Дидактические условия математического развития детей третьего года жизни

Основная форма занятий с детьми этой возрастной груп­пы — игры с предметами и их изображениями. Детей можно объединять по пять-семь человек.

Так, во время игры воспитатель предлагает ребенку из двух предметов выбрать (подать, пто*чести) больший или меньший. Выполнив задание, ребенок должен назвать раз­мер предмета (игрушки): «Я принес большую машину». Пос­ле этого воспитатель говорит: «А теперь давай в большую машину посадим большого медведя и покатаем его». Ребенок старается посадить медведя в машину, но он не помещается. «Медведь очень большой, — говорит воспитатель. — Он не помещается в эту машину. Давай возьмем другого медведя, меньше этого. Поставь их рядом, какой медведь больше, а какой меньше? Вот этого, меньшего, медведя мы попробу­ем покатать на большой машине. Какая машина?» — «Боль­шая». — «А медведь какой?» — «Маленький». — «Молодец! Покатай медвежонка на машине... А теперь давай сделаем для большой машины гараж. Какой надо сделать гараж?» — «Большой». — «Правильно, большой, так как машина боль­шая. Неси строительный материал...»

Следует помнить, что представления о величине форми­руются у детей на основе действий, которые они выполня­ют в процессе сравнения. Эти действия вырабатывают у них умения классифицировать, группировать.

Для определения величины предмета необходимо выбрать эталон, т.е. предмет, с которым сравниваются все другие пред­меты. Воспитатель обращается к детям: «Все игрушки будем сравнивать с лисичкой. Те, которые меньше лисички, поло­жим в коробку, а те, которые больше, — на стол». С этой же

целью можно провести такие игры: «Нанизывание колец с уменьшением по величине», «Складывание трехместной мат­решки», «Нанизывание больших и маленьких бус», «Помо­жем куклам найти свою одежду» и др.

Закрепить знания о размере предметов помогает рас­сматривание картин, фотографий, иллюстраций в кни­гах. После рассказа детям сказки «Репка» или «Три медве­дя» можно организовать беседу по картинкам:

«Посмотри, какая большая выросла репка (рис. 13). Пока­жи руками, какая она большая. Вот какая большая! Кто при­шел тянуть репку из земли? Покажи на картинке дедушку. Он самый большой. Скажи, что дед самый большой. Посмот­ри, а кто это на картинке последний прибежал? Мышка большая или маленькая? Покажи руками, какая мышка ма­ленькая. Так, она маленькая, но помогла деду, бабе, внуч­ке, Жучке и котику вытянуть репку».

Дидактические условия математического развития детей третьего года жизни - student2.ru

Важную роль в развитии ребенка этой возрастной группы играют группировка и сравнение предметов по форме. При этом используются как предметная, так и элементарная про­дуктивная деятельность, особенно рисование и составление узоров из мозаики.

В конце третьего года жизни ребенок имеет определенный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу. Игры положительно влияют на детей лишь тогда, когда проводят их на разном материале и в разном объеди­нении с двигательной активностью, с выполнением зада­ний на различение, сравнение, угадывание.

Трехлетки уже умеют ориентироваться в окружающем про­странстве с учетом двух свойств — формы и величины или формы и цвета. Так, в игре «Накрой фигуру такой же самой фигурой» детям дают карточку с нарисованными кружочка­ми и квадратами двух размеров — большой и маленький (рис. 14). Сначала воспитатель вместе с ними рассматривает эти фигуры и обращает их внимание на то, что тут фигуры раз-

Дидактические условия математического развития детей третьего года жизни - student2.ru

Дидактические условия математического развития детей третьего года жизни - student2.ru

О

О

Рис. 13

Умение ребенка сравнивать предметы по размеру закреп­ляется в процессе его продуктивной деятельности (лепка, рисование, а наиболыые — в самостоятельных играх).

Для детей третьего года жизни характерен более высокий уровень восприятия, внимания, памяти, речи, представле­ний, а это дает возможность подбирать для них более слож­ные и ценные для умственного развития игры с математи­ческим содержанием.

Дети все чаще спрашивают: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы отображают познавательную направленность малышей. Действия с предметами, игра, развлечения, рас­сматривание рисунков, элементы трудовой деятельности, обобщение, самообслуживание усложняются и четко разме­жевываются. Появляются элементы изобразительной деятель­ности (лепка, рисование, конструирование).

Рис. 14

ные по форме и величине: «Тут вот какая фигура, а тут — такая. А эти совсем другие. Вы должны найти фишку точно такую, как нарисована, и накрыть ее». На рисунке все фигу­ры синие, а фишки все красные, чтобы было лучше видно, какая еще осталась не накрытой. Эти задания можно выпол­нять и последовательно: сначала накрыть все кружочки, а потом — все квадраты. Первые два-три раза дети требуют помощи, а потом выполняют задание самостоятельно.

Можно провести игру-занятие «Нанизывание бус разно­го размера». Бусы изготавливаются из дерева, глины или из ягод, семечек (горох, рябина, фасоль). Конечно, речь идет об условном нанизывании. На листочке бумаги проводят ли­нию, выгнутую книзу. На нее дети накладывают бусы, че­редуя их по форме, величине.

Дети третьего года жизни любят играть с глиной и пес­ком. Из песка они «пекут пирожки», а из глины делают

игрушки:печенье, блины,грибы, пирамиды и др. Воспита­тель помогает, постепенно обучая их делать это самим. Детипонимают,что шар круглый,палочка длинная и одновре­менно круглая и т.д.Если с малышами заниматься система­тически,то к трем годам у них развиваются способности к обучению.Это видно из того, что дети внимательно прислу­шиваются к объяснениям воспитателя,следят за его пока­зом и легко воссоздают образец.

В играх-занятиях со строительным материалом дети могутнакладывать одни детали на другие,выкладывать их в ряд, понимать назначение строительного материала,производитьболее сложные постройки из большого количества строи­тельного материала разной формы.Так, они строят«Дорож­ку для куклы», «Комнату для матрешки»,«Берлогу для мед­ведя»,«Кресло для котика», «Будку для собачки».

Следует отметить, что перед тем как строить что-либо,необходимо рассмотреть строительный материал. Дети этой возрастной группы могут называть кубики,кирпичики,кры­ша и т.д. При постройке дети используют сюжетные игруш­ки.Это повышает их интерес к занятию.

Игрушки воспитатель может делать и сам вместе с малы­шами.Хорошо делать из поролона игрушки-модули.Они лег­кие,поэтому малыши могут их переносить,ложиться и са­диться на них. Они мягкие,и если малыш упадет на них,то не ударится. Много радости принесет малышам большая,ро­стом как они сами,пирамида-карусель.Она может склады­ваться из трех-пяти поролоновых колец и верхушки,обши­тых цветной синтетической тканью. Как с ней можно играть?Сначала с помощью воспитателя,а потом самостоятельноребенок разбирает и собирает пирамиду.Снимая каждое коль­цо,воспитатель должен назвать,какого оно цвета, формы,взять ребенка за руку и его пальчиком обвести по краю коль­ца,сравнить кольца по размеру.

Назначение пирамиды не только в том,чтобы ребенок ее собирал и разбирал.Можно взять одно из колец,поставить его на ребро и, легонько толкнув, покатить.К этой игрепривлекают других детей или кого-нибудь из взрослых.Они могут подхватить кольцо и оттолкнуть его назад. Кольцо круглое, оно катится.

Пирамиду легко перестроить в карусель для кукол. Для этого необходимо разобрать пирамиду, отложить самые боль­шие и самые маленькие кольца. А кольца,которые оста­лись,надеть в той последовательности,в которой собираютпирамиду.К диску большого кольца необходимо пришить

пуговицы,пристегнуть к ним петельки и надеть пуговицамикнизу.Потом надеть самое маленькое кольцо. Карусель гото­ва!Диск наибольшего кольца выглядывает из-под малень­кого.На этот выступ и ставят игрушки.

Таким образом, разнообразная деятельность малышей даствозможность подготовить их к систематическому,более пол­ному ознакомлению с формой предмета.

С первых шагов обучения важно показать ребенку отноше­ния между понятиямиодинимного,вырабатывать у него навыки отображать эти отношения в речи. Воспитатель ставит на стол одну матрешку и три-четыре кубика, предлагает ма­лышу сказать,каких предметов тут много, а какой — один.

В процессе выполнения разнообразных упражнений мож­но научить детей понимать вопрос«Сколько?»(Сколько ста­ло?Сколько осталось?Каких игрушек меньше, больше?)Когда они научатся различать и сравниватьодинимногопредметов в специально созданных условиях, можно исполь­зовать настоящие предметы: посуду в буфете, книги на пол­ке,игрушки на ковре.

Убирая игрушки, воспитатель предлагает детям поставитьв ряд собачку,котика, мишку и обращается с вопросом:«Сколько их?» — «Много».На грузовой машине подвозиткубики и сравнивает их по количеству с игрушками:«Давай раздадим кубики всем игрушкам по одному: собачке— один кубик,котику — один,мышке — один.Всем по одному».Потом собирают кубики на машину.Собирают по одному кубику,и множество растет на глазах у детей. Они убежда­ются,что на машине снова много кубиков, а у игрушек — ни одного.

На прогулке можно обратить внимание детей на то,что берез много,а ивушка — одна;лавочек много,а песочницаодна.Воспитатель предлагает одному из детей принести однуветочку(шишку, листочек,камушек), еще одну и еще одну.Объединяет их и задает вопрос: «Сколько стало?» — «Много».

Можно с детьми поиграть в игру «Угадай,сколько?»Ка­кие-нибудь мелкие предметы(например пуговицы)воспи­татель зажимает в руке и предлагает одному из малышейугадать,сколько там спрятано. Чтобы ответить, пользуются словами: одинимного,ни одного. Например,спрятали однупуговицу,а ребенок говорит,что там много.Взрослый рас­крывает ладонь, показывает пуговицу и спрашивает:«Сколь­ко?»,наталкивая ребенка на то,чтобы он сказал:«Один».

Готовясь менять воду в аквариуме,можно сначала,на­блюдая с детьми за рыбками, спросить их: «Сколько рыбок

1)9

плавает в аквариуме?»— «Много». — «А теперь нам нужно отсадить рыбок в таз».Предлагает детям сначала отсадить одну рыбку. «Сколько рыбок ты поймал?»— «Одну». — «Асколько рыбок ты поймал?»— «Одну». — «А сколько рыбокя поймала?» —«Тоже одну».— «А теперь одну рыбку пойма­ет Леша, одну —Иринка. Сколько стало рыбок в тазу?» — «Много».

Во время прогулки можно спросить у детей: «Сколькоцветов растет на клумбе?»— «Много». — «А сколько бабочексидит на цветке?» —«Одна».

Накрывая на стол, воспитатель одному из малышей по­ручает расставить посуду: всем по одному блюдечку,по од­ной чашке и по одной ложке. Потом спрашивает:«Сколько было у тебя посуды?»— «Много». — «А всего на столе сколь­ко посуды?» — «Много».Как правило,эти поручения дети выполняют с большим желанием и интересом,лучше запо­минают то, что приобрели в активной деятельности,на кон­кретных примерах.

В результате систематической работы дети усваивают на­чальные количественные представления,учатся составлятьмножества из отдельных предметов,быстро находить вокруг себяодинимногопредметов,устанавливать равенство и не­равенство между двумя множествами путем накладывания,отображая свои действия в речи.

На третьем году жизни ребенок при восприятии про­странства постепенно начинает овладевать словесной систе­мой отсчета. Непосредственное перемещение к объекту для установления контакта с ним сменяется сначала поворотомтуловища,а потом — указательным движением. На смену широкому указательному жесту приходят менее заметные движения руки;указательный жест сменяется легким дви­жением головы, и наконец,только взглядом,обращеннымв сторону предмета.

Для ребенка третьего года жизни особое значение имеют задачи,связанные с расширением активного словаря, вклю­чающего«пространственную»терминологию.Так, взрослыйучит малыша определять расстояние{далеко,близко) и упот­реблять соответствующие термины. Для этого следует ис­пользовать механические игрушки-забавы:лягушка, обе­зьянка,заяц, медведь и др. Воспитатель может организо­вать разные игры:«Смотрите,дети, пингвин идет. Он черный,а грудь у него белая. Какой красивый пингвин.Хо­тите лучше его рассмотреть?Тогда позовите,чтобы ближе к вам подошел. Скажите ему: "Подойди поближе". Смотрите

— идет.Остановился.Протяни руку,Аленка, дотронься до него.Со стула не поднимайся.А почему ты его не достаешь?Да,он далеко от тебя. Позови еще раз, чтобы ближе подо­шел.Скажи: "Ближе,иди ближе".Снова идет пингвин. Идет к тебе. Совсем близко подошел.Погладь его.Подойди, пин­гвинчик,к Лене. Идет пингвин. От тебя идет к Лене. Вот как близко подошел.И снова повернулся,идет ко мне,все дальше,дальше идет от вас, совсем ушел» (Л.С.Метлина).

В таких играх дети узнают,как обозначить пройденное расстояние.Соединение движений и слова способствует ус­воению малышом пространственных категорий. Для разви­тия навыков ориентировки в пространстве можно рекомен­довать такие игры и упражнения:«Украсим кукле комнату» или«У куклы новоселье».Взрослый предлагает детям разме­стить мебель в середине комнаты, по углам, с боку и т.д. Возле стола — стулья,на столе — посуда.В игре «Кукладелает зарядку» воспитатель подает команды,а ребенок вме­сте с куклой делает зарядку.

Игры со строительным материалом дают возможность зак­репить у детей знания о направлениях и отношениях в раз­мещении предметов.

На втором-третьем году жизни продолжается формирова­ние у детей навыков ориентировки во времени.Повседнев­ное общение с ребенком,а особенно специальные занятия с ним,дают возможность ввести сначала в пассивный,а по­том в активный словарь ребенка слова, характеризующиеразные временные отрезки: скоро—нескоро,сейчас—потом,день—ночь,сегодня—завтра,лето—зима и т.д.

Следует отметить, что формирование у детей времен­ных представлений— достаточно сложное дело,так как время не имеет наглядности.Оно познается в основномопосредованно,через содержание деятельности,напол­няющей определенный временной отрезок: ночью спят, утром идут в детский сад, а вечером возвращаются домой. Однако дети третьего года жизни уже понимают и пра­вильно используют глаголы настоящего,прошедшего и будущего времени: мы ходили, мы идем,мы пойдем.Представления детей о времени различные. Чем больше с ребенком общаются, выделяя специальные слова, обо­значающие время, тем выше у него уровень ориентиров­ки во времени.Важное значение при этом имеет игра.

Так,в игре «Когда это бывает?»можно закрепить харак­терные особенности частей суток.Для этого подбирают раз­нообразные иллюстрации.При рассматривании их ребенок

обращает внимание не только на предметную сторону кар­тинки, т.е. что нарисовано на ней, а и на то, какое время года, или какая часть суток изображена на этой картинке. Ребенок запоминает, что люди делают утром, днем, вече­ром, ночью.

Тут можно поставить такие вопросы: «Что ты делаешь, когда просыпаешься утром?», «Что делаешь днем?», «Что делает днем твой папа?», «Что делает днем твой брат Саша?» (брат, который учится в школе).

Можно поиграть с детьми в игру «Что и когда мы дела­ем?» Воспитатель объясняет суть игры: «Я спрашиваю вас, когда и что мы делаем, а вы будете отвечать. Хорошо?» Пос­ле этого воспитатель спрашивает: «Что мы с вами делаем сейчас?» — «Играем». —«А что мы делали до этого?» — «Ку­шали». — «А еще что делали?» — «Ходили гулять». — «А что будем делать, когда поиграем, куда потом пойдем? А что мы будем делать вечером? А завтра куда мы пойдем?»

Игры и упражнения на ориентировку во времени требуют многоразовых повторений. Тут не следует спе­шить. Важно, чтобы ребенок использовал специальные термины осознанно.

Вопросы и задания

Наши рекомендации