Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. «Ты действительно думаешь, что...?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». · Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов понимают значение всех типов вопросов.
Прием «Шесть шляп мышления»
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «putonyourthinkinghat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.
8.«Синквейн».Эта пятистрочнаястихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японскойпоэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Тем для синквейна великое множество. Возьмем для примера историю России ХХ века: война, революция, Государственная дума, реформа Столыпина, Ленин, Ленд-лиз, "холодная война", НАТО, культ личности, "застой" и т.д.
9. Эссе – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Очень интересными получились работы учащихся на темы «Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что в них не нуждается»«Богатым человека делает его сердце»Л. Толстой, «События октября 1917 года – это социалистическая революция или государственный переворот?» и т.д. Очень актуальной стала эта форма в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕНТ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе.