Методика исследования особенностей речии предпосылок её становления у детей третьего года жизни
Методика исследования особенностей речии предпосылок её становления у детей третьего года жизни
При составлении методики использованы разработки Л.Н. Галигузовой Л.Н., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю.,Л.А. Федорович, Г.А. Урунтаевой, Ю.В. Герасименко (Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О., 2013; Федорович Л.А., 2009; Урунтаева Г.А., 2001; Герасименко Ю.В., 2013).
Структура методики
1. Исследование предпосылок становления речи у детей третьего года жизни
1.1 Исследование познавательного развития детей третьего года жизни
1.2 Исследование двигательного развития детей третьего года жизни
1.3 Исследование социального развития детей третьего года жизни
2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни
2.1 Экспрессивная речь
2.1.1 Звукоподражание
2.1.2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь
2.2 Импрессивная речь
2.2.1 Выполнение простых слухоречевых инструкций
2.2.2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций
Содержание методики
Исследование предпосылок развития речи у детей третьего года жизни
Исследование социального развития детей третьего года жизни
Задание 1.«Навыки самообслуживания»
Цель: исследовать поведение ребёнка во время еды
Материал для исследования: ложка, тарелка с супом, хлеб
Процедура и инструкция: взрослый приглашает детей обедать в игровой форме, читает потешку.
Критерии и оценки
Низкий 0 баллов - Ребенок не ест, не берёт ложку в руку.
Средний 1 балл - Ребенок держит ложку, играет с ней, но не ест.
Выше среднего 2 балла - Ребенок начинает, есть сам, после просьбы взрослого
Высокий 3 балла - Ребёнок есть самостоятельно без помощи взрослого
Задание 2. «Инициативность в общении со взрослыми»
Цель: исследовать поведение ребёнка со взрослыми
Материал для исследования: игрушка плюшевая медвежонок
Процедура и инструкция:взрослый берёт игрушку, садится на стульчик неподалёку от ребёнка и в течение 1 минуты наблюдает за поведением ребёнка не проявляя никакой инициативы.
Критерии и оценки
Низкий 0 баллов - Ребёнок не идёт на контакт со взрослым.
Средний 1 балл - Ребёнок не идёт на контакт со взрослым, но заинтересовывается игрушкой
Выше среднего 2 балла - Ребёнок осторожно идёт на контакт со взрослым, просит игрушку.
Высокий 3 балла - Ребёнок легко идёт на контакт со взрослым, берёт игрушку.
Задание 3.«Инициативность в общении с детьми»
Цель:исследовать поведение ребёнка со сверстниками во время игр
Материал для исследования: кубики - модули
Процедура и инструкция: ребёнку предлагается взять кубики вместе с другими детьми построить башню
Критерии и оценки:
Низкий 0 баллов - Инициативность отсутствует, ребёнок не обращается к сверстнику.
Средний 1 балл - Ребёнок не вступает первым во взаимодействие, принимает инициативу другого ребёнка.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок изредка проявляет инициативу, но действует неуверенно.
Высокий 3 балла - Ребёнок постоянно инициирует общение, привлекает к себе внимание сверстников.
Задание 4.«Проявление эмоциональной отзывчивости»
Цель: исследовать эмоциональное восприятие ребёнком сказки
Материал для исследования: набор театра бибабо «Теремок»
Процедура и инструкция: предложить детям посмотреть сказку «Теремок».
Критерии и оценки:
Низкий 0 баллов - Эмоциональная включённость не выражена, ребёнок безразличен к сказке.
Средний 1 балл - Эмоциональная включённость слабо выражена, ребёнок смотрит сказку, но не выражает никаких эмоций.
Выше среднего 2 балла - Эмоциональная включенность не ярко выражена, ребёнок часто отвлекается от просмотра сказки.
Высокий 3 балла - Эмоциональная включенность ярко выражена, ребёнок эмоционально реагирует на героев сказки, улыбается, хлопает в ладоши.
Исследование речевого развития детей третьего года жизни
Экспрессивная речь
Звукоподражание
Задание 1 «Кто как говорит?»
Цель:исследовать звукоподражание ребёнка третьего года жизни
Материал исследования: предметныекартинки игрушек: кошка, собака, корова, свинья, петух.
Процедура и инструкция:взрослый ребёнку показывает картинки, и предлагает ребёнку сказать, как говорят эти животные.
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не произносит ни одного звука.
Средний 1балл - Ребенок произносит 1 звук.
выше среднего 2 балла - Ребёнок произносит 2-4 звукоподражания.
высокий 3 балла - Ребёнок произносит все звукоподражания.
Задание 2 «Зазвучали»
Цель:исследовать звукоподражание ребёнка третьего года жизни
Материал исследования: предметные картинки машина, поезд, пароход, молоток, барабан.
Процедура и инструкция: взрослый показывает ребёнку картинки, называет их (например, машина, поезд, молоток) и предлагает воспроизвести звуки, которые издают эти предметы (ребёнок должен сказать «би-би», «ту-ту», «тук-тук»)
Критерии оценки:
Низкий 0 баллов - Ребёнок не произносит ни одного звука.
Средний 1балл - Ребенок произносит 1 звук.
Выше среднего 2 балла - Ребёнок произносит 2 - 4 звукоподражания.
Высокий 3 балла - Ребёнок произносит все звукоподражания.
Импрессивная речь.
Методика исследования особенностей речии предпосылок её становления у детей третьего года жизни
При составлении методики использованы разработки Л.Н. Галигузовой Л.Н., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю.,Л.А. Федорович, Г.А. Урунтаевой, Ю.В. Герасименко (Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О., 2013; Федорович Л.А., 2009; Урунтаева Г.А., 2001; Герасименко Ю.В., 2013).
Структура методики
1. Исследование предпосылок становления речи у детей третьего года жизни
1.1 Исследование познавательного развития детей третьего года жизни
1.2 Исследование двигательного развития детей третьего года жизни
1.3 Исследование социального развития детей третьего года жизни
2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни
2.1 Экспрессивная речь
2.1.1 Звукоподражание
2.1.2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь
2.2 Импрессивная речь
2.2.1 Выполнение простых слухоречевых инструкций
2.2.2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций
Содержание методики