Просник «анализ семейной тревоги» (act)
Цель: оценить уровень семейной тревоги.
Материал: текст опросника, бланк опросника.
Инструкция: «Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника». Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны — зачеркните этот номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните: вы характеризуете свое самочувствие в семье. В опроснике нет «правильных» и «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.
Обработка результатов: семейная тревога диагностируется, если количество обведенных кружком ответов равно или больше диагностического значения (ДЗ). «В» — это чувство вины, «Н» — нервно-психическое напряжение, «Т» — тревога, «С» — семейная тревога.
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (ОРО)
Цель: выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Материал: текст опросника.
Обработка результатов: опросник состоит из пяти шкал:
/. Принятие — отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
//. Кооперация — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
///. Симбиоз — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
IV. Авторитарная гиперсоциализация — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его
точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
V. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Ключ к опроснику: /. Принятие — отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39,40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
//. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
///. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
IV. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
V. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
I - отвержение;
II - социальная желательность;
III - симбиоз;
IV - гиперсоциализация;
V - инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
I шкала. «Принятие—отвержение»
«Сырой балл» | ||||||||||||
Процентильны йранг | 0,63 | 3,79 | 12,02 | 13,01 | 53,79 | 68,35 | ||||||
«Сырой балл» | ||||||||||||
Процентильны йранг | 77,21 | 84,17 | 88,60 | 90,50 | 92,40 | 93,67 | 94,30 | 95,50 | ||||
«Сырой балл» | ||||||||||||
Процентильны йранг | 97,46 | 98,10 | 98,73 | 99,36 | ||||||||
«Сырой балл» | ||||||||||||
Процентильны йранг |
II шкала. «Кооперация»
«Сырой балл» | ||||||||||
Процентильны йранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 31,19 | 48,82 | 80,33 |
III шкала. «Симбиоз»
«Сырой балл» | ||||||||
Процентильный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,23 | 95,65 |
IV шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»
«Сырой балл» | |||||||
Процентильный ранг | 4,41 | 13,86 | 32,13 | 53,87 | 69,30 | 83,79 | 95,74 |
V шкала. «Маленький неудачник»
«Сырой балл» | |||||||||
Процентильный ранг | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,81 | 93,04 | 96,83 | 99,37 | 99,83 |
Информацию о семье могут дать и сами дети в сочинениях, рисунках «Моя семья». Причем последние показывают, какое место занимают семья, семейные отношения в структуре личности ученика, как эти отношения интерпретируются самим воспитанником.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3.Я уважаю своего ребенка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно побольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его
травмируют.
6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.Мой ребенок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своем ребенке.
22.К моему ребенку «липнет» все дурное.
23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не
такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25.Я жалею своего ребенка.
26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по
поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его
маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное
приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то
55. обязательно не так.
56. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
57. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
58. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
59. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
60. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
62. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
63. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Кафедра специальной психологии.
Лабораторная работа №5
Тема: «Составление карты ребенка с ЗПР».
Цель: научиться психологически грамотно составлять индивидуальную карту
ребенка с отклонением в развитии.
Материал: бланки карт, результаты диагностики, примерная схема
коррекционной работы по одному из направлений.
Ход работы:
1. Введение в тему.
2. Составление комплексной индивидуальной карты ребенка.
3. Обсуждение.
4. Выводы.
5. Оформление работы.
Введение в тему.
Составление диагностической карты представляет собой определенную форму работы, которая трудоемка и вызывает некоторые трудности при ее составлении, так как единой формы этой карты нет, хотя в ней предусмотрены отдельные моменты, которые должны присутствовать и быть объективно представлены. Особенно трудными для заполнения является та часть карты, которая заполняется со слов родителей. Поэтому специалисту нужно таким образом провести работу с родителями, чтобы сведения были доступными, объективными и главное помогающие в работе с ребенком.
Карта обследования ребенка. Ф.И.О
Возраст________________ Пол
Образование:
Детское дошкольное учреждение
Специальные классы в средней общеобразовательной школе
Вспомогательная школа
Специализированная школа для детей с ЗПР Адрес,.
Заключение психолого - медико - педагогической комиссии:
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР конституционного происхождения
ЗПР церебрально - органического происхождения Объективный анамнез жизни (со слов близких) Состав семьи: (нужное подчеркнуть)
- полная, неполная, деформированная (родители разведены или умерли,
наличие мачехи или отчима), воспитывается прародителями
- количество детей в семье,.
- каким по сету родился ребенок
- акушерский анамнез матери
- возраст матери к рождению ребенка
- беременность по счету
- осложнения при родах
- асфиксия при родах
- заболевания матери во время беременности
- возможное зачатие в состоянии алкогольного опьянения
Наследственная отягощенность (нужное подчеркнуть)
- тяжелые психические и соматические заболевания (туберкулез, умственная
отсталость, эпилепсия, наличие в семье лиц с « тяжелым характером»,
эндокринные заболевания и т.п.)Л
Отец:
- возраст к моменту рождения ребенка
- образование
- место работы и профессия
- особенности характера
- наличие вредных привычек
Мать:
- место работы и профессия
- особенности характера.
- наличие вредных привычек
Развитие в младенческом и раннем возрасте Особенности развития моторики:
когда начал держать голову
сидеть
стоять
ходить
Общий эмоциональный фон
Развитие речи:
время появления гуления и лепета_,
первые слова
первая фраза
активность речевого общения
Активность в освоении окружающего, любопытство Отношения с близкими людьми
Отношения с незнакомыми людьми,, Овладение предметными действиями
когда научился самостоятельно ест
одеваться,.
Сроки формирования навыков самообслуживания
Когда и как приучили к опрятности
Появление самостоятельности, опрятности
Какие трудности наблюдались в поведении ребенка
Любимые занятия и игры.
Особенности воспитания:
кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родственники,
чужие люди, государственные организации)
отношения между родителями, их отношения к детям (одинаково ли ко
всем, любимые дети)
типы воспитания: гармоничное, гипоопека, гиперопека, эмоциональное
отвержение, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность,
воспитание в атмосфере культа болезни, противоречивое воспитание,
воспитание вне семьи
отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам.
Особенности поведения и развития в раннем детстве:
интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте
контактность,
особенности адаптации
гипервозбудимость или пассивность
Особенности школьного возраста:
возраст начала учебы
способности
дисциплинированность
успеваемость
трудности в учебе (снижение памяти, способность усваивать новое,
отвлекаемость, недисциплинированность),
интересы
активность.
контактность
изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями,
сверстниками
Особенности протекания пубертатного периода: Развитие и проявление сексуальности:
половая идентификация
формирование полоролевого стереотипа ( сексуально окрашенные игры,
сновидения, появление поллюций, у мальчиков - появление эрекции,
эякуляции)
начало половой жизни
вступление в брак.
Для девушек:
начало менструального цикла
начало половой жизни
беременность
вступление в брак,
физиологические особенности (акселерация, инфантилизм)^
поведенческие особенности ( реакция эмансипации, реакция группировки.
хобби-реакция, реакция оппозиции, другие характерологические реакции)..
Формы проявления нарушения поведения ( девиантное, деликвентное,
аддитивное, психопатологическое и патохарактерелогическое поведение)
Бытовые условия и особенности семейных отношений
Данные объективного исследования Соматический статус:
- рост
- объем грудной клетки
параметры черепа
расстройства со стороны внутренних органов
Неврологический статус
Психологическое исследование личности:
Экспериментально-психологическое исследование познавательных процессов:
оценка свойств внимания, умственной работоспособности.
оценка памяти
оценка мыслительных процессов
Экспериментально — психологическое исследование эмоциональных особенностей:
уровень тревожности
вспыльчивость, обидчивость.
уровень агрессии
эмоциональная эмпатия
Экспериментально - психологическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы:
ценностные ориентации
мотивы взаимодействия с взрослыми
изучение соподчинения мотивов
изучение направленности на оценку,,
изучение стремления к завершению начатого дела,,
Экспериментально — психологическое исследование индивидуально —
типологических особенностей:
нейротизм
экстраверсия - интроверсия.
акцентуации характера.
Приложение 1 к лабораторной работе №5
Карта обследования ребенка Социально-демографические данные:Ф.И.О.
Возраст________ Пол___________
Образование:
детское дошкольное учреждение;
специальные классы в средней общеобразовательной школе;
вспомогательная школа;
специализированная школа для детей с ЗПР.
Адрес_______________________________________________________
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии: ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР конституционного происхождения.
Объективный анамнез жизни(со слов близких, хорошо знающих людей и на основании документальных свидетельств)
Состав семьи: семья полная, неполная или деформированная (когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспитывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету родился; акушерский анамнез матери (данные из истории болезни); возраст матери к моменту рождения ребенка, беременность по счету, ее течение, осложнение при родах, асфиксия в родах, заболевание матери во время беременности, возможное зачатие в состоянии алкогольного опьянения.
Наследственная отягощенность тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, умственная отсталость, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т. п.); отец: возраст к моменту рождения ребенка, образование, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения ребенка, образование, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация.
Развитие в младенчестве и раннем возрасте. Особенности развития моторики: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение
предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.
Особенности воспитания: кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родственники, чужие люди, государственные организации); отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети); типы воспитания: гармоничное, гипоопека (недостаточная), гиперопека (доминирующая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность, воспитание в атмосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи; отношение ребенка к родителям, братьям, сестрам.
Особенности поведения и развития в раннем детстве:
— интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контактность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли); наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
— школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежание, дисциплинированность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способность усваивать новое, отвлекаемость, недисциплинированность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками.
Особенности протекания пубертатного периода. Развитие и проявление сексуальности:
— половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа
(сексуально окрашенное игры, сновидения, появление поллюций, у маль
чиков — появление эрекции, эякуляции);
— начало половой жизни, вступление в брак (у девушек — начало мен
струального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление, в
брак);
— физиологические особенности (акселерация, инфантилизм);
— поведенческие особенности (реакция эмансипации; реакция груп
пировки; хобби-реакции; реакции оппозиции; другие характерологические
реакции).
Формы проявления нарушения поведения (девиантное; деликвентное; аддитивное; психопатологическое и патохарактерологическое поведение).
Бытовые условия и особенности семейных отношений, конфликты, дисгармоничные отношения и др. (при наличии собственной семьи — что является ведущими ориентирами).
Данные объективного исследования
Соматический статус:
— антропометрические данные: рост, вес, объем грудной клетки, па
раметры черепа;
— расстройства со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой,
мочеполовой, эндокринной, опорно-двигательной системы (органические и
функциональные).
Неврологический статус:
Психологическое исследование личности
Экспериментально-психологическое исследование познавательных процессов:
— оценка свойств внимания, умственной работоспособности;
— оценка памяти (соотношение различных видов запоминания);
— оценка мыслительных процессов (уровня логичности мышления,
аналитико-мыслительной деятельности).
Экспериментально-психологическое исследование эмоциональных особенностей:
— уровень тревожности (реактивной и личностной);
— вспыльчивость, обидчивость;
— уровень агрессивности;
— эмоциональная эмпатия.
Экспериментально-психологическое исследование особенностей
мотивационно-потребностной сферы:
— ценностные ориентации;
— мотивы взаимодействия со взрослыми;
— изучение соподчинения мотивов;
— изучение направленности на оценку;
— изучение стремления к завершению начатого дела.
Экспериментально-психологическое исследование индивидуально-типологических особенностей:
— нейротизм;
— экстраверсия — интровсрсия;
— акцентуации характера.
Психолого-педагогическая карта учащегося с задержкой психического развития
1. Фамилия, имя, отчество учащегося.
Год рождения.
Год поступления в школу
Сведения о родителях:
возраст, образование, должность
отец
мать
Другие члены семьи:
2. Состояние здоровья (заполняется по данным медицинской карты)
Общее заключение
Хронические заболевания Нервно-психический статус (отклонения)
Диагноз «задержка психического развития» (заполняется на основе заключения медико-
педагогической комиссии)
ППК- документ, содержащий психолого-педагогическую характеристику ребенка. Ее функциональное назначение - отражать основные доминанты развития личности учащегося, индивидуальную структуру дефекта и динамику развития учащегося на протяжении обучения в школе. Учитель вправе адаптировать данную ППК применительно в своей социально-образовательной ситуации.
ППК заполняется на основе систематического, целенаправленного и комплексного диагностирования личности учащегося, его познавательной и эмоциональной сферы.
3. Познавательная сфера
Уровень развития | мышление | внимание | Память | |||||||||
Выше среднего | ||||||||||||
Средний | ||||||||||||
Ниже среднего | ||||||||||||
Низкий | ||||||||||||
1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | Зрит Слух. | Зрит. Слух 2 год | Зрит. Слух Згод |
Речевое развитие
Уровень развития | Устная речь | ||
Выше среднего | |||
Средний | |||
Ниже среднего | |||
Низкий | |||
1 год | 2 год | Згод |
5. Учебная мотивация
Год обучения | Характер мотивационной направленности на учение | ||
положительный | нейтральный | отрицательный | |
1-й | |||
2-й | |||
3-й |
(заполняется в батлах) 6. Эмоциональное самочувствие
Год обучения | Жизненно важные зоны | |||||||
школа | урок | учитель | времена | класс | двор | семья | и т.д. | |
1-й | ||||||||
2-й | ||||||||
3-й |
(заполняется цветосимволами)
Год обучения | Отношение к учителям | |||
1-й | ||||
2-й | ||||
3-й |
(заполняется цветосимволами) 7. Особенности поведения (аффективно-волевые)
Год обучения | Тип поведения | ||
уравновешенный | возбудимый | заторможенный | |
1-й | |||
2-й | |||
3-й |
На основе программы наблюдения отмечаются стойко выраженные признаки, определяющие характерный для ребенка тип поведения.
8. Положение в классе
Год обучения | Статус | ||||
звезда | предпочитаемый | принятый | Изолированный | Отвергаемый | |
1-й | |||||
2-й | |||||
3-й |