Назови детенышей домашних животных

Игра на развитие речи.

Ребята, закончите предложения по образцу: у кошки - котенок;

у собаки - щенок; у курицы — цыпленок;

у коня - жеребенок; у свиньи - поросенок;

у коровы - теленок; у утки - утенок;

у овцы - ягненок; у козы - козленок.

Рисуем и запоминаем сказку или Расскажи сказку

Игра на развитие зрительно-слуховой, ассоциативной памяти на материале сказок.

— Сегодня мы будем пересказывать небольшие истории с помощью пиктограмм.

У одной хозяйки мыши (пиктограмма-мышь) съели в погребе сало (пиктограмма – сало). Тогда она заперла в погребе (пиктограмма кота). Кошка съела и (сало), и (мясо), и (молоко).

.Я расскажу вам русскую народную сказку «Лиса и Рак» с помощью пиктограмм. Постарайтесь запомнить ее, потом будем пересказывать, глядя на пиктограммы. Лиса встретила Рака и говорит ему:

- Давай с тобой перегоняться.

- Ну, что ж, Лиса, давай.

Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост.

Добежала Лиса до места, обернулась посмотреть, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:

«А я тебя тут давно жду!»

.Я расскажу вам русскую народную сказку «Ворона и рак» с помощью пиктограмм. Запомните ее, пожалуйста, потом будете пересказывать, глядя на пиктограммы.

Летела ворона над морем, смотрит, рак ползет.

Схватила его и понесла в лес, чтобы, усевшись на дерево, хорошенько закуситъ. Видит рак,- дела плохи, и говорит вороне: - Эй, ворона, знал я твоих отца и мать - славные были люди!

- Угу! - ответила ворона, не раскрывая рта.

- И братьев твоих, и сестер твоих знаю, что за добрые!

-Угу!

- Так в кого же ты такая уродилась?

Рассердили эти слова ворону: каркнула она во весь рот и отпустила рака в море.

Галка и голубь

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли, как свою, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда ее прогнали.

Она вернулась, было, к галкам, но те ее тоже не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка эаметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сети. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Двадцать вопросов

Игра на развитие мышления, речи и воображения.

Ребенок загадывает какой-нибудь предмет и говорит. «Это живое существо» или «Это овощ». Игроки (все остальные дети) должны отгадать, что загадал ведущий, задавая такие вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».

Что это?

Игра на развитие воображения

Назовите, что может сочетать два признака.

Яркий, желтый (свет, солнце, лампа).

Пушистый, зеленый (свитер, трава, игрушка, одеяло).

Сильный, добрый (человек, богатырь, папа).

Звонкий, громкий (плач, крик, голос, песня).

Сладкий, легкий (поп-корн, вата, сон).

Найди слово

Игра на развитие мышления.

- Подберите слова и продолжите ряд:

лев - тигр - слон -...;

кошка-собака-свинья-...;

огурец - помидор - лук - ...

трактор - трамвай - велосипед - ,

диван - стол - стул - ...; .

рубашка-платье-юбка-...;

вишня - слива - яблоко - ...;

панамка - кепка - шапка -...

сандалии-ботинки-сапоги-...

стакан-тарелка-ложка—...;

роза-ромашка-гвоздика-...;

синица - ворона - голубь -...;

мячик - скакалка - машина - ..;

лопата-грабли-лейка-...;

молоток - ножовка - гвоздь -....

Закончи

Игра на развитие скорости мышления.

Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны закончить. Всего предлагают десять слогов:

По.. до.. на.. че.. за.. пры.. ми.. ку.. му.. зо..

Увидим слово

Игра на развитие приемов образного запоминания слов, воображения.

Педагог. Вам никогда не приходило в голову, что слово можно увидеть, Вот, к примеру, слово шмель. Закройте глаза и попытайтесь представить себе живого шмеля. Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить его так ясно, как будто видите на самом деле. Этого шмеля можно видеть по-разному.

1) Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы шмель, а может, и нет.

2) Можно увидеть шмеля, изображенного как на фотографии или на картинке.

3) А этот шмель в вашем воображении живет. Вы видите, как он летает, садится на цветы. Да, он живой!

Теперь давайте попробуем увидеть слово елка. Не торопитесь, сосредоточьтесь. Что получается? Скажите, как вы видите эту елку:

а) ничего не вижу;

б) вижу какое-то пятно, похожее

в) вижу елку, изображенную как на картинке или фотографии.

А теперь представьте 5 слов: бабочка; озеро; дерево, лестница; облако.

Педагог

Слова можно не только видеть, их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус, трогать. Вспомните шмеля. Его можно видеть и слышать (ж-ж-ж), Вот еще три слова, постарайтесь их услышать: колокольчик, машина, ваза. Слова можно потрогать. Например, слово подушка. Чувствуете, какое оно мягкое. Потрогайте слова: колесо, стакан, шарф.

Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус. Лимон. Кисло, правда? А как приятно пахнет слово роза. Пахнет даже слово книга. Понюхайте или попробуйте на вкус слова: соленый огурчик, лес, печенье, дождь.

Теперь вспомните все слова, которые вы слышали, трогали, нюхали или пробовали на вкус. Напоминаю вам первое и второе слово: шмель, колокольчик.

Педагог . На самом деле одно и то же слово можно увидеть и услышать, потрогать, попробовать на вкус и понюхать. Например, слово апельсин. Его легко увидеть. Он такой яркий, оранжевый. Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус. А теперь представьте, что вы трогаете апельсин. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорочками и ямочками. Если захотеть, можно даже услышать звук апельсина. Проще представить, как он скатывается со стола и шлепается об пол.

Я прочитаю слова, а вы постарайтесь представить их так же, как слово апельсин. Но учтите, что не обязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое - только видеть, третье - видеть, трогать и чувствовать его запах. Делайте так, как вам нравится: мяч, лев, орех, букет, ножницы, вишня, картошка.

Кто больше запомнит

Игра на развитие приемов последовательного запоминания слов.

Можно видеть, слышать, трогать, чувствовать на вкус и запах разные слова. Это помогает нам запомнить их. Запомните следующие слова: гриб, самолет, жук, земляника, заяц, подсолнух, петух, шары, ворона, варежка, веник, собака, огурцы, морковь, курица. Назовите все слова, которые запомнили.

Для того, чтобы запоминать слова По-порядку, нужно представить себе, что слова - это персонажи каких-то историй. Вот слова, которые нужно запомнить: верблюд, журнал, ветер, гвоздика, ночь, шляпа. Представьте себе маленький фильм, в котором участвуют слова образы: «Я вижу, как по пустыне идет верблюд. Он находит журнал и начинает его рассматривать. Ветер переворачивает страницу, а там нарисована большая красивая гвоздика. Я вижу, как начинает быстро темнеть, и наступает ночь. Верблюд укладывается спать и ему снится шляпа».

Когда нужно вспомнить слова, лучше закрыть глаза и просмотреть этот фильм еще раз, стараясь представить так ясно, как будто видишь его на самом деле. Слова вспоминаются по порядку сами собой.

Запомним таким образом слова: цирк, ракушка, фонтан, груша, принцесса, автобус. Начнем вместе: Мы сидим в цирке. На арене лежит большая ракушка. Вдруг из нее начинает бить фонтан». Дальше придумайте сами и запомните свой фильм.

Логические концовки

Игра на развитие мышления

Лимоны кислые, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Нож и кусок стекла — оба... (острые).

Смысловые ряды

Игра на развитие мышления

Ведущий строит смысловой ряд и предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово. Например: карандаш — бумага, мел — ... (доска), то есть карандаш пишет по бумаге, а мел пишет по доске.

Смысловые ряды:

1. Дом — крыша, книга—... (обложка).

2. Птица — яйцо, растение — ... (семя).

3. Квадрат — куб, круг — ... (шар).

4. Хорошо — лучше, медленно — ... (медленнее).

5. Электричество — выключатель, вода — ... (кран).

6. Одежда — голый, обувь — ... (босой).

1. Школа — обучение, больница — ... (лечение).

8. Человек — ребенок, собака — ... (щенок).

9. Птица — гнездо, человек— ... (дом).

10. Пальто — пуговицы, ботинок — ... (шнурок).

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

Угадай, что я загадал

Игра на развитие мышления

Перед детьми выкладывается несколько карточек с изображением предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.

Собери цветок

Игра на развитие мышления

Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д.). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

На что похоже?

Игра на развитие мышления

Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; прямоугольник — чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно; треугольник — крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, елка, египетская пирамида; овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Какой фигуры не стало

Игра на развитие зрительной памяти и внимания

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Например, квадрат – красный, круг – зеленый и т.д. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.

Вариант

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.

Что ты видел

Игра на развитие зрительной памяти

Детям предлагаются карточки с изображением предметов. 10 минут дети смотрят на них, а потом должны назвать.

Цветные слова

Игра на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания.

Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называют слова, которые они запомнили.

Стираем и сушим белье

Игра на развитие зрительной памяти

Представьте, что хозяйка решила постирать белье. Нам нужно повесить его сушить (на наборное полотно выставляем карточки со схематическим изображением разного белья). Затем дети «снимают белье» только то, что запомнили.

А что в мешочке

Игра на развитие осязательной памяти.

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры в определенном порядке: круг, треугольник, квадрат, полукруг, прямоугольник.

Затем у ребенка спрашивают, какая фигура была первая, какая - вторая и т.д. У следующего ребенка порядок предъявления фигур меняется. Например: треугольник, полукруг, круг, квадрат, прямоугольник.

Вариант

Фигуры: сердце, стрела, молния и т.д. Детям предлагается ощупать и зарисовать.

Осенние листья

Игра на развитие зрительной памяти.

Детям предлагают запомнить лист. Далее этот лист надо закрыть и попросить детей отыскать точно такой же среди остальных.

Вариант

То же самое, но с вазами

Что спрятано

Игра на развитие логического запоминания.

Сейчас я буду показывать вам картинки и называть слова, как-то связанные с ними по смыслу. Постарайтесь запомнить все слова к показанным картинкам:

Картинка Слово

Кастрюля - плита

Зонт – Очки

Кукла - игрушка

ученик-портфель

корова -молоко

сад -цветы

зонт - дождь

дерево - лес

Веселые спортсмены

Игра на развитие активного внимания.

Педагог договаривается с детьми о том, что он будет показывать карточки со схематическим изображением веселых спортсменов. Фигурки отличаются друг от друга различным пространственным расположением рук и ног (руки в стороны, ноги в стороны, руки вверх, нога в стороны и др.). Детям нужно в точности передать движения, упражнение на карточке.

Живая страница

Игра на развитие пространственной ориентировки.

Перед детьми вывешивается страница (лист бумаги форматом А4), в центре которой изображение домика (возможна аппликация) с прорезью (отверстием) для вставке изображений четырех сказочных героев. Например, Красная Шапочка, Винни-Пух, Карлсон, кот Леопольд. Каждая сторона страницы обозначена цветом: верхняя — красный цвет, нижняя - синий цвет, правая - желтый цвет, левая -зеленый цвет. Углы обозначаются соответственно образованием двух цветов: верхний левый, угол - красно-зеленый, верхний правый угол - красно-желтый; нижний левый угол - сине-зеленый, нижний правый угол - сине-желтый.

Педагог предлагает детям послушать сказку: «Жила была Страничка. В середине этой Странички стоял домик, и жили в этом домике сказочные герои (перечисляются). Чтобы не скучать, каждое утро герои выходили из домика и отправлялись в гости к разным сторонам и углам Странички. Однажды утром...

- Красная Шапочка пошла в гости к Верхней стороне. Каким цветом она обозначена? (Красным.)

(Педагог берет фигурку из домика и вставляет в отверстие у верхней стороны листа, сопровождая свои действия речью: «Здравствуй, Верхняя сторона!»)

- Винни-Пух пошел в гости к Нижней стороне.

(Теперь педагог предлагает кому-нибудь из детей поместить фигурку в соответствующее отверстие и поздороваться с ней. Так определяются все стороны страницы.)

Вечером все герои снова собирались в своем домике и рассказывали о том, где они были и что видели.

- Давайте, ребята, вспомним, где гостили наши герои.

- Как называется красная сторона? (Верхняя.) Кто здесь гостил? (Красная Шапочка)

- Как называется синяя сторона? (Нижняя.) Кто здесь гостил? (Винни-Пух.)

И т. п. : к уголкам в гости

Фабрика ковров

Игра на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу.

Детям раздаютсяя наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают поработать на фабрике, где делают ковры, т. е. сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: посередине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Вариант немного сложнее: в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треугольник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квадрату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.

Магазин ковров

Игра на развитие пространственной ориентировки.

Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середке которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника. слева 2 трапеции, справа 2 прямоугольника».

После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.

Сравни и заполни

Игра на развитие мышления

Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур. Необходимо найти закономерность в расположении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть расположена в пустой клеточке.

Вариант

Геометрические фигуры разного цвета. Дети обращают внимание не только на форму, но и на цвет.

А что у вас

Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти.

Предъявляются 7 цветных карточек, произвольно сгруппированных с предметными картинками попарно. Дети запоминают их. Теперь детям предъявляются пустые цветные карточки, а они называют картинку, соответствующую этой карточке.

Назови отличия

Игра (на развитие внимательности и наблюдательности

Предъявляется карточка с изображением нескольких одноименных предметов или 2 сюжета.

Назвать все отличия .

Найди пару

Игра на развитие зрительно – логической памяти

Детям показывают 6 пар нарисованных картинок, в которых первая связана со второй по смыслу. Затем показывают лишь один ряд а дети подбирают пары

Вариант

К картинкам нарисованы пары – пиктограммы, символы

Наши рекомендации