Качества и атрибуты Всевышнего Аллаха и не испытывать какого-либо сомнения
Упомянув о различных крайностях и ошибках касательно вопросов качеств Всевышнего Аллаха необходимо упомянуть о совершенно противоположной крайности, которая выражается в неправильной реакции на аяты и хадисы, в которых упоминаются о тех или иных качествах Всевышнего Аллаха. Чрезмерное погружение в исследования касательно качеств Аллаха, споры и препирательства относительно них, а также не учитывание пользы и вреда при обсуждении этого – не означает, что аяты и хадисы относительно качеств Аллаха необходимо скрывать и утаивать от мусульман в абсолютной форме, не обучая их и не рассказывая им об этом.
Каждый мусульманин обязан верить и принимать всё, о чём сообщил Аллах в Коране и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных хадисах, покоряясь этому полностью и не уподобляясь заблудшим сектам, которые свой разум ставили выше шариатских текстов. ‘Убайдуллах ибн Му’аз передал со слов своего отца, что когда ‘Амр ибн ‘Убайд – основоположник къадаризма и му’тазилизма, услышал хадис про формирование ребёнка в чреве матери, он сказал: “Если бы я услышал это непосредственно от аль-А’маша, то обвинил бы его во лжи! И если бы услышал, что это передаёт Зайд ибн Уахб, то не принял бы это. Если бы услышал это от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, то не принял бы этого. Если бы услышал и от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то всё равно отверг бы это. И даже если бы услышал, как об этом говорит Всевышний Аллах, то сказал бы Ему: «Не на счёт этого Ты брал с нас завет!»” аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 12/170.
Да убережёт нас Всевышний Аллах и от сотой части такого заблуждения и неверия!
Необходимо знать, что отрицание имён и качеств Аллаха берёт своё начало от неверных многобожников. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда курайшиты заключали перемирие с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), среди них был Сухайль ибн Амр. Когда же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али: «Напиши: “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного”», Сухайль возразил: «Мы не знаем, что такое “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного”. Однако напиши то, что мы знаем: “С именем Твоим, о Аллах”». Муслим 1784.
В некоторых асарах сообщается, что именно по этой причине были ниспосланы Слова Всевышнего Аллаха: «Они не веруют в Милостивого» (ар-Ра’д 13: 30). См. “Тафсир ат-Табари” 13/150, “Тафсир аль-Багъауи” 3/19.
И такой реакции касательно имён и качеств Всевышнего Аллаха за многобожниками последовали некоторые сектанты из представителей нашей общины, быть может, сами того не осознавая. Более того, некоторые из числа обладателей знания, которые попали под влияние тех или иных отклонений порицали рассказывать и передавать хадисы относительно качеств Аллаха.
Ибн аль-Къайим сказал: “Можно встретить многих из них (искажающих и отрицающих качества Аллаха), которые не любят упоминать и распространять пророческие тексты (с упоминанием сыфатов). Они ставят условием, чтобы не зачитывались хадисы касательно качеств Аллаха. А некоторые поздние из их числа, которые считаются среди них самыми авторитетными, издавали указы о том, чтобы сжигать или скрывать и прятать книги о Сунне, в которых упоминались сыфаты. И дошло до меня от многих из их числа, что когда они доходили до конца книги «Сахих аль-Бухари», они уходили с собрания, поскольку в ней была глава о единобожии и опровержении джахмитов. И от таких исходила ругань в адрес Мухаммада ибн Исма’иля (аль-Бухари). Но в чём же был грех аль-Бухари, который лишь передал то, что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!” См. “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 3/463.
Таус рассказывал: “Как-то при Ибн ‘Аббасе (да будет доволен им Аллах) один человек рассказывал хадис от Абу Хурайры касательно качества Аллаха, и человек содрогнулся. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Что пугает их?! Они готовы растрогаться, когда слышат ясные аяты, однако гибнут от неясных»”. Ма’мар в «аль-Джами’» 11/423, ‘Абду-р-Раззакъ в “ат-Тафсир” 3/239, Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 485. Асар достоверный. См. “Зыляль аль-Джанна” 1/213, “ад-Дурр ан-надыд фи тахридж Китаб ат-таухид” 133.
Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах Али Шейх, упомянув некоторые сообщения о том, что для пользы и мудрости следует скрывать некоторые хадисы, сказал: “Но разве хадисов касательно сыфатов Аллаха больше, чем аятов Корана относительно сыфатов? Но разве говорил Малик или кто-либо иной из числа учёных Ислама, что аяты относительно сыфатов не следует зачитывать простолюдинам? Учёные во все времена, начиная со сподвижников и тех, кто был после них, читали аяты о сыфатах и хадисы об этом в присутствии простолюдинов. К тому же условием веры (иман) является вера в Аллаха и Его совершенные качества, которыми Он описал себя в Коране или же на языке Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Каким же образом это скрывать от простолюдинов? Напротив, мы говорим, что тот, кто не верит в это, тот не является верующим. А кто испытывает при этом стеснение в душе, тот из числа лицемеров. Подобное является нововведением джахмитов и тех, кто последовал за ними, которые отрицают качества Всевышнего Господа. Когда они обнаружили хадисы относительно качеств Аллаха, которые опровергают их мазхаб и разрушают их нововведение, они заповедали друг другу скрывание этого от простолюдинов из числа мусульман, чтобы они не узнали об их заблуждениях и порочных воззрениях. Знай же об этом”. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 2/996.
Имам Ибн Таймия сказал: “Удерживались ли имамы от того, чтобы зачитывать хадисы про качества Аллаха для простолюдинов или же запрещали это? Или же эти книги всегда читали и продолжают читать тысячи рядовых мусульман, как ранних, так и поздних? Также эти хадисы (о сыфатах), когда о них рассказывали сподвижники, таби’ины и кто последовал за ними из поздних поколений, разве они скрывали это от всех мусульман и завещали друг другу их сокрытие? Или же они рассказывали об этом подобно тому, как рассказывали и о других Суннах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? А если от некоторых из них и передавалось, что они удерживались от передачи некоторых сообщений в определённые времена, то они точно также удерживались от передачи некоторых хадисов касательно и фикъха, законоположений, предопределения, имён, устрашений и т.п. И подобное не ограничивалось для них только лишь хадисами этой главы (о сыфатах). И если подобное совершили одни (не рассказывали хадисы о сыфатах), то другие противоречили им в этом. Причина этого была в том, что одни считали, что некоторые сообщения могут навредить некоторым людям в определённое время. Другие же считали, что подобное не может навредить, а наоборот, приносит пользу. И это было из числа вещей, касательно которых были споры в определённые периоды времени. А что касается того, чтобы, в общем, запрещалось доносить хадисы касательно сыфатов до всех членов общины, то такого не скажет тот, кто верит в Аллаха и в Судный день! Подобное этому является мнением вышедших за границы установлений исламского Шариата, подобно рафидитам, джахмитам, хариджитам и им подобным”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 6/131, “Икъама ад-далиль ‘аля ибталь ат-тахлиль” 1/382.