Подбор антонимов к слову в контексте
Материалом исследования служат следующие словосочетания: холодный зимний день; холодный день; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле; холодная вода.
Инструкция: Ребенку дается следующая инструкция: «Замени в словосочетаниях слово «холодный» словом «наоборот».
Уровни выполнения заданий на подбор антонимов
4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.
Объяснение значения слова
Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщающими понятиями (овощи, фрукты, цветы, насекомые, дерево, посуда, мебель, одежда, обувь, животные); 10 существительных конкретного значения (свекла, яблоко, астра, паук, береза, тарелка, стол, шуба, туфли, кошка); 10 прилагательных (высокий, маленький, желтый, короткий,длинный, тяжелый, круглый, легкий, низкий, большой); 10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).
Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента экспериментатор говорит ребенку: «Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову». Далее экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» (о существительных), «Какой это?» (о прилагательных), «Что значит?»( о глаголах).
Добавление одного общего слова к двум словам
Материалом исследования служат пары слов и вопросы: фрукты – овощи (какие?), снег и простыня (какие?), дерево – цветы (что делают?), кошка – собака (что делают?), тарелка – кружка (что делают?), дождь – снег(что делают?), сидит – стоит (кто?), льется – журчит (что?), шумит – дует (что?), светит – греет (что?), одевается – обувается (кто?), растет – зеленеет (что?).
Процедура и инструкция. Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе два слова и задам вопрос. А ты назови одно слово, которое подходит к этим двум словам».
Уровни выполнения заданий
4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.
2.9 Дополнение к глаголу (исследование валентности глагола)
Материалом исследования служат глаголы: сидит, растет, светит, кладет, умывается.
Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову «сидит» и т.д.
Задача Л.С. Выготского на переименование предметов
Процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы:
а) Почему собаку назвали собакой?
б) Можно ли корову назвать собакой?
в) Назовем корову собакой, а собаку коровой?
1) Есть ли у собаки рога?
2) Дает ли корова молоко?
3) Кто больше: корова или собака?
4) Что делает корова, когда голодна?
Дополнение предложения словом
Материалом исследования служат следующие фрагменты предложений:
Дверь открывают … . Из чайника идет … . Солнце светит … . У мальчика воздушный … . Лимон желтый, а помидор … . Фрукты моют, а белье … . Пилой пилят, а топором … . Яйцо овальное, а шар … . Кофта шелковая, а шуба … . Лимон кислый, а мед … . Горчица горькая, а соль … . Молоко жидкое, а сметана … .
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку закончить предложение одним словом.
Уровни выполнения заданий
4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.
Оценка результатов:
Результаты оцениваются в количественном и качественном отношении. Подсчитывается количество правильных ответов и процент от общего количества предъявленных слов определенной части речи по следующей формуле:
Т=Р/М* 100%, где
Т – процент ошибок,
Р – общее количество ошибок данного вида,
М – общее количество предъявленных слов.
После чего проводится качественный анализ допущенных детьми ошибок.