Независимо от основного типа.

Например, Штирлицу с усиленной сенсорикой будет легче понять Дон Кихота с усиленной сенсорикой, чем Дон Кихота с усиленной интуицией. А двум Донам легче понять друг друга, если у них одинаковые подтипы. И наоборот, двум Донам с разными подтипами сложно выработать общую точку зрения, т.к. каждый опирается на свою усиленную функцию. Интуитивный подтип будет делать упор на разделении другим своей веры в идею, а сенсорный будет стараться привести наглядные примеры или заставить сделать по-своему силовым способом.

Исходя из этого, можно рассмотреть отдельную теорию “интерподтипных отношений” - ИПО(идея принадлежит Марине Ю.желающим дам адрес) по аналогии с интертипными отношениями сновных типов

Но общение двух людей не ограничивается только взаимным интересом и нахождением общего языка. Любое взаимодействие подразумевает достижение определенного результата. Поэтому стоит рассмотреть и другую сторону – взаимопомощь. Не факт, что если подтип моего партнера совпадает с моим типом, мы сможем помочь друг другу в деле, взяв на себя те функции, которые трудны для выполнения партнеру. Поэтому, если в плане взаимопонимания идеальным случаем для партнеров будет одноименный подтип, то с точки зрения взаимопомощи необходимым будет наличие каких-то свойств, отличающий от партнера. Примеры можно наблюдать в некоторых фильмах, где актеры или персонажи принадлежат к разным подтипам одного типа. Успеха они достигаю в случае четкого разделения обязанностей, обычно близко к подтипным свойствам. Таким образом, можно сформулировать

2-е Правило Подтипов:

Чем больше ОТЛИЧАЕТСЯ подтип двух людей,

Тем лучше они ПОМОГАЮТ друг другу

Независимо от основного типа.

Тип, подтип и тело

Несмотря на то, что тип накладывает отпечаток на проявления мозга и других органов, наличие типа не зависит напрямую от их работы и состояния. Но собрать доказательства этого, используя только существующие вербальные соционические тесты, которые работают, пока высказывания человека совпадают с критериям его истинного типа, вряд ли возможно. По тестам можно определить тип, пока человек здоров и искренне отвечает на вопросы с точки зрения своего типа, а не социальной маски или подтипа. Если эти условия нарушаются, то механизм такого типирования не срабатывает.

Тип – механизм приема-обработки-передачи человеком информации-воздействий, получаемых из внешнего мира. Он не имеет привязки к какому-то конкретному органу, хотя и сохраняется всю жизнь неизменным. Тип – нематериальное в общепринятом смысле образование, он не может быть локализован в какой-то части тела, и тем не менее он проявляется через все тело сразу, в соответствии с основополагающим жизнеобразующим принципом целостности. Органы тела могут работать хуже или лучше, на тип это не влияет. Можно сказать, что тип – это одна из констант существования тела.

Если человеку удаляют руку, ногу или часть мозга, тип от этого не изменяется, так как ни он сам, ни какие-то его “составные части”, если бы можно было предположить их существование в теле, не меняются, т.к. они не находятся и не могут находиться в каком-то органе. Человек может жить, скажем, совсем без мозга, и такие случаи описаны в медицине. Но на его тип это никак не влияет. Не существует устойчивой связи между наличием и активностью мозга (или любого другого органа) и наличием, и изменениями типа. Поэтому делать глобальные выводы о наличии или изменении типа на основании наблюдений за мозгом или другим органом, по крайней мере, наивно.

Сила проявления типных свойств в поведении человека определяется его состоянием. Часто, когда говорят о т.н. “развитии функций”, имеют ввиду общее улучшение состояния человека, и связанную с этим улучшенную способность использовать сильные функции. При хорошем и отличном состоянии свойства типа проявляются ярко. При плохом - свойства типа размыты и неустойчивы. Так выглядит т.н. “развитие” или “ослабление” функций. Если точно определить тип и оценить состояние человека - плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное, - то будет видно, что функции не развиваются, просто интенсивность их проявления меняется в зависимости от состояния - усиливается или ослабляется.

Тип также не может изменяться или “мутировать” на протяжении жизни человека. Изменения в поведении или поступках обусловлены только проявлениями т.н. “социальных масок” - моделей поведения, которые человек использует и его общеим состоянием. Тип - очень устойчивое образование. Если в жизни человека меняются условия и задачи, становятся востребованы другие функции, а не те, которые он использует обычно. Тогда ему приходится “выключать” эти функции, а включать другие. Условия меняются, снова включаются прежние. Это нормальный процесс. Ощущение “мутации” или изменения типа появляется при очень энергичных попытках управлять подсознательными функциями, особенно суггестивной.

В свою очередь подтип напрямую зависит от телесных свойств организма человека. Если тип – это нематериальный механизм восприятия, использующий в качестве инструмента тело, то подтип – это материальное образование, телесный, физический механизм. Поэтому можно сказать, что тип проявляется через подтип и при помощи подтипа. Исследователи, пытавшиеся увязать характер, темперамент и внешность, использовавшие классификации людей по конституциональным признакам (соматотипология), очень хорошо это видели.

Внешние признаки подтипов

Ярче всего подтип отражается во внешних признаках. Этим объясняется, помимо разницы в взаимопонимании, внешняя непохожесть тождественных типов.

Здесь описаны внешние признаки “чистых” подтипов, как я их вижу, с ярко проявленными чертами 2-х из 4-х пар функций разной вертности. Подтип не зависит от основного типа. Поэтому Дон сенсорно-логическиого подтипа может быть гораздо больше похож на чистого Штирлица или Жукова, а Штирлиц интуитивно-логического подтипа - на чистого Дона или Роба. Например, можно сравнить Белоголовцева (ОСП-студия, Дон-СЛ подтипа), и В.В.Путина (Штирлиц-ИЭ подтипа).

Таблица 1. Внешние признаки функций

Функция Двумерный вид Трехмерный вид Образ Внешний признак
Интуиция Треугольник Пирамида Луч Удлиненные, заостренные, вытянутые части тела, худоба
Сенсорика Круг Шар Шар Укороченные, выпуклые части тела, полнота
Логика Квадрат, прямоугольник Куб, параллелепипед Кристалл Угловатость, выступы, прямые линии
Этика Овал, конус Овал, воронка Капля Скошенность, конусообразность, овальные формы тела, изогнутые линии

Я думаю, что “по одной” функции не усиливаются. Поэтому принимаю за базовые четыре вида подтипов:

Таблица 2. Внешние признаки подтипов

Подтип Образ Внешний признак
Интуитивно-логический Треугольник Удлиненные, заостренные, вытянутые части тела, худоба, резкие черты лица, безмоциональность
Интуитивно-этический Капля Удлиненные, заостренные, вытянутые части тела, худоба, резкие черты, лица подвижная нижняя часть лица, экзальтированность
Сенсорно-логический Бочка Массивность, плотность, крепко сбитый, квдратно - прямоугольная фигура, угловатость, выступы, прямые линии
Сенсорно-этический Шар, овал Укороченные, выпуклые части тела, полнота, овальные формы тела, изогнутые линии, фигура круглая

По моим наблюдениям подтип в приведенной системе почти точно соответствует понятию тип телосложения или “соматотип”, которое используется в медицине и спорте (Кречмер, Шелдон). Тип телосложения дает общую характеристику организма. В основном он определяется строением скелета, количеством жира и мышечных тканей (1-й уровень внешних проявлений).

"Эктоморф (астеник) обладает коротким туловищем, длинными руками и ногами, длинными и узкими ступнями и ладонями, а также очень небольшим запасом жира. Он узок в груди и плечах, а мышцы у него обычно длинные и тонкие. Обмен веществ у эктоморфов очень быстрый, так что с жировыми отложениями проблем обычно не бывает. Впрочем, и мышцы нарастить им труднее.

Мезоморф (атлет) - широкая грудная клетка, длинное туловище, прочная мышечная структура и большая сила. Это спортсмен с рождения.

Эндоморф (нормальный) - мягкая мускулатура, круглое лицо, короткая шея, широкие бедра и большой запас жира. Типичный эндоморф - полноватый человек, у которого относительно высокий процент жира сравнительно с мышцами. Такие люди быстро и легко набирают вес. Как правило, жир откладывается у них на бедрах и ягодицах."

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить параллели в этих описаниях с внешними признаками представителей разных соционических типов. Например, классический интуит с усиленной интуицией будет выглядеть как астеник, сенсорный логик часто имеет атлетическое телосложение, а сенсорный этик - нормальное.

Методика типирования

Опишу приблизительную последовательность шагов. Это не значит, что независимо от ситуации, выявлять внешние признаки нужно только в таком порядке и никак иначе! Реальные условия диктуют свой порядок действий, предугадать их невозможно. Я указал моменты, на которые следует обратить внимание для достижения точного результата, не важно, в какой последовательности.

Из опыта - очень полезно при типировании делать письменные заметки по каждому пункту. Можно, например, очень кратко формулировать итог наблюдения и обобщить его в виде некоторой статистики, например, записывать что-то типа: "сутулый, выпяченный живот, худой - похож на Дона, интуция +1, логика +1, экстраверсия +1" или "неулыбчив, сжатые губы, сухое выражение лица - логика +1". Обобщив в конце все записи, часто можно вычислить тип просто по цифрам.

В процессе наблюдения время от времени нужно смотреть на всего человека сразу, стремясь охватить взглядом одновременно все части тела, а не только каждую саму по себе. Такое целостное восприятие образа человека по всем признакам сразу позволяет видеть соотношение каждого признаки с цельным образом. Обычно сразу видно, чего в нем больше, сенсорики или интуиции, логики или этики и т.д. Если же вглядываться только в детали, то теряется масштаб и получается путаница - в одном месте больше сенсорики, в другом интуиции.

Несколько слов о подтипе. Определять его нужно прежде основного типа, т.к. это значитльно облегчает дальнейшее выделение типных признаков. Если сначала определить подтип и исключить из рассмотрения подтипные признаки, то тип виден более ярко. Особенно важно это делать при типировании людей, склонных к полноте, скрывающей и сглаживающей внешние признаки.

В процессе наблюдения нужно сканировать взглядом человека, не делая акцентов на отдельных частях тела - руках, глазах. Их нужно замечать, оценивать, но не концентрировать на них внимание. У внимания как бы не должно быть центра тяжести. Если сосредоточиться на каком-то одном органе надолго, возникает фокусировка, а ее нужно избегать.

То есть, по ходу наблюдения и анализа отдельных признаков нужно все время возвращаться к целостной картинке, как к точке отсчета - туда-сюда, своеобразным челночным методом. Уменьшить масштаб - присмотреться к деталям, - увеличить масштаб - сравнить с целым и т.д. В начале практики, чтобы заметить разницу в признаках, нужно будет, может быть, с десяток раз так "попереключаться" на каждом признаке. Но по мере возрастания тренированности будет хватать одного-двух раз. И образное восприятие, и анализ деталей одинаково важны, поэтому следует уделять одинаковое внимание и тому и другому.

1. Посмотрите на человека, не фиксируя взгляд на отдельных частях его тела. Постарайтесь увидеть его всего сразу, целиком, не присматриваясь к деталям внешности, как будто Вы смотрите на него с некоторого отдаления. На какой тип он похож по осанке, движениям, походке? Отметьте приблизительный вывод и статистику.

2. Бросьте короткий отрывистый (важно!) взгляд на человека, прислушайтесь к своим ощущениям, почувствуйте эмоциональный фон, идущий от человека. Какое впечатление у Вас возникло? Какой тип по ощущениям он напоминает? Отметьте приблизительный вывод и статистику.

3. Понаблюдайте некоторое время, как движется человек: насколько его движения и походка плавны, быстры, закончены и т.д. (см. список внешних признаков). Как меняются его эмоции, как работает мимика, как сменяются выражения лица, как долго они сохраняются неизменными. Отметьте приблизительный вывод и статистику.

4. Присмотритесь к деталям внешности - лицо, руки и т.д. (см. список внешних признаков) Отметьте приблизительный вывод и статистику.

5. Суммируйте все впечатления и подсчитайте статистику.

Если есть сомнения и конкретный тип не удалось определить сразу, нужно повторить один или все пункты еще раз, собрать больше информации о человеке и еще раз сравнить с эталонами. Делать это нужно до тех пор, пока не получится точное совпадение признаков какого-то эталона и типируемого.

В процессе наблюдения важно тренировать умение отключать на время механизм оценки и рационализации воспринятого. Аналитика - это аналитический ум, сознание, разум. Это "прибор, которым человек думает". Его я предлагаю отключать на время восприятия. Не нужно совмещать наблюдение и анализ в один промежуток времени, пусть анализ идет чуть-чуть позади. Период такого восприятия в общении может быть совсем недолгим, от долей секунды до нескольких минут. Но разделение восприятия и анализа очень важно и обеспечивает запись очень чистой "картинки" ощущений, которую потом удобно анализировать.

В процессе типирования нужно стремиться воспринимать человека "как есть", не додумывать какие-то детали, и не стремится представить, как человек вел бы себя в той или иной ситуации. Это типичная ошибка, ее следует избегать

Самое главное при определении какого-то признаки - это продолжать его определять до тех пор, пока он не станет виден и ясен. При определении типа в поле зрения будет попадать что-то другое, кроме искомых признаков. Существует сильная тенденция погнаться за только что обнаруженными новыми вещами, вместо того, чтобы завершить текущую классификацию, а это грубая ошибка. Если вы увидите, что нашли что-то ценное, запишите это на потом и продолжайте делать то, что вы делали - выделять признаки и их классифицировать.

Нужно работать в направлении систематизации признаков на основе доступных наблюдений, что означает, что вы не стремитесь полностью осознать все видимые в данный момент проявления какого-то типа. Вместо этого вы продолжаете отмечать лишь несколько деталей во внешнем виде и поведении и сравнивать их с эталонными. Внезапно накопленный вес наблюдений спадет с вас и вы почувствуете уверенность в нахождении этой группы признаков - у вас победа. Это момент, чтобы остановиться. Если вы продолжите детализировать эти признаки, то вы просто начнете взбаламучивать другую массу фактов, а этот материал может быть слишком несистематизированным, чтобы обратившись к нему прямо сейчас, выделить признаки и их точное значение.

Это действительно проблема - определить момент, когда нужно остановиться. Всегда заканчивайте на победе или на чем-то типа успеха или прояснения. Не впадайте в бесконечные попытки "протипировать всех и вся" и не обесценивайте действительную победу только потому, что она выглядит слишком маленькой. Само по себе обесценивание служит препятствием дальнейшему прогрессу. Это как обучать чему-нибудь маленького ребенка. Вы должны поощрять самые крошечные наполовину неуверенные шажки вперед, так чтобы он мог продолжать становиться все лучше и лучше.

Успех зависит во многом и от "нетипичности" типа - выраженности подтипа, проявлений социальных масок, возраста, расы, национальности и т.д. Чем сильнее проявлены эти особенности, и чем меньше информации удается получить, тем больше времени требует типирование и наоборот.

Примерно треть людей, по моему опыту, можно определить почти с первого взгляда. Это так называемые "чистые типы". Это обычно более-менее физически здоровые люди в возрасте от 12-16 до 45-50 лет. Их подтип близок к основному типу (например, Дон или Роб интуитивно-логического подтипа), социальная маска ярко не выражена или близка к основному типу, а возрастные или физиологические особенности сильно не деформируют внешность.

Еще около трети требуют более пристального изучения. Трудности связаны с отклонениями по тем же признакам - возраст, физические болезни, искажающие облик и динамику движений, далекий от основного типа подтип, нехарактерные для типа социальные маски. Все это немного затрудняет типирование. Но если внимательно исследовать признаки 1-го и 2-го уровня, то истинный тип удается установить достаточно быстро и в этой группе.

В оставшихся примерно двадцати-тридцати процентах случаев приходится применять особые приемы - провоцировать реакцию человека в разных ситуациях, расспрашивать и т.д., в буквальном смысле слова выслеживая человека. В моей практике такие случаи всегда связаны с какими-то сильными изменениями на одном или на нескольких уровнях - сильная деформация внешности из-за болезни или травмы, развитая полнота, физическое истощение, замедленные реакции, подавляющее воспитание и прочее.

Но настойчивость и кропотливый сбор информации в любом случае позволят рано или поздно определить тип у человека любого из любой группы.

Очень важную роль также играет состояние типировщика. Рекомендую приступать к типированию, только выспавшись, хорошо отдохнув и поев. В случае каких-то острых заболеваний, точность восприятия также значительно ухудшается. Поэтому сам типировщик тоже должен быть "в форме".

Методика построена по принципу "от простого к сложному". Интуицию-сенсорику определять довольно просто, нужен лишь минимум наблюдательности. С логикой-этикой сложнее, тут нужно немного уметь анализировать собственные ощущения и эмоции. Вывод по конкретному типу, конечно, нужно делать на основе какого-то опыта. Просто нужно пробовать, пробовать и потом "раз!" и получится - увидите тип.

Если вербальная коммуникация допускает возможность обратной связи, то типирование по внешности этого не подразумевает. Поэтому я привел максимальное количество критериев, какие удалось выделить, чтобы обеспечить гарантированный результат, но я не преследую цели научить кого-то типировать только по текстам в Интернете. Есть еще просто опыт. Если кто-то захочет попробовать, допустив, что это работает, то сам откроет со временем некоторые простые вещи. Я хочу всего лишь могу показать направление, в котором нужно двигаться.

Этот список включает черты так называемых "чистых" типов - ярких представителей, имеющих подтип, совпадающий с основным типом. Например, для интутита это будет интуитивный подтип, для логика - логический. Тааким образом, набор признаков, представленных в этом разделе, ярко виден примерно у половины представителей каждого типа. Уверенное различение остальных типов облегчится с использованием признаков конкретных типов, которые будут опубликованы позже.

Внешние признаки подтипов

(соматотип+темперамент)

Признаки Интуитивно-Логический подтип (ИЛ) Интуитивно-этический подтип (ИЭ) Сенсорно-этический подтип (СЭ) Сенсорно-логический подтип (СЛ)
Конституция Хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость. Вытянутые части тела. Сильное развитие конечностей. Хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость. Вытянутые части тела. Сильное развитие конечностей. Круглое, “шарообразное” туловище . Массивная, фигура, округлые формы. Сильное развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота) при слабо развитой структуре плечевого пояса и конечностей. Квадратно-прямоугольное, “бочкообразное” туловище. Массивная, плотная, крепко сбитая фигура, прямоугольные формы. Одинаковое развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и структуры плечевого пояса и конечностей.
Акцент фигуры На конечностях На конечностях В центре туловища на округлом животе. В центре туловища, на “грудной клетке и на округлом животе.
Костяк Длинные тонкие кости Длинные тонкие кости Короткие, широкие кости Короткие, широкие кости
Мускулы Тонкие, длинные Тонкие, длинные Короткие, круглые вид круглых "нашлепок" на плечах, как латы. Выпуклый рельеф мышц,. Короткие, круглые или средней длины и толщины
Рост Любой. Любой Низкий или средний Любой
Склонность накапливать жир Отсутствие выраженной склонности к ожирению, худоба или нормальное телосложение, Высокая скорость обмена веществ - сколько ни ешь, растолстеть невозможно. Отсутствие выраженной склонности к ожирению, худоба. Высокая скорость обмена веществ - сколько ни ешь, растолстеть невозможно. Явно выраженная жировая ткань, жир откладывается равномерно во всех частях тела. Низкая скорость обмена веществ - вес прибывает, даже если есть относительно мало. Явно или средне выраженная жировая ткань, в первую очередь проявляется в ожирении торса, живота. Умеренная скорость обмена веществ - вес прибывает в случае избыточного питания.
Спина Плоская Плоская. Круглая Плоская или круглая
Грудная клетка Узкая, длинная, плоская или вогнута, острый реберный угол,. Грудная клетка узкая, длинная, плоская или вогнута, острый реберный угол, Короткая, широкая, выпуклая грудная клетка, тупой реберный угол. Короткая, широкая, выпуклая расширяющейся книзу грудная клетка, тупой реберный угол.
Таз Относительно широкий Относительно узкий. Широкий Средний или относительно широкий
Череп Вытянутый квадратный лоб, череп значительно сужается книзу. Верхняя часть головы больше по объему. Слегка конусообразный череп, овальной, или яйцеобразной слегка сужающейся кверху формы. Верхняя часть головы больше по объему.   Круглая шарообразная голова. Верхняя и нижняя часть черепа равны по объему. Вытянутая “бочкообразная” голова. Верхняя и нижняя часть черепа равны по объему.  
Подбородок и скулы Заострен, выступает вперед или слабо скошен. Нижняя челюсть “слабая”, заметно сужается. Скулы средне или сильно выражены, выступают, заострены. Заострен, чаще сильно скошен. Нижняя челюсть “слабая” или незаметная, сужается. Скулы средне или сильно выражены, выступают, заострены. Подбородок и скулы не выражены. Слабо сужающийся или широкий, скулы слабо или средне выражены.
Нос Удлиненный, заостренный, крупный, выступающий вперед, ярко выражен, кончик на одном уровне или выше основания. Ярко выраженной формы, с горбинкой “птичий”, сильно выступающий, заостренный, удлиненный, вытянутый вперед, кончик явно опущен вниз по отношению к основанию. Явно не выражен, “картошкой” или слегка вздернут. Нос крупный, выступающий вперед.
Лоб Широкий квадратный, угловатый, имеет выступы. Плавно сужающийся кверху, конусообразный, без выступов и неровностей. Круглый, без выступов и неровностей, плавно закругленный, почти незаметный, переход к волосяной части. Широкий, угловатый, квадратный, имеет выступы.
Затылок, теменная область. Имеет выступы, сильно скашивается книзу, к шее, резкий переходи к шее. Заостренная теменная область. Имеет выступы, сильно скашивается книзу, к шее, резкий переходи к шее. Заостренная теменная область. Круглый или плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо. Круглый, шарообразный контур темени. плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо. Круглый, шарообразный контур темени.
Шея Длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен. Длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен Слабо или совсем не выражена, короткая, толстая. Относительно короткая, толстая, прямая. Отделенность от головы и туловища не выражена. Кадык резко не выступает, имеет скругленные очертания.
Ноги Длинные, тонкие, колени худые, угловатые, острые, ступни узкие, вытянутые, суставы резко выступают. Длинные, тонкие, колени худые, угловатые, острые, ступни узкие, вытянутые, узловатые, суставы резко выступают. Ноги короткие, гладкие, круглые. Длинные, гладкие, колени круглые, стопы широкие.
Темперамент Меланхолик. Слабые и неустойчивые эмоции. Замедленные психические процессы, медленное развитие, глубина и устойчивость чувств. Внешняя невыразительность чувств и мимики. Повышенная восприимчивость к внешним воздействиям. Холерик. Сильные, но неустойчивые эмоции, активная, демонстративная мимика. Быстрота, подвижность, неуравновешенность, возбудимость, интенсивность психических процессов. Выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты. Яркие чувства, настроение иногда резко меняется. Сангвиник. Сильные и устойчивые эмоции. Жизнерадостность, добродушие, активная мимика. Легкое переключение с одного вида деятельности на другой. Уверенный контроль эмоций. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Как правило, преобладает хорошее настроение, но быстро меняется. Флегматик. Слабые, но устойчивые эмоции. Медлительность, неторопливость, уравновешенность, слабая подвижность нервных процессов. Внешняя невыразительность чувств и мимики. Ровно, спокойное устойчивое настроение

Внешние признаки функций

Брови

Форма и размер бровей не говорят о типе, например, сросшиеся брови могут быть у представителей любого типа, этот признак не работает.

Глаза

При типировании не нужно смотреть прямо в глаза (в зрачок), это обычно сбивает настрой. Взгляд человеку прямо в зрачок позволяет очень интенсивно воспринять текущее состояние человека, но эти эмоции часто заслоняют остальное впечатление. У одного и того же человека в разных состояниях (энтузиазм, скука, гнев) глаза выглядят совершенно по-разному. А во время типирования нужно быть достаточно холодным и отрешенным, как бы с "выключенными" ненадолго чувствами, и только воспринимать, а не реагировать на ощущения. А если "включиться" в человека через взгляд, определить тип точно часто не удастся. Взгляд прямо в глаза, как и вербальная коммуникация, включает обратную связь. Но для типирования по внешности это совсем не нужно. Связь должна быть по возможности односторонней. Следует оценивать форму и размер век, прищур, быстроту перевода взгляда и т.д. в соответствии с признаками конкретного типа, но не смотреть прямо в глаза.

Подбородок и скулы

От того места, где под ухом внизу начинается нижняя челюсть, находится костный выступ, угол. Он заметен почти у всех. От него к подбородку идет линия, отделяющая щеку и край нижней челюсти. У сенсориков она обычно выпуклая или слегка выгнута наружу, что делает подбородок и нижнюю часть лица "тяжелыми", "массивными". У интуитов эта линия прямая или даже вогнутая, и делает подбородок "сужающимся", "заостренным", а нижнюю часть лица "слабой". Т.е. если провести прямую от того костного выступа под ухом до угла подбородка, то линия получится либо прямая, либо выпуклая.

Если смотреть в лицо человека прямо спереди, то место окончания подбородок, его срез, может иметь разную форму и ширину у разных людей - круглую, заостренную, "кирпичом". Спереди от нижней губы до среза подбородка располагается площадка. У интуитов обычно эта площадка и срез заостренные или выпуклые. У сенсориков, наоборот, площадка на подбородке широкая, плоская или впалая, срез часто раздвоен.

Рот и губы

По общему впечатлению не имеют ярко выраженных отличий. Кажется, что могут быть пухлые губы и широкий рот у интуита, и тонкие губы и узкий рот у сенсорика, или наоборот.

Стиль одежды

Стиль одежды зависит от типа и является в основном неизменным. Под стилем подразумевается не качество каждого предмета туалета как таковое, а устойчивое сочетание отдельных предметов по группе характеристик. Интуитка может очень дорогое платье, но неподходящие к нему украшения или обувь. А сенсорик даже скромный поношенный пиджак может так точно сочетать по стилю с обувью, рубашкой и галстуком, что это покажется верхом изящества.

Логика-этика

Этот признак можно увидеть как соотношение активности верхней и нижней части лица в выражении состояния человека и в цикле приема-переработки-выдачи передаче информации в общении.

Речь и голос

Дело не в способе произношения слов, гармоничности, ритмичности речи или пения, чему обычно учат, а врожденном тембре голоса. Есть технология идентификация личности по голосу, речь как раз об этой индивидуальной особенности. Она неизменна, и значительно отличается у логикой и этиков. Отличается тембр голоса, манера выговаривать слова, способность плавно перестраиваться с тона на тон, быстрота и отчетливость произношения, техника построения фраз.

Если можно употребить образное выражение, что голос этика подобен морской волне. Он плавно меняет свою высоту и амплитуду. И так же как море, непредсказуем. В шторм или в тихую погоду волна никогда не ударит в берег резко, даже обрушившись сверху. Это будет всегда плавный, пусть и сильный, накат - сначала немного, потом больше, еще больше, максимум, меньше, еще меньше, наконец схлынула. Голос логика, напротив, резко переходит с тона на тон. Он подобен льдине. Сначала льдина отдельно от берега, даже вблизи она все так же не касается берега, потом резкий удар в долю секунды и остановка. Так и логик - то нудит что-то в одном тоне, то вдруг неожиданно крикнет, и снова нудит.

Признаки Функции
  Интуиция Сенсорика
    Фигура создает образ овала, шара, прямоугольника, “замыкает движение” в контур.
Череп Форма черепа треугольная, в фас имеет очертания трапеции или треугольника, значительно сужающегося книзу. Лоб, подбородок, затылок и шея создают каплю, узким концом книзу. В фас имеет очертания ровного прямоугольника или трапеции, слегка сужающейся кверху или книзу. Лоб, подбородок, затылок и шея создают шар, овал или квадрат за счет утолщенной шеи и округлых форм.
Профиль Выступы на лбу и затылке, и заостренный подбородок придают голове в профиль треугольную фирму за счет резких выступов и тонкой шеи, профиль напоминает птичий, треугольный, "летящий", имеет очертания, направленные вперед. Контур профиля "открыт" спереди между подбородком и носом. Линии подбородка и носа в профиль, если их мысленно продолжить вперед, как бы расходятся в разные стороны или наоборот, сходятся, но не закругляясь к лицу, а вперед, размыкая контур профиля. Профиль напоминает овал, шар или прямоугольник из-за плавных закруглений черепа, носа и подбородка. Лицо и череп создают замкнутый контур. Контур профиля замыкают плоский затылок, тяжелый подбородок, ненаправленный нос. Линии подбородка и носа, если их мысленно продолжить вперед, как бы каждая сама по себе, никуда не показывают или наоборот, закругляются обратно к лицу, замыкая контур профиля.
Нос, переносица При взгляде в фас переносица выглядит шире, чем шейка носа, переход между ними плавный. Треугольная площадка - перевернутый треугольник вершиной вниз на переносице, - расположена там, где нос переходит в форме буквы Т в надбровные дуги (костные выступы, находящиеся сверху над глазами горизонтально). Основание треугольника упирается в горизонтальную линию, проходящую через надбровные дуги, а вершина расположена в самом узком месте шейки носа. Стороны треугольника плавно (без резких изломов, четко видных углов) переходят из носа в надбровные дуги. Площадка похожа на ножку фужера (особенно у женщин) выпуклая, скругленная на носу. Нос показывает направление, устремленность вперед, часто заострен и утончен. Нос при взгляде в фас имеет самую узкую часть на переносице. В месте, где нос переходит в надбровные дуги, образуется точка, в которой сходятся линии носа и надбровные дуги. Стороны треугольника сходятся там в одну точку и образуют вершину, а основание находится в самой широкой части шейки носа. Площадка на переносице отсутствует, надбровные дуги резко переходят в нос, часто с изломом. Нос не показывает направление, бывает четко не оформлен ("картошкой"), или направлен вниз, как бы к подбородку.
Подбородок и скулы В фас подбородок сужается, заостряется. В профиль, иногда скашивается вниз к шее, или заостряется, делает лицо заостренным, с нависшей лобной частью и впалой нижней, направленным вперед, "летящим". Скулы не оформлены, редко широкие, явно сужаются книзу к подбородку, создавая в фас форму капли, направленной острым концом вниз. Нижняя челюсть "слабая". Создает визуальное впечатление "слабости", неуверенности нижней части лица, ее легкости, утонченности, хрупкости, пронзительности. В фас круглый или квадратный, "кирпичиком", раздвоен или плоский. В профиль выступает вперед, делает профиль вертикальным, круглым или даже немного вогнутым в районе носа. Часто имеет достаточно широкую плоскую или вогнутую площадку спереди, иногда раздвоенную с глубокой вертикальной складкой, образуя как бы два шарика или овала, резко очерченных. Скулы часто выделяются, широкие от висков до подбородка, придают лицу в фас форму овала, шара, прямоугольника или слегка зауженной вверх или вниз трапеции. Нижняя челюсть "тяжелая". Создает визуальное впечатление массивности, основательности, медлительности, устойчивости.
Лоб При взгляде в профиль имеет выпуклость посредине с хорошо заметным переходом в месте соединения с волосяной частью. Часто имеет уступы и угловатые, резко выступающие части. Скошен назад, имеет плавный, почти незаметный переход к волосяной части. Обычно гладкий и ровный, без выступов, плоский или округлый, как шарик, с плавными линиями.
Затылок В профиль вступает в форме выпуклости с хорошо заметным резким переходом вниз к шее. Часто имеет уступы и выпуклые, резко выступающие части. При взгляде в профиль выступает наружу за вертикальную линию шеи, если ее мысленно продолжить вверх. Плоский или скругленный, плавно, почти незаметно переходящий в шею. Обычно гладкий и ровный, с плавными линиями. При взгляде в профиль продолжает вертикальную линию шеи, или скругляется.
Шея "Лебединая", длинная и тонкая, явно выражена, часто вытянутая и наклоненная вперед, изгибается. Можно выделить при взгляде отдельно голову, шею и тело. Г<

Наши рекомендации