Интеллектуальный потенциал сотрудника
Надо, чтобы работники умственного труда хотели
работать на данную организацию и предпочитали
этот вариант всем прочим возможностям.
Питер Ф. Друкер
Интеллектуальный потенциал сотрудника можно рассматривать как его готовность к генерированию и решению инновационных задач.
Для оценки интеллектуального потенциала человека имеется несколько методик. Наиболее известной является методика расчета показателя IQ, базирующаяся на оценке способности решения логических задач. В США имеется даже общество, члены которого отличаются повышенным показателем IQ. Однако подобные методики характеризуют общий уровень логического мышления человека, но не дают представления о его возможности решать профессиональные задачи. Для этого необходимо использовать специфический набор показателей, отражающих уровень полученного образования, опыт конкретной практической деятельности, способности человека к решению научных и инженерных задач.
Рассматривая интеллектуальный потенциал сотрудника, можно опираться на набор базовых показателей:
1. Образование
1.1. Уровень базового образования.
1.2. Уровень научной квалификации.
1.3. Уровень дополнительного профессионального образования.
2. Имеющиеся научные результаты
2.1. Масштаб публикаций.
2.2. Масштаб инновационных результатов (изобретений, патентов).
2.3. Масштаб научных (конструкторских) работ.
3. Умения
3.1. Опыт нестандартных инженерных решений.
3.2. Умение комплексного решения проблем.
3.3. Знание современного состояния соответствующей области знаний.
Каждый из показателей может экспертно оцениваться в интервале от 0 до 10 баллов. Средняя арифметическая оценка даст представление об интеллектуальном уровне конкретного сотрудника.
Различают четыре стиля творческого подхода к решению проблем:
• генерирующий – выявление проблемы и поиск фактов;
• концептуальный – определение проблемы и поиск идей;
• оптимизирующий – оценка идей, их отбор и планирование действий;
• исполнительский – получение одобрения и осуществление.
Генерирующий стиль мышления подразумевает извлечение информации из непосредственного опыта, исследование, рассмотрение различных вариантов, выявление новых проблем и возможностей и рассмотрение ситуации с различных точек зрения. Люди и организации с сильными генерирующими способностями предпочитают выдвигать различные варианты, а не оценивать и отбирать один из них. Для них все кажется важным, и они могут найти и хорошие, и плохие стороны почти в каждой проблеме или ситуации. Им не нравится раскладывать все по полочкам или делегировать кому-либо сложные проблемы, однако они с готовностью предоставят другим позаботиться о деталях. Они предпочитают работать с несколькими проектами одновременно. Каждое предлагаемое ими решение подразумевает постановку еще нескольких новых задач. Мышление в этом квадранте включает в себя выявление проблемы и поиск фактов.
Концептуальный стиль мышления предполагает рассмотрение различных вариантов. Однако для него характерно постижение не на непосредственном опыте, а при помощи абстрактного мышления. Результатом здесь является объединение новых идей, нахождение точек зрения, помогающих описанию проблемы, и создание теоретических моделей, объясняющих предметы и явления. Люди и организации, обладающие сильными способностями в сфере концептуализации, находят удовлетворение в аккумулировании всей разрозненной информации, полученной в фазе генерирования, и придании ей смысла. Концептуалистам необходимо во всем разобраться: для них теория должна быть логически выверенной и ясно изложенной. Они предпочитают браться за дело, прочно овладев ситуацией и ясно определив проблему или основную идею. Они любят перебирать идеи и не очень беспокоятся о том, чтобы переходить к действиям.
Оптимизирующий стиль мышления, как и концептуальный, характеризуется пониманием через абстрактное мышление. Вместо рассмотрения проблемы с разных сторон люди с подобным стилем мышления предпочитают сосредоточиться на одной. Они тестируют свои решения в уме и не спешат переходить к их практической реализации. Они предпочитают находить оптимальное решение для нескольких точно определенных проблем и вопросов. Они сосредотачиваются на конкретной проблеме и анализируют большое количество информации, чтобы точно выявить, что дает сбой в данной ситуации. Они обычно уверены в своей способности создать разумную логическую оценку и выбрать наилучший вариант решения проблемы. Зачастую им недостает терпения в неоднозначных ситуациях, и они не любят бесплодных раздумий о дополнительных возможностях, точках зрения или взаимосвязях между проблемами. Они полагаются на свое знание проблемы.
Исполнительский стиль мышления подразумевает сосредоточение, но в отличие от предыдущего стиля исполнителю свойственно учиться на непосредственном опыте, а не за счет абстрактных рассуждений. Результатом этого является выполнение работы. Люди, для которых характерен исполнительский стиль мышления, предпочитают переходить к делу, а не проверять идеи в уме. Они не нуждаются в детальном понимании, чтобы суметь приступить к делу и быстро приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. Если обнаружится противоречие теории и фактов, они с легкостью от этой теории откажутся. Некоторые считают их энтузиастами своего дела, но в то же время распространено мнение, что они слишком нетерпеливы и напористы в своем стремлении осуществить все идеи и планы. Они опробуют столько новых способов, сколько понадобится, и будут исполнять все именно так, как требуется; они обязательно добьются того, что новый процесс начнет работать.
В организации все четыре типа мышления должны находиться в равновесии.
С целью определения стиля мышления в каждой строке таблицы поставьте 4 рядом с характеристикой, лучше всего описывающей ваш способ решения проблем, 3 – рядом с менее подходящей характеристикой, 2 – рядом с ещё менее подходящей и 1 – рядом с той, которая почти не подходит к вашему стилю решения проблем. В каждой горизонтальной строке должны быть проставлены разные числа. Одно число не может относиться к разным характеристикам.
Сложите все баллы в каждом столбце. Итоговая сумма в первой колонке показывает вашу склонность к использованию знаний, необходимых для решения проблемы опытным путем (непосредственную личную вовлеченность). Вторая колонка – склонность к применению знаний для решения проблем с генерированием идей (порождение идей без обсуждения). Третья колонка – склонность к использованию знаний для решения проблемы путем размышления (беспристрастное абстрактное теоретизирование). Четвертая колонка – склонность к оценке знаний для решения проблемы (приложение суждений к идеям).
Отметьте количество баллов по каждой колонке на соответствующих осях круга (см. рисунок).
К методам анализа человеческих активов относятся:
• интервьюирование сотрудников – дает возможность найти равновесие между потребностями организации и потребностями сотрудников. Необходимо выявить и реализовать весь потенциал и все ценные качества сотрудников;
• тестирование и аттестация – нужны для получения информации о потенциале сотрудников как подтверждение, что работники используют все предоставленные возможности для внесения своего вклада в работу организации и что организация дает им широкий простор для проявления инициативы;
• выявление знаний – фиксирование знаний индивида (главные лица компании) так, чтобы их можно было передавать другим и сохранять в базе знаний;
• самооценка – дает возможность работнику оценить собственные достижения в выполнении работы;
• оценка руководителем – дает возможность воспользоваться профессиональной оценкой как поводом для расширения сферы деятельности сотрудника в организации, а также помощи в реализации его потенциала;
• оценка коллегами – важна при работе сотрудников в командах. Особое внимание следует уделить исполнению должностных обязанностей на расстоянии, влияние на производительность, передачу информации;
• составление послужного списка всех работников – позволяет утвердить в человеке веру в свои способности посредством аккумулирования сведений о его навыках, успехах и ошибках.
Таблица
Определение стиля мышления
Опыт | Идеи | Размышление | Оценка | ||||||
Деловитость | Ребячество | Отстраненность | Реалистичность | ||||||
Опыт | Поиск разнообразия | Объективность | Избирательность | ||||||
Пробы и ошибки | Рассмотрение альтернатив | Обдумывание | Оценивание | ||||||
Активность | Отход от стереотипов | Абстрагирование | Сопоставление | ||||||
Непосредственность | Перебор всех возможных вариантов | Разработка концепций | Извлечение практических выводов | ||||||
Вовлеченность | Пересмотр перспектив | Теоретизирование | Сужение рассматриваемой обл. | ||||||
Исполнительность | Визуализация | Моделирование | Принятие решений | ||||||
Стремление взять все в свои руки | Взгляд в будущее | Копание в литературе | Внимание к деталям | ||||||
Доказательность | Генерирование вариантов | Понимание | Решительность | ||||||
Практичность | Разложение на составляющие | Синтезирование | Избирательность | ||||||
Работоспособность | Задумчивость | Исследование | Высказывание суждений | ||||||
Коммуникабельность | Введение новшеств | Беспристрастность | Проверка | ||||||
Итого | |||||||||
Генерирующий стиль мышления
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………... | ||
Тема 1. | СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ | |
Лекция 1. | Креативный менеджмент – сущность и основные определения………. | |
Лекция 2. | Креативный менеджмент в системе управления организации………… | |
Лекция 3. | Корпоративная культура в творческой деятельности………………….. | |
Тема 2. | ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ. УПРАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ И МОТИВАМИ ПЕРСОНАЛА | |
Лекция 4. | Человек и его творческая деятельность – источник знаний………........ | |
Лекция 5. | Управление творчеством и мотивами персонала………………………. | |
Тема 3. | МЕТОДЫ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ. УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ ПО ПОИСКУ ИДЕЙ | |
Лекция 6. | Методы и методики управления поиском идей………………………… | |
Лекция 7. | Инвентаризация, аудит, диагностика, анализ – базовые методы поиска идей……………………………………………………………….......... | |
Лекция 8. | Исследовательская работа по поиску идей…………………………....... | |
Лекция 9. | Управление исследовательской работой по поиску идей с применением методов сетевого планирования и управления……………........... | |
Тема 4. | НОВШЕСТВО – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ | |
Лекция 10. | Новшество в системе творческой деятельности………………………... | |
Лекция 11. | Управление созданием новшеств………………………………………... | |
Лекция 12. | Методы активизации творчества ………………………………………... | |
Лекция 13. | Теория и алгоритм решения изобретательских задач………………….. | |
Лекция 14. | Прогнозирование эффективности создания новшества……………….. | |
Тема 5. | НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ | |
Лекция 15. | Нормативно-правовая база по созданию новшеств…………………….. | |
Лекция 16. | Защита прав на интеллектуальную продукцию……………………........ | |
Лекция 17. | Внутрифирменная правовая база по созданию интеллектуальной продукции……………………………………………………………………... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. | ||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………. | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
Приложение А. Тестовая оценка потенциальной креативности………………………. | ||
Приложение Б. Определение коэффициента интеллектуальности……………………. | ||
Приложение В. Диагностика организационной культуры ………………………….. | ||
Приложение Г. Интеллектуальный потенциал сотрудника………………………….. |
Иван Филиппович Хайдуков,
Николай Константинович Топузов,
Наталья Сергеевна Столярова,
Андрей Евгеньевич Щелконогов
КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Конспект лекций
Техн. редактор А.В. Миних
Издательский центр Южно-Уральского государственного
университета
Подписано в печать 26.12.2011. Формат 60х84 1/16. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. ____. Уч.-изд.л. ____. Тираж 100 экз. Заказ ___/___. Цена С.
Отпечатано в типографии Издательского центра ЮУрГУ.
454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76.