Фазы технологии КМ и виды деятельности учителя и учащихся
Фазы (стадии) | Деятельность учителя. Задачи фазы | Деятельность учащихся | Возможные приёмы и методы |
Вызов | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел получить ответ. | Составление списка “известной” информации, рассказ: - предположение по ключевым словам. - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы ; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. |
Осмысление Фазы (стадии) | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. Деятельность учителя. Задачи фазы | Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Деятельность учащихся | Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков: “Y”, “+”, “-” и “?” (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Возможные приёмы и методы |
Рефлексия | Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят “новую” информацию со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления. | - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия –синквейны, эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:
· Кластеры.
· Таблица “Инсерт”.
· Прием “Общее-уникальное”.
· Таблицы: концептуальная, сводная, “ПМИ” или “ПМ?”.
· Стратегия “Фишбон”/“Рыбья кость”.
· “Бортовой журнал”.
Умение осознанного, “вдумчивого”чтения:
· “Инсерт”.
· Дневники: двухчастный и трехчастный.
· Чтение с остановками.
· Стратегия “Идеал”.
· Стратегии работы с вопросами: “Ромашка Блума”, таблица “толстых” и “тонких” вопросов.
· Таблица “ПМИ” или “ПМ” / “плюс – минус – интересно”, “плюс – минус – вопрос”.
· Таблица “Сравнение источников”.
Умение формулировать и решать проблемы:
· Стратегия “Фишбон”.
· Стратегия “Идеал”.
Умение работать с понятиями:
· Прием “Выглядит, как… Звучит, как…”.
· Синквейн.
· “Концептуальное колесо”.
Умение вести аргументированную дискуссию:
- Таблица “перекрестной дискуссии”.
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:
- Синквейн;
- Кластеры;
- Эссе и сводная таблица.
Умение в области само- и взаимооценки:
- Лист взаимооценки;
- Парная письменная самооценка;
- Градация;
- Совокупная оценка.
Умение планировать собственную учебную деятельность:
- Таблица “Верные – неверные утверждения”;
- Вопросы “верите ли вы?”;
- Кластеры;
Правила “Игры в мышление”
Правила | Содержание |
Проявляйте положительное внимание к обучающемуся. | При положительном внимании педагог не критикует, а уточняет; не прерывает, а выслушивает до конца, всем своим видом выражает доброжелательность к обучаемому. Проявляя интерес, уважение к обучающемуся, педагог подчёркивает достоинства ответа, а не ошибки. |
Рискуйте Правила | Исаак Штерн, скрипач, утверждает, что только благодаря провалам и опыту мы растем. ЭльбертХаббарт считает, когда мы запускаем биологические механизмы, благодаря которым наш организм наполняется энергией. Стремясь к трудностям, сознательно допуская риск неудачи, и только таким путем можно получить новые знания. Немецкий философ Ганс Георг Гадамер считал, что Содержание рождение новой мысли возможно только тогда, когда оно находится в подвешенном состоянии. Когда мы задаемся какими-то вопросами, сталкиваемся с чем-то неизвестным, непривычным, мы испытываем легкое раздражение. Это неприятное состояние, и хочется поскорее от него избавиться. Но именно в такой ситуации возможны открытия, неожиданные решения проблем и рождение новых идей. |
Будьте терпимы к неопределенности | Гештальт-психологи доказали, что человеческое восприятие стремится к хорошей форме, то есть нашей природе свойственна жажда законченности. Но когда все разложено по полочкам, у людей пропадает желание творить. Поэтому в любом деле желательно оставлять что-то незаконченным, незавершенным, оставлять место для некоторой неопределенности, которая и есть суть творчества. Это творчество заражает, вдохновляет обучающихся. Благодаря переживаемым мгновениям, обучающиеся помнят всю жизнь. Планируйте на своих знаниях островки неопределенности. Они гарантируют творчество. |
В вопросах мы рождаемся Правила | Знак вопроса сравнивают с крючком, на которые ловятся идеи. Закидывая крючок, надо подождать некоторое время. На хороший вопрос всегда интересно отвечать. Например, Если бы ты был правителем средневекового города, какие бы ты законы издавал, как бы укреплял и защищал свою крепость? На какие вопросы интереснее отвечать, чем на такие, как: какова система управления средневековым городом? Американский психолог Бенджамин Блум предлагает классификацию вопросов, шесть больших крючков, на которые вы можете поймать великое множество идей. Метод называется “Ромашка Блума”. Простые вопросы: Необходимо использовать, чтобы вовлечь работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию. Уточняющие вопросы: “Насколько я понял..”, “То есть вы говорите, что..”, “Мне кажется, я вас понял…”. Вопросы-интерпретации: Обучающиеся становятся следователями – как в детективе. Побуждая Содержание обучающихся к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Объясняя поведение…, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков. Оценивающиеся вопросы: В мыслительных процессах эмоции занимают немаловажную роль. Мы склоны сначала формировать эмоциональное отношение к какому-то явлению или предмету обсуждения, а затем уже осмысливать его рационально: проводить аргументы “за” и “против”, анализировать и т.д. Если информация связана с чем-то приятным и близким, то тогда, по мнению С.И. Заира, человек испытывает доверие к новым знаниям. Когда использовать оценочные вопросы? Распознавание сигналов о чувствах обучающихся. Когда вы видите, что мимика и жесты обучающихся говорят об их желании что-то изменить на занятии. Когда вы видите, что обучающиеся выражают свое недовольство или удовольствие от произошедшего… Творческие вопросы: Вопросы, направленные на развитие творческого мышления. Когда обучающийся преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его. Например, Если бы какой-то природный катаклизм погубил войска Чингисхана, как бы выглядела карта мира? Практические вопросы: Вопрос, требующий от человека каких-то действий, изменении. Любые знания, поучения “необходимо заземлять” на практике. Если этого не произойдет, слова, отрывки из книг так и “повиснуть в воздухе”. “Как мы можем…”, “Предложите как можно больше вариантов…”, но обязательно должны быть средства, так как недостаточно опыта, знаний у обучающихся. |
Рисунки Правила | Рисунки: схемы, таблицы, графики, условные знаки, рисунки. Приемы: - “Гроздья мысли” (варианты различных решений, прогнозы); - “Условные значки”; - “Кластеры” (распределение материала особым образом, по категориям); - “ПМИ” (плюс – минус – интересно); Содержание - “Таблица Донны О’ ЗХУ” (знаю, хочу узнать, узнал); - “Толстые и тонкие вопросы” (тонкие: кто…, что…, когда…; толстые: дайте объяснение, почему…?, В чем разница…?, Предположите, что будет, если…?, Что, если…?); - “Дерево предсказаний” (тема, которая записывается в “стволе”, должна содержать вопрос, адресованный в будущее); - “Сводная таблица” (систематизация информации, проведение параллели между явлениями, событиями или фактами. Средняя колонка называется “Линия сравнения”); - “Таинственные знаки”; - “Отсюда – сюда” (обучающиеся советуется с окружающими по поводу формулировать каждого звена). У человека есть потребность в самовыражении через рисунки, каракули, зарубки. Когда человек рисует, он знает, о чем он думает. Графические изложение материала открывает для обучающегося новые стороны изображаемого явления. |
Работа в группе Правила | При работе в малых группах используют “мозговой штурм”. Сам термин “мозговая атака” был предложен Алексом Осборном в книге “Прикладное воображение принципы творческого решения проблем”. Как сказал нобелевский лауреат ЛайнусПолинг “Единственный способ обрести идею – это иметь много идей”. Мозговая атака и использует для того, чтобы создать банк идей, из которых выбирается лучшая. Живой обмен мнениями между обучающимися дает им возможность расширить словарный запас и познакомится с различными суждениями, которые они смогут учитывать при составлении собственного мнения. Приемы: -“Свободное плавание” – участники в любой момент обсуждения высказывают любую пришедшую на ум мысль; -“Подбрасывание идей” – подбрасываются разные идеи, а потом забывать, что они были Ваши. -“Мысли по кругу” – участники высказывают мысли Содержание -“Атака в слепую” – с закрытыми глазами высказываются идей; -“Связка ключей”; -“Наглядный штурм” - секретарь записывает идеи в виде кластеров на большом листе бумаги. Такая наглядная форма позволяет постоянно держать в поле зрения все высказанные идеи. Качества педагога при проведении занятий групповой формы: быть внимательным к обучающимися, не стремится навязывать свое мнение, конгруэнтность, позитив и эмпатия. |
Неподведенные итоги | Если все дается в готовом виде, у обучающихся нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом. Карл Роджерс, известный психолог, сказал, что “никакие их усилия (педагога) не имеют смысла, поскольку знание становится только та часть информации, которая принята ребенком. А этот процесс зависит только от него самого”. Еще Л.Н. Толстой говорил, что “знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, а не памяти”. Приемы: -“Рефлексия” – осознание, размышление, осмысление. И представляет собой обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, свое психологическое состояние. Именно в рефлексии обучающиеся могут сомневаться, делать выводы, осознать новое; -“Мысли по аналогии”. Для оценки степени понимания обучающимися изучаемого материала педагоги могут задать следующие вопросы: “На что похоже?”, “С кем (чем) можно сравнить?”, “Где мы уже с этим сталкивались?” и т.п.. проводя сравнения, обучающиеся наводят мосты между тем, что они знали. И новыми знаниями; -“И задом наперед. Совсем наоборот” – это “размышления от обратного ”; -“Что было бы, если...” |