Тема 4. Индивидуально-типологические особенности личности
Тема 4.1. Темперамент.
Внешние особенности поведения людей имеют существенные различия. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Подобные различия людей психология связывает с особенностями их темперамента.
Темперамент (от лат. - баланс, соразмеренность) - это динамическая характеристика человека, определяющая активность протекания его психических процессов, эмоциональную выразительность и энергетическую обеспеченность деятельности. Динамика определяет темп психических реакций, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций. Выделяют 4 психологические характеристики основных типов темперамента.
Тип темперамента | Особенности нервной системы (н/с) | Поведение | Деятельность |
Холерик | Неуравновешенная н/с: преобладает возбуждение над торможением, что ведет к срывам и конфликтам. | Не обдумывает действия, нетерпелив, резкие движения, вспыльчив, несдержан. | Быстро увлекается к.-н. делом. Работает с полной отдачей, но сил хватает не надолго. Быстро появляется раздражение. |
Сангвиник | Сильная, уравновешенная, подвижная н/с, что ведет к быстроте приспособления в любых условиях. | Поступки обдуманны, он жизнерадостен, общителен. Широкий круг знакомств, но не отличается постоянством в общении и привязанности. | Работает продуктивно, если интересно, иначе становится скучным, вялым. В стрессовой ситуации проявляет “реакцию льва”, т.е. активно защищается. |
Флегматик | Н/с сильная, уравновешенная, но инертная, вследствие чего реагирует медленно. | Неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить). Не любит менять привычки, работу, друзей. | Обладает высокой работоспособностью, но не способен быстро реагировать в новых ситуациях. При серьезных неприятностях остается внешне спокойным. |
Меланхолик | Слабая, чувствительная н/с, вследствие чего любой раздражитель может вызвать срыв, растерянность, «стопор». | Настроение изменчиво, но обычно старается внешне скрыть, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, тревожен. | Быстро утомляется (требуется более длительный отдых). Часто имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности. |
Тема 4.2. Характер.
В буквальном переводе с греческого слово «характер» означает «чеканка», «отпечаток», что указывает на устойчивость проявлений данного феномена психики. Характером называет совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер не наследуется и не является постоянным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека (возраст), его воспитания, физического состояния (определяется пословицей «В здоровом теле здоровый дух») и др. По основанию доминирующего полушария И.П. Павлов выделил три типа характеров:
· «мыслители» (левополушарные). Их характеризуют взвешенность, последовательность, четкость, малая эмоциональность, делающая их черствыми в глазах других. Руководствуются здравым смыслом при принятии решений, они всегда знают, чего хотят.
· «художники» (правополушарные) - люди импульса, контрастного настроения, они очень выразительны внешне, им свойственны крайности, максимализм, готовность незамедлительно действовать. Решения они принимают либо импульсивно, либо с риском. Вся их жизнь - это порыв, движение.
· «средний тип» выделяется в связи с тем, что подобные характеры в «чистом» виде встречаются не так часто, большинство людей имеют определенную меру выраженности особенностей как «мыслителей», так и «художников».
Существенные отклонения от нормальных характеристик указывают на патологический характер. Незначительные отклонения от нормы, выраженные в усилении, «выпячивании» отдельных черт характера, называют акцентуированный характер (от слова «акцент»).
Тема 4.3. Способности.
Когда ученые пытаются понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия обстоятельствами жизни, достигают разных успехов, они обращаются к понятию способности. Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.
Способности складываются из ряда компонентов, в основе которых лежат психические процессы (восприятие, мышление, воображение), необходимые для осуществления деятельности.
Выделяют 3 уровня способностей. Базовым уровнем способностей следует считать задатки – это природные предпосылки способностей. Разнообразие и богатство задатков, дающее предрасположенность к развитию множественных способностей называют общей одаренностью(2-й уровень). Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями талант и гений.
Различают общие способности, которыми определяются успехи человека в самых разных видах деятельности (например, умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности (например, музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и т. д.).
По основанию новизны в результатах деятельности различают репродуктивные (это не только постижение основ наук в школе или вузе, но и профессиональная подготовка) и творческие способности (т.е. создание чего-либо нового).
Известны следующие сензитивные периоды: для усвоения родной речи - возраст от одного до трех лет, для развития движений - дошкольный возраст, для усвоения неродного языка - пятилетний возраст, для развития математических способностей - пятнадцатилетний возраст и т. д. Следует помнить, что активное сенсорное развитие, лежащее в основе всех художественных способностей, происходит в дошкольном детстве. В этом отношении все дети одаренные.