Выполнение практических заданий

Методические указания для обучающихся

При подготовке к занятию следует обратить внимание на основные теоретические положения темы.

1. Виды индуктивных умозаключений.

Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности всему классу в целом.

Различают два вида индуктивных умозаключений - полную и неполную индукцию. В полной индукции заключение о принадлежности некоторого признака всему классу явлений получают на основе повторяемости этого признака у каждого из явлений класса. В неполной индукции такое заключение получают на основе повторяемости признака у некоторых явлений класса. Если полная индукция дает достоверные заключения, то неполная индукция – только вероятные. Принята следующая оценка вероятности: «маловероятно», «равновероятно», « более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»

Схема умозаключений Схема умозаключений

полной индукции неполной индукции

S1 имеет признак Р S1 имеет признак Р

S2 имеет признак Р S2 имеет признак Р

………………….. …………………..

Sn имеет признак Р Sn имеет признак Р

S1, S2 …, Sn S1, S2 …, Sn

составляют класс К принадлежат К

Каждый элемент К По-видимому, каждый

имеет признак Р. элемент К имеет признак Р.

Неполная индукция делится на популярную и научную. В научной различают индукцию методом отбора (селекции) и индукцию методом исключения (элиминации) (см. учебник, гл. VIII, § 1-3); об умозаключении по аналогии см. гл. IX).

2. Методы научной индукции:

2.1. Метод сходства

Если два или более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, то именно оно, вероятно, и есть причина данного явления.

1) АВС – вызывает d

2) МFВ - вызывает d

3) МВС – вызывает d

По-видимому, В является причиной d

2. 2. Метод различия

Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай в котором оно не наступает отличаются только одним обстоятельством, то последнее, вероятно, и есть причина исследуемого явления.

1) АВСDЕМ – не вызывает d

2) АВСDЕ - не вызывает d

По-видимому, М является причиной d

2. 3. Метод сопутствующих изменений

Если какое-либо явление изменяется определенным образом всякий раз, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, вероятно, находятся в причинной связи друг с другом.

1) АВС1 – вызывает d2

2) АВС2 - вызывает d2

3) АВСn - вызывает dn

По-видимому, С является причиной d

2.4. Метод остатков

Если из сложного явления АВС, вызываемого комплексом обстоятельств вычесть изученную часть, зависящую от уже известных обстоятельств, то остаток этого явления будет следствием оставшихся из комплекса АВС обстоятельств.

1) АВС вызывает хуz

2) А вызывает х

3) В вызывает у

С вызывает z

2.5. Соединеный метод сходства и различия

1) АВС – вызывает d

2) МFВ - вызывает d

3) МВС – вызывает d

4) АС – не вызывает d

5) МС – не вызывает d

По-видимому, В является причиной d

Инструкция к выполнению практических заданий

Для выполнения первого задания необходимо определить вид индукции

и степень вероятности обобщения («маловероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»).

Образец:

Свидетелями по делу Беляева являются граждане М, Н, П, Л, К. Во вторник были допрошены свидетели П и Н (посылки) на следующий день – остальные свидетели (посылки). Следовательно, допрошены все свидетели по делу Беляева (заключение).

Ответ:

Умозаключение полной индукции, вывод достоверен.

В четвертом задании необходимо определить метод научной индукции и выразить в схеме.

Образец:

Задание

Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения.

Схема индукции.

АВС 1 – вызывает d1

АВС2 - вызывает d2

По-видимому, с является причиной d

Практическое занятие № 11

Контрольная работа № 3По вопросам практических занятий № 9-10

Проверяемые компетенции: ОПК-5

Практическое занятие № 12 Логические основы аргументации

Вопросы для обсуждения:

1. Аргументация и доказательство: понятие, состав, структура.

2. Способы аргументации: обоснование и критика.

3. Правила и ошибки в аргументации.

Выполнение практических заданий. Деловая игра.

Проверяемые компетенции ОПК-5

Наши рекомендации