Теоретический обзор научных зарубежных исследований социальных представлений о жертве сексуального насилия
Исследований социальных представлений о жертве сексуального насилия очень мало. В вопросе сексуального насилия ученых, в основном, интересует личность насильника, его психологические особенности, а также последствия насилия для пострадавшего. Но отношение общества к сексуальному насилию в общем и к жертве насилия в частности недостаточно изучен.
В Рио-де-Жанейро было проведено массовое исследование социальных представлений медицинских работников о сексуальном насилии в отношении женщин.[приводится по: 45]
Во всех ответах респондентов сексуальное насилие в отношении женщин представляет собой связанные цепочки идей, которые были разделены на три смысловые группы:
1. страдание
2. расстройство поведения
3. принудительный половой акт
Основной смысл идеи страдания был связан с такими ассоциациями, как «клеймо», «это навсегда», «физическое насилие это больно», и «травмированность женщины». Страдание как идея, связанная с сексуальным насилием, чаще встречается у медсестер, так как они могут наблюдать физические увечья, травмы и боль от них.
Не телесные, психологические страдания жертв сексуального насилия здесь отходят на второй план. Хотя с развитием фондов помощи жертвам насилия эта проблема стала больше освещаться и обсуждаться в обществе и психологические последствия насилия и его тяжесть стали приниматься обществом как серьезная проблема.
Расстройство поведения как идея подразумевает, что человек, совершающий сексуальное насилие, имеет те или иные расстройства поведения. Данная идея связана с такими ассоциациями, как «некоторые нарушения поведения, возможно, в детстве», «наркотическая или алкогольная зависимость», «садист», «повышенная потребность в сексе».
Здесь идет связь мужественного поведения, маскулинности и насилия. Расширяя дискуссию о связи между мужественностью и насилием, Мачадо утверждает, что: «Образ женской сексуальности состоит в том предположении, что женщина дает намеки, надежду и ускользает, а образ мужской сексуальности подразумевает инициативу и решительность, способность добиться своего». Таким образом, сексуальное насилие выступает как утверждение своей власти, выстраивание иерархии.[20, c.73]
Подобное укоренившееся представление, а также представление о том, что сексуальное желание нельзя контролировать и поэтому оно нормально, является главной проблемой на пути искоренения подобных преступлений.
Третье представление, касающееся принудительного полового акта, четко связано с идеей власти, и подразумевает, что та символическая власть, которая присутствует в сексуальном насилии, не может быть осуществлена без согласия женщины. Но, однако, это всё же акт, который не учитывал её волю. Подобное двойственное отношение указывает на проблему, с которой встречаются пострадавшие в процессе реабилитации.[9, c.67]
Другой способ исследовать социальные представления о жертвах сексуального насилия заключался в исследовании объяснений сексуального насилия.
Как и в первом исследовании, ответы респондентов разделили на три смысловые группы:
1. отношения между полами
2.насилие в городах
3. вменение вины потерпевшего
Основной смысл связи с гендерными отношениями отражает объяснение, что насильственное сексуальное взаимодействие является следствием и своеобразным проявлением привязанности и любви. Респонденты поясняют, что сексуальное насилие происходит «иногда, когда жена не хочет сексуальной близости, а муж считает, что имеет на это право».
Данная идея связана с ассоциациями «финансовая зависимость от мужа», «культура покорности женщины».
Подобное представление укоренилось в социально мнимой идее того, что при заключении брака женщина обязуется заниматься сексом со своим партнером.
Предполагается, что мужчины больше знают о сексе, более активны и больше стремятся к нему, тогда так женщины пассивны и восприимчивы.
Вторая идея насилия, как проблемы больших городов, основывается на том представлении, что сексуальное насилие совершается незнакомцами, совершается на дорогах. Эта идея связана с общими социальными проблемами в городах: с агрессией, нестабильностью, преступностью. Иными словами, сексуальное насилие рассматривается как результат насильственного взаимодействия, которое распространено в городах больше, чем в небольших сельских поселениях. В этом контексте, сексуальное насилие со стороны незнакомцев рассматривается как акт агрессии, нападение, в отличие от того, что происходит, если насильником является сексуальный партнер.
Здесь респонденты связывают возникновение сексуального насилия с социально-экономическими факторами, бедностью и безработицей. Происходит смещение сексуального насилия как акта, направленного на личность, в сторону акта, направленного на общество в городских условиях социального неравенства, что дает большую легитимность насилию, так как нарушение кажется неизбежным.
Третья идея заключается в том, что женщины ведут беспорядочную половую жизнь и демонстрируют провоцирующее поведение, которое характеризуется как «неуважительное», «девиантное», «незащищенное», «неправильное». Эти ассоциации включают в себя выбор одежды, посещаемых мест, компании и времени, когда женщина находится вне дома.
Здесь идея сексуального насилия связана с представлением о том, что «женщина сама виновата, так как позволила себе слишком много». Сексуальное насилие в данном контексте рассматривается как заслуженная кара.