая, скругленная на носу. Нос показывает направление, устремленность вперед, часто заострен и утончен. | Нос при взгляде в фас имеет самую узкую часть на переносице. В месте, где нос переходит в надбровные дуги, образуется точка, в которой сходятся линии носа и надбровные дуги. Стороны треугольника сходятся там в одну точку и образуют вершину, а основание находится в самой широкой части шейки носа. Площадка на переносице отсутствует, надбровные дуги резко переходят в нос, часто с изломом. Нос не показывает направление, бывает четко не оформлен ("картошкой"), или направлен вниз, как бы к подбородку. |
Подбородок и скулы | В фас подбородок сужается, заостряется. В профиль, иногда скашивается вниз к шее, или заостряется, делает лицо заостренным, с нависшей лобной частью и впалой нижней, направленным вперед, "летящим". Скулы не оформлены, редко широкие, явно сужаются книзу к подбородку, создавая в фас форму капли, направленной острым концом вниз. Нижняя челюсть "слабая". Создает визуальное впечатление "слабости", неуверенности нижней части лица, ее легкости, утонченности, хрупкости, пронзительности. | В фас круглый или квадратный, "кирпичиком", раздвоен или плоский. В профиль выступает вперед, делает профиль вертикальным, круглым или даже немного вогнутым в районе носа. Часто имеет достаточно широкую плоскую или вогнутую площадку спереди, иногда раздвоенную с глубокой вертикальной складкой, образуя как бы два шарика или овала, резко очерченных. Скулы часто выделяются, широкие от висков до подбородка, придают лицу в фас форму овала, шара, прямоугольника или слегка зауженной вверх или вниз трапеции. Нижняя челюсть "тяжелая". Создает визуальное впечатление массивности, основательности, медлительности, устойчивости. |
Лоб | При взгляде в профиль имеет выпуклость посредине с хорошо заметным переходом в месте соединения с волосяной частью. Часто имеет уступы и угловатые, резко выступающие части. | Скошен назад, имеет плавный, почти незаметный переход к волосяной части. Обычно гладкий и ровный, без выступов, плоский или округлый, как шарик, с плавными линиями. |
Затылок | В профиль вступает в форме выпуклости с хорошо заметным резким переходом вниз к шее. Часто имеет уступы и выпуклые, резко выступающие части. При взгляде в профиль выступает наружу за вертикальную линию шеи, если ее мысленно продолжить вверх. | Плоский или скругленный, плавно, почти незаметно переходящий в шею. Обычно гладкий и ровный, с плавными линиями. При взгляде в профиль продолжает вертикальную линию шеи, или скругляется. |
Шея | "Лебединая", длинная и тонкая, явно выражена, часто вытянутая и наклоненная вперед, изгибается. Можно выделить при взгляде отдельно голову, шею и тело. Г< Наши рекомендации
|