Проблема музыкально-педагогического исследования и степень ее разработанности
Проблема музыкально-педагогического исследования предполагает выявление и разработку того или иного механизма, способствующего достижению эффективности музыкально-педагогического процесса, осуществляемого в рамках избранного объекта исследования.
Примеры корректных формулировок, относящихся к проблеме музыкально-педагогического исследования:
1. Каковы психолого-педагогические условия формирования индивидуальных музыкальных пристрастий учащихся
2. Каковы принципы и особенности систематизации фольклорного музыкального материала в процессе формирования артистизма у учителя музыки?
Примеры типичных ошибок при формулировке проблемы исследования:
1 . « Толерантность учителя музыки как качество личности».
В этом случае, определяя проблему исследования, обучающийся не сформулировал музыкально-педагогическую составляющую, например, предполагаемый путь, способ решения поставленной задачи.
2. Указывая в этом разделе на те или иные стороны степени разработанности проблемы », будущие бакалавры часто не называют конкретно проблему, о которой идет, например, отмечается, что «к настоящему времени накоплен значительный опыт исследований, посвященных истории старообрядчества, истории музыкальной культу в среде старообрядцев... Проблема художественной культуры и особенностей передачи духовного и музыкального опыта в среде старообрядцев освещена недостаточно». В результате так и не сформулируется сама проблема. Судя по содержанию работы и ее теме («Художественное образование старообрядцев»), проблему можно было бы, например, сформулировать так: Каковы особенности передачи духовного художественного опыта подрастающему поколению в педагогической (в том числе музыкально-педагогической) деятельности старообрядцев?
Степень разработанности проблемы — это вопрос, необходимость решения которого возникает и осуществляется с самого начала работы над бакалаврской ВКР. Здесь же на это делается специальный акцент. Первое, что можно посоветовать, это пойти в библиотеку вуза и узнать, есть ли в читальном зале связь с Интернетом, с Научно-педагогической библиотекой имени К. Д. Ушинского Российской академии образования, с Российской государственной библиотекой. Если такая связь есть, нужно набрать в «поиске» ключевые слова темы исследования и получить информацию о публикациях, родственных по содержанию исследуемой теме. На этой основе важно сосредоточить внимание на изучении:
v трудов в области педагогики музыкального образования, обращая при этом внимание (как и на других уровнях анализа) не только на название работы и ее автора, но и более конкретно — на том аспекте, который в наибольшей степени близок теме исследования. Например, работая над темой «Музыкально-педагогические особенности развития музыкальной памяти учащихся в процессе обучения игре на фортепиано», студент сосредоточивает внимание на трудах педагогов-пианистов Л. А. Баренбойма, А. Б. Гольденвейзера, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, Г. П. Прокофьева, С. Е. Фейнберга, а также на специальном исследовании этой проблемы, например, в работах Т. Н. Вороновой, В. И. Муцмахера. При этом на первых порах особенно целесообразно отмечать не только названия работ этих авторов, но и конкретные главы, разделы, параграфы, обращенные к исследуемой проблеме;
v литературы общепсихологического и музыкально-психологического характера, поскольку проблема внимания является, прежде всего, проблемой психологической (и, конечно, общепедагогической). При этом целесообразно изучить те или иные работы П. А. Блонского, С. Л. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова и др. (общая психология), К. Д. Ушинского, Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина и др. (общая педагогика), труды по музыкальной психологии и психологии музыкального образования (Д. Н. Кир-нарская, М. С. Старчеус, Б. М. Теплов, А. В. Торопова, Г. М. Цыпин и др.).
В зависимости от специфики проблемы в ряде случаев желательно изучение трудов философской, культурологической направленности, в первую очередь относящихся к проблемам развития эстетических предпочтений, музыкального вкуса, качеств личности и т. д. Эта рекомендация относится не только к изучению объекта исследования, ни и ко всем другим составляющим категориального аппарата.