Тема 4. Индивидуально-типологические особенности личности

Тема 4.1. Темперамент.

Внешние особенности поведения людей имеют существенные различия. Одни очень подвижны, эмо­ционально возбудимы, энергичны. Другие медлитель­ны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадост­ны, другие замкнуты, скрытны. Подобные различия людей психология связывает с особенностями их тем­перамента.

Темперамент (от лат. - баланс, соразмеренность) - это динамическая характеристика человека, определя­ющая активность протекания его психических процес­сов, эмоциональную выразительность и энергетическую обеспеченность деятельности. Динамика определяет темп психических реакций, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, некоторые внешние особенности поведения человека - подвиж­ность, активность, быстроту или замедленность реакций. Выделяют 4 психологические характеристики основных типов темперамента.

Тип темперамента Особенности нервной системы (н/с) Поведение Деятельность
Холерик Неуравновешенная н/с: преобладает возбуждение над торможением, что ведет к срывам и конфликтам. Не обдумывает действия, нетерпелив, резкие движения, вспыльчив, несдержан. Быстро увлекается к.-н. делом. Работает с полной отдачей, но сил хватает не надолго. Быстро появляется раздражение.
Сангвиник Сильная, уравновешенная, подвижная н/с, что ведет к быстроте приспособления в любых условиях. Поступки обдуман­ны, он жизнерадостен, общителен. Широкий круг знакомств, но не отличается постоянством в общении и привязанности. Работает продуктивно, если интересно, иначе становится скуч­ным, вялым. В стрессовой ситуации проявляет “ре­акцию льва”, т.е. активно защищается.
Флегматик Н/с сильная, уравновешенная, но инерт­ная, вследствие чего реагирует медленно. Неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развесе­лить). Не любит менять привычки, работу, друзей. Обладает высокой работоспособностью, но не способен быстро реагировать в новых ситуациях. При серьезных неприятностях остается внешне спокойным.
Меланхолик Слабая, чувствительная н/с, вследствие чего любой раздражитель может вызвать срыв, растерянность, «стопор». Настроение изменчиво, но обычно старается внешне скрыть, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, тревожен. Быстро утомляется (тре­буется более длительный отдых). Часто имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.


Тема 4.2. Характер.

В буквальном переводе с греческого слово «ха­рактер» означает «чеканка», «отпечаток», что указы­вает на устойчивость проявлений данного феномена психики. Ха­рактером называет совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающихся в деятельности и об­щении, обуславливая типичные для индивида спосо­бы поведения.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер не наследуется и не является постоян­ным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жиз­ненного опыта человека (возраст), его воспитания, физического состояния (определяется пословицей «В здоровом теле здоровый дух») и др. По основанию доминирующего полушария И.П. Пав­лов выделил три типа характеров:

· «мыслители» (левополушарные). Их характе­ризуют взвешенность, последовательность, четкость, малая эмоциональность, делающая их черствыми в глазах других. Руководствуются здравым смыслом при принятии решений, они всегда знают, чего хотят.

· «ху­дожники» (правополушарные) - люди импуль­са, контрастного настроения, они очень выразительны внешне, им свойственны край­ности, максимализм, готовность незамедлительно дей­ствовать. Решения они принимают либо импульсивно, либо с риском. Вся их жизнь - это порыв, движение.

· «средний тип» выделяется в связи с тем, что подобные характеры в «чистом» виде встречаются не так часто, большинство людей имеют определенную меру выраженности особенностей как «мыслителей», так и «художников».

Существенные отклонения от нормальных харак­теристик указывают на патологический характер. Не­значительные отклонения от нормы, выраженные в усилении, «выпячивании» отдельных черт характера, называют акцентуированный характер (от слова «акцент»).

Тема 4.3. Способности.

Когда ученые пытаются понять и объяснить, поче­му разные люди, поставленные в одинаковые или при­мерно одинаковые условия обстоятельствами жизни, достигают разных успехов, они обращаются к понятию способности. Под способностями пони­мают индивидуально-психологические особенности, яв­ляющиеся условием успешного осуществления опре­деленной деятельности.

Спо­собности складываются из ряда компонентов, в основе которых лежат психические процессы (восприятие, мышление, воображение), необходимые для осуществ­ления деятельности.

Выделяют 3 уровня способностей. Базовым уровнем способностей следует считать задатки – это природные предпосылки способностей. Раз­нообразие и богатство задатков, дающее предрасполо­женность к развитию множественных способностей называют общей одаренностью(2-й уровень). Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями талант и гений.

Различают общие способности, которыми опреде­ляются успехи человека в самых разных видах деятель­ности (например, умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности (например, музыкальные, мате­матические, лингвистические, технические, спортивные и т. д.).

По основанию новизны в результатах деятельности различают репродуктивные (это не только постижение основ наук в школе или вузе, но и профессиональная подготовка) и творческие способности (т.е. создание чего-либо нового).

Известны следующие сензитивные периоды: для усвоения родной речи - возраст от од­ного до трех лет, для развития движений - дошколь­ный возраст, для усвоения неродного языка - пятилетний возраст, для развития математических способ­ностей - пятнадцатилетний возраст и т. д. Следует помнить, что активное сенсорное развитие, лежащее в основе всех художественных способностей, происхо­дит в дошкольном детстве. В этом отношении все дети одаренные.

Наши рекомендации