Понятие «эксперимента», необходимость и возможность его организации в социальных исследованиях.
Понятие «эксперимента», необходимость и возможность его организации в социальных исследованиях.
Эксперимент (классический способ научного доказательства) — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту - его воспроизводимость.
Эксперимент делится на следующие этапы:
· Сбор информации;
· Наблюдение явления;
· Анализ;
· Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
· Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
Соц. исследование – целенаправленный и систематизированный процесс получения знания о состоянии соц. систем, их отдельных элементов.
Методы социологического исследования - эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения и анализа данных, в силу своей относительной сложности и значимости, выделенные в отдельные главы).
Процедуры организации эксперимента. Понятия «контрольной» и «экспериментальной» групп.
Формирование выборки.Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.
Контрольная группа определяется как группа испытуемых, аналогичная экспериментальной группе, которая подвергается в исследовании всем тем же воздействиям, за исключением экспериментальной переменной (независимой переменной). В некоторых случаях и контрольная, и экспериментальная группы должны быть отобраны случайным образом из той совокупности людей (генеральной совокупности), на которую распространяются (обобщаются) результаты эксперимента.
Классические социальные эксперименты: хоторнские эксперименты Э. Мэйо, эксперименты С. Милграма.
Хоторнский эксперимент – общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.
В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса. Кроме того, в ходе Хоторнского эксперимента был выявлен так называемый Хоторнский эффект — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.
В своём эксперименте (власть авторитета) Милграм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Типология опросов.
1. Интервьюрирование – способ проведения устного опроса (в зависимости от степени стандартацизации и формализации).
1.1. Стандартизированное.
· Непосредственное
· Телефонное
1.2. Фокус-группа.
1.3. Качественное.
· Экспертное
· Нарративное
2. Анкетирование.
· Интерактивное
· Почтовое
· С персональной доставкой
Требования к личности и поведению интервьюера при проведении опроса.
Он должен выглядеть здоровым, спокойным и уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным - по существу, при этом речь идет о способности интервьюера установить контакты и о чувстве симпатии, которое он должен вызывать. Для проведения кач. интервью требуется высокая квалификация интервьюера. Должен управлять беседой, опред. порядок и тему след.вопросов; грамотная речь и умение сохранять стилистику беседы; при составлении вопросов необходимо понимание темы.
Способы организации и проведения экспертного опроса. Требования к экспертам.
Компетентность, опытность, высокая общая эрудиция, деловитость, коммуникативная компетентность, независимость, репутация.
1)Оценки эксперта должны быть стабильны во времени и транзитивны;
2) Наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшает оценку эксперта;
3) Эксперт должен быть признанным специалистом в данной области знаний;
4) Эксперт должен обладать некоторым опытом успешных прогнозов в данной области знаний.
Организация форм работы эксперта может быть программированной или непрограммированной, а деятельность эксперта может осуществляться в устной (интервью) либо в письменной форме (ответ на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по заданной теме). Программирование формы работы эксперта предполагает:
построение граф-модели объекта на базе ретроспективного анализа; определение структуры таблиц экспертных оценок или программы интервью на базе граф-модели объекта и целей экспертизы.
45. Разработка анкет, опросных листов, планов интервью (topicguide).
Анкета – структурированная форма данных, состоящая из серии вопросов, на которые необходимо ответить респонденту.
Разработка анкеты: - определить какая инф. нужна; - определить метод проведения опроса; - определить содержание и формулировку вопроса; - опред. форму ответов на вопросы; - оформить анкету (введение, осн. часть, заключение); - провести пилотаж (предварительное исследование) анкеты и устранить ошибки.
Главной задачей при проведении опроса явл. разработка опросника или гайд-топика.
· Определение возможного набора затрагиваемых тем;
· Опред. возможного кол-ва обсуждаемых тем (оптимально 4-5 тем на одно исследование).
Понятие «эксперимента», необходимость и возможность его организации в социальных исследованиях.
Эксперимент (классический способ научного доказательства) — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту - его воспроизводимость.
Эксперимент делится на следующие этапы:
· Сбор информации;
· Наблюдение явления;
· Анализ;
· Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
· Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
Соц. исследование – целенаправленный и систематизированный процесс получения знания о состоянии соц. систем, их отдельных элементов.
Методы социологического исследования - эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения и анализа данных, в силу своей относительной сложности и значимости, выделенные в отдельные главы).