Исследование познавательного развития детей третьего года жизни

Задание 1. «Построй башню»

Цель: выяснить умение ребенка строить башню из 6- 10 кубиков.

Материал исследования: кубики

Процедура и инструкция: взрослый предлагает ребенку построить башню.

Критерии и оценки

Низкий - 0 баллов - Ребенок не может построить башню, потому что кубики сразу падают.

Средний - 1 балл - Ребенок строит башню из 4 кубиков.

Выше среднего - 2 балла - Ребенок строит башню из 6-8 или 10 кубиков после повтора.

Высокий - 3 балла - Строит башню из 6- 10 кубиков.

Задание 2. «Собери по размеру»

Цель: выяснить умение ребенка ориентироваться в контрастных величинах по увеличению-уменьшению в пределах 3-4 предметов (4 кольца пирамидки), соотносить их по размеру «больше – меньше».

Процедура и инструкция: ребенку предлагают собрать пирамидку от большего колечка к меньшему

Критерии и оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок хаотично одевает кольца

Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий

Выше среднего 2 балла - Ребенок может собрать пирамидку после повтора

Высокий 3 балла - ребёнок может собрать пирамидку по размеру

Задание 3. «Подбери шарфики, шапочки для девочек»

Цель: выяснить умение ребенка ориентироваться в 4 основных цветах и способность назвать 1-2 цвета.

Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подобрать вещи по цвету.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет задания

Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий

Выше среднего 2 балла - Ребенок ориентируется в цветах после повтора

Высокий 3 балла - ребёнок ориентируется в цветах

Задание 4. «Маленький мастер»

Цель: выяснить умение ребенка использовать один предмет для действия со вторым (бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер).

Инструкция к выполнению: ребенку предлагают отремонтировать игрушки.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок пытается выполнять действие, но игрушки все время выпадают из рук и ребенок промахивается

Средний 1 балл- Ребенок действует только с одним предметом

Выше среднего 2 балла - Ребенок бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер, после повтора

Высокий 3 балла - Ребенок бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер

Задание 5. «Найди один цветочек среди листочков»

Цель: выяснить умение ребенка отличать понятие «один – много»,

Инструкция к выполнению: ребенку предлагают найти один предмет среди многих,

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу

Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий

Выше среднего 2 балла - Ребенок отличает понятие "один - много" после повтора

Высокий 3 балла - Ребенок отличает понятие "один - много"

Задание 6 «Найди одинаковые картинки»

Цель: выяснить умение ребенка подбирать парные картинки, называть картинки по темам («животные», «одежда», «посуда», «мебель»).

Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти парные картинки и разложить их по темам.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу

Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий

Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения

Высокий 3 балла - Ребенок находит парные картинки

Задание 7 «Собери картинку»

Цель: выяснить умение ребенка вместе со взрослым играть с разрезными картинками из двух частей.

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку собрать картинку собаки, состоящую из двух частей.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу и хаотично перебирает картинки

Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий

Выше среднего 2 балла - Ребенок составляет разрезные картинки после повторения

Высокий 3 балла - Ребенок составляет разрезные картинки

Задание 8. «Поймай рыбку»

Цель: выяснить умение ребенка вылавливать магнитной удочкой рыбок.

Инструкция к выполнению: ребенку предлагают магнитной удочкой поймать рыбок.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок достает рыбок рукой

Средний 1 балл - Ребенок ловит рыбок, но промахивается

Выше среднего 2 балла - Ребенок самостоятельно ловить рыбок после повторения

Высокий 3 балла - Ребенок самостоятельно ловить рыбок

Задание 9 «Сложи фигуру из трёх палочек»

Цель: выяснить умение ребенка работать по образцу

Инструкция к выполнению: ребенку предлагают 3 палочки из которых повторить сложить узор за взрослым (треугольник).

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок хаотично играет палочками

Средний 1 балл- Ребенок складывает, но допускает ошибки

Выше среднего 2 балла - Ребенок складывает после повторения

Высокий 3 балла - Ребенок самостоятельно повторяет узор за взрослыми

Задание 10 «Домик»

Цель: выяснить умение ребенка подбирать каждой геометрической фигуре свой домик

Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти домик фигуркам и поселить их в нём.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу

Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий

Выше среднего 2 балла - ребёнок находит после повторения

Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием

Задание 11. «Геометрики»

Цель: выяснить умение ребенка подбирать каждую геометрическую фигуру с определённым количеством дырок к такому же количеству деревянных палочек.

Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти домик фигуркам и поселить их в нём.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет просьбу

Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий

Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения

Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием

Задание 12. «Урожай в корзинке»

Цель: выяснить умение ребенка сопоставлять предметы по цвету и называть их

Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти кубикам определённого цвета свои корзинки.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет просьбу

Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий

Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения

Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием

Наши рекомендации