Методика формирования критического мышления на основе использования Интернет - сервисов
Работа с информацией - главное содержание обучения, а это означает освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного критического, а не репродуктивного типа мышления. В первую очередь это относится к обучению работе в сети Интернет и целенаправленной обработке больших объёмов информации.
Интернет не самая благоприятная среда образования для наших учащихся. Наши ученики окружены информацией и техническими средствами для ее получения, но в целом использование информации носит развлекательный характер. Тяга к Интернету определяется подростковой модой, интерес проявляется к эстрадным исполнителям, Flash-анимации, «зависанию» в чате. Но постепенно информация из сети становится привлекательна тем, что дает возможность удовлетворить конкретные информационные интересы, а не впитывать то, что навязывается. Поэтому я считаю главной целью обучения не приёмы работы в сети, которые ученик так или иначе осваивает сам, а умение критически использовать информационные ресурсы Интернета.
Исходя из этого, при подготовке к занятиям я определила некий круг проблем, а в дальнейшем, когда ученики стали к этому готовы, помогла им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Занятия проводились целенаправленно и активно, но в основном в форме самостоятельной работы и свободного обсуждения, так как у каждого их учеников были свои цели поиска. Результаты поиска должны были послужить базой для подготовки предметной работы – сообщения или реферата. Все этапы занятий предлагались по мере возникновения интереса к проблемам, а не навязывались темпом программы. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже сложные вопросы.
Первоначальные представления учащихся об Интернете были довольно расплывчаты, процесс поиска носил стихийный характер, просматривалось все подряд, ученики пробовали различные поисковые системы. Так учащиеся столкнулись с проблемой отбора нужной информации среди огромного количества ссылок в условиях ограниченного времени.
У учащихся необходимо вырабатывать общую технологию поиска:
· Определить тему поиска и формализовать её, выразив запрос ясно и кратко.
· Записать ограничения для поиска, чтобы избавить себя от ненужных ссылок, но и не пропустить важное.
· Использовать структуру сложного запроса, учитывая особенности выбранного поисковика.
· Просмотреть документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме.
Необходимо научить целенаправленному и быстрому поиску информации различными способами, используя разные поисковыми системы и каталоги, разъяснялись частные приемы работы.
На следующем этапе встаёт новая проблема – проблема качества найденной информации, а также проблема формирования сознательной оценка этой информации. Учащиеся должны знать на практике, что большинство информации в сети Интернет не проходит научного отбора: найденные страницы могут быть написаны экспертами по данной проблеме, а могут быть вставлены простыми пользователями сети с высказыванием собственного мнения и без учёта фактов. Сайты не дают данных о своих создателях: неизвестно, кто несёт ответственность за содержание сайта.
Найдя нужную информацию ученик должен был зафиксировать не только название статьи, но и адрес сайта, его название, выяснить автора и разработчика (это могли быть академические учреждения, общественные организации или частные лица).
К сожалению, нет чёткого определения, что такое приемлемая информация, и как она должна быть представлена на сайте. Вместе с учениками мы определили для себя, как провести оценку сайта и его содержания. Так как многие ученики попробовали свои силы в создании своих страничек в Интернете, то они отметили в первую очередь технические характеристики сайта: удобство и согласованность навигационных механизмов, скорость загрузки, работу ссылок и регулярность обновления.
Накопив опыт, ученики стали обращать внимание на направленность сайта. Кому сайт адресован - специалистам, потенциальным клиентам или просто сделан для друзей? Какие цели преследует автор – образовательные, новостные или рекламные? Пытается ли создатель сайта убедить в чём-то? После этого можно было оценивать, подходит информация сайта ли нет. Мы определились, что в пользу сайта говорят:
· Содержательность первой страницы;
· Научная, образовательная или публицистическая направленность;
· Наличие научных статей на сайте;
· Обеспеченность цитат и библиографии гиперссылками;
· Отсутствие грамматических ошибок.
Наши критерии отбора информации мы выработали во время дискуссии, объявленной на форуме школьного сайта.
Вообще наши ученики очень активно участвуют в дискуссиях и с ними можно обсуждать многие серьёзные темы. Поскольку наша дискуссия проходила не только в «вольном» Интернете, каждое высказывание должно было быть аргументировано. Но продуктивный обмена мнениями требовал одновременно и ответственности за собственную точку зрения, и внимания к чужому мнению. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным, и мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. (Здесь хочу отметить умение наших детей воспринимать чужое мнение.)
Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому нет никакого противоречия в том, что одна сторона критического мышления говорит о его независимости, а другая подчеркивает его социальные параметры.
Социальный аспект критического мышления может воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа, как для учащихся, так и для учителя. На письме процесс мышления становится видимым. Пишущий всегда активен, он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний, выстраивает определённую аргументацию для подкрепления своего мнения. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.
Еще одно важное свойство письменного текста – его высокое качество по сравнению с устными вариантами. Каждый, кто сталкивается с ситуацией, когда приходилось подбирать слова, понимает, что письменная представленность текста – условие для оттачивания мысли. В письменном тексте каждое слово имеет точный смысл и стоит на своем месте.
Кроме того, умение четко выражать свои мысли в Интернете, в офисной сети и в других интерактивных средствах общения приобрело особую роль. Исследования психологов показали, что пользователи читают с экрана совершенно иначе, чем с печатного листа. Следовательно, надо было обучать тому, как писать именно для Интернета, а не просто, как составить документ.
Поэтому я предложила учащимся нашей школы совместно с учащимися МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с. Перелюб» поучаствовать в образовательном проекте Летописи.ру (www.letopisi.ru). Это общенациональный образовательный проект с международным участием. Сайт построен на социальном сервисе Web 2.0 Вики-Вики, его содержание практически полностью контролируют пользователи. Проект предполагает коллективное написание и редактирование статей.
Работа включала в себя обсуждение тем, собственно написание, доработку, редактирование и «публикацию», т.е. обнародование получившегося текста. Уважался и приветствовался личный вклад каждого ученика. Для учеников было ценно, что учитель относится к их работе с интересом, и что сами они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают.
Освоив алгоритмы и особенности построения статей в Летописи, некоторые учащиеся захотели поучаствовать и в создании энциклопедии, самостоятельно попробовали править статьи Википедии (ru.wikipedia.org). Это проект международного уровня, наши ученики не однажды обращались к материалам этой энциклопедии, поэтому участвовать самим в редактировании статей было для них очень значимо.
Так, используя технологию формирования критического мышления и новые информационные технологии, удалось значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами класса. Кроме того, традиционный процесс обучения стал для каждого учащегося осмысленным, целенаправленным и продуктивным.
При обучении работе в Интернет-сервисах важно было выстроить процесс поэтапно, что позволило чётко определить достигнутые результаты, в том числе навыки и умения. Фиксируя результаты проведения каждого этапа, я получала информацию как для анализа знаний учащихся, а, следовательно, для их оценивания, так и для коррекции методики обучения.