Исследование познавательного развития детей третьего года жизни
Задание 1. «Построй башню»
Цель: выяснить умение ребенка строить башню из 6- 10 кубиков.
Материал исследования: кубики
Процедура и инструкция: взрослый предлагает ребенку построить башню.
Критерии и оценки
Низкий - 0 баллов - Ребенок не может построить башню, потому что кубики сразу падают.
Средний - 1 балл - Ребенок строит башню из 4 кубиков.
Выше среднего - 2 балла - Ребенок строит башню из 6-8 или 10 кубиков после повтора.
Высокий - 3 балла - Строит башню из 6- 10 кубиков.
Задание 2. «Собери по размеру»
Цель: выяснить умение ребенка ориентироваться в контрастных величинах по увеличению-уменьшению в пределах 3-4 предметов (4 кольца пирамидки), соотносить их по размеру «больше – меньше».
Процедура и инструкция: ребенку предлагают собрать пирамидку от большего колечка к меньшему
Критерии и оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок хаотично одевает кольца
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребенок может собрать пирамидку после повтора
Высокий 3 балла - ребёнок может собрать пирамидку по размеру
Задание 3. «Подбери шарфики, шапочки для девочек»
Цель: выяснить умение ребенка ориентироваться в 4 основных цветах и способность назвать 1-2 цвета.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подобрать вещи по цвету.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет задания
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребенок ориентируется в цветах после повтора
Высокий 3 балла - ребёнок ориентируется в цветах
Задание 4. «Маленький мастер»
Цель: выяснить умение ребенка использовать один предмет для действия со вторым (бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер).
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают отремонтировать игрушки.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок пытается выполнять действие, но игрушки все время выпадают из рук и ребенок промахивается
Средний 1 балл- Ребенок действует только с одним предметом
Выше среднего 2 балла - Ребенок бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер, после повтора
Высокий 3 балла - Ребенок бьет молоточком по доске, по стержню, как взрослый мастер
Задание 5. «Найди один цветочек среди листочков»
Цель: выяснить умение ребенка отличать понятие «один – много»,
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают найти один предмет среди многих,
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребенок отличает понятие "один - много" после повтора
Высокий 3 балла - Ребенок отличает понятие "один - много"
Задание 6 «Найди одинаковые картинки»
Цель: выяснить умение ребенка подбирать парные картинки, называть картинки по темам («животные», «одежда», «посуда», «мебель»).
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти парные картинки и разложить их по темам.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок находит парные картинки
Задание 7 «Собери картинку»
Цель: выяснить умение ребенка вместе со взрослым играть с разрезными картинками из двух частей.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку собрать картинку собаки, состоящую из двух частей.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу и хаотично перебирает картинки
Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребенок составляет разрезные картинки после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок составляет разрезные картинки
Задание 8. «Поймай рыбку»
Цель: выяснить умение ребенка вылавливать магнитной удочкой рыбок.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают магнитной удочкой поймать рыбок.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок достает рыбок рукой
Средний 1 балл - Ребенок ловит рыбок, но промахивается
Выше среднего 2 балла - Ребенок самостоятельно ловить рыбок после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок самостоятельно ловить рыбок
Задание 9 «Сложи фигуру из трёх палочек»
Цель: выяснить умение ребенка работать по образцу
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают 3 палочки из которых повторить сложить узор за взрослым (треугольник).
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок хаотично играет палочками
Средний 1 балл- Ребенок складывает, но допускает ошибки
Выше среднего 2 балла - Ребенок складывает после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок самостоятельно повторяет узор за взрослыми
Задание 10 «Домик»
Цель: выяснить умение ребенка подбирать каждой геометрической фигуре свой домик
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти домик фигуркам и поселить их в нём.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не понимает просьбу
Средний 1 балл- Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - ребёнок находит после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием
Задание 11. «Геометрики»
Цель: выяснить умение ребенка подбирать каждую геометрическую фигуру с определённым количеством дырок к такому же количеству деревянных палочек.
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти домик фигуркам и поселить их в нём.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет просьбу
Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием
Задание 12. «Урожай в корзинке»
Цель: выяснить умение ребенка сопоставлять предметы по цвету и называть их
Инструкция к выполнению: попросить ребенка найти кубикам определённого цвета свои корзинки.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребенок не выполняет просьбу
Средний 1 балл - Ребенок допускает ошибки при выполнении действий
Выше среднего 2 балла - Ребёнок находит после повторения
Высокий 3 балла - Ребенок справляется с заданием