Интеллектуальный потенциал сотрудника

Надо, чтобы работники умственного труда хотели

работать на данную организацию и предпочитали

этот вариант всем прочим возможностям.

Питер Ф. Друкер

Интеллектуальный потенциал сотрудника можно рассматривать как его готовность к генерированию и решению инновационных задач.

Для оценки интеллектуального потенциала человека имеется несколь­ко методик. Наиболее известной является методика расчета показателя IQ, базирующаяся на оценке способности решения логических задач. В США имеется даже общество, члены которого отличаются повышен­ным показателем IQ. Однако подобные методики характеризуют общий уровень логического мышления человека, но не дают представления о его возможности решать профессиональные задачи. Для этого необходимо использовать специфический набор показателей, отражающих уровень полученного образования, опыт конкретной практической деятельно­сти, способности человека к решению научных и инженерных задач.

Рассматривая интеллектуальный потенциал сотрудника, можно опи­раться на набор базовых показателей:

1. Образование

1.1. Уровень базового образования.

1.2. Уровень научной квалификации.

1.3. Уровень дополнительного профессионального образования.

2. Имеющиеся научные результаты

2.1. Масштаб публикаций.

2.2. Масштаб инновационных результатов (изобретений, патентов).

2.3. Масштаб научных (конструкторских) работ.

3. Умения

3.1. Опыт нестандартных инженерных решений.

3.2. Умение комплексного решения проблем.

3.3. Знание современного состояния соответствующей области знаний.

Каждый из показателей может экспертно оцениваться в интервале от 0 до 10 баллов. Средняя арифметическая оценка даст представле­ние об интеллектуальном уровне конкретного сотрудника.

Различают четыре стиля творческого подхода к решению проблем:

• генерирующий – выявление проблемы и поиск фактов;

• концептуальный – определение проблемы и поиск идей;

• оптимизирующий – оценка идей, их отбор и планирование дей­ствий;

• исполнительский – получение одобрения и осуществление.

Генерирующий стиль мышления подразумевает извлечение инфор­мации из непосредственного опыта, исследование, рассмотрение раз­личных вариантов, выявление новых проблем и возможностей и рас­смотрение ситуации с различных точек зрения. Люди и организации с сильными генерирующими способностями предпочитают выдвигать различные варианты, а не оценивать и отбирать один из них. Для них все кажется важным, и они могут найти и хорошие, и плохие стороны почти в каждой проблеме или ситуации. Им не нравится расклады­вать все по полочкам или делегировать кому-либо сложные пробле­мы, однако они с готовностью предоставят другим позаботиться о де­талях. Они предпочитают работать с несколькими проектами одновременно. Каждое предлагаемое ими решение подразумевает постановку еще не­скольких новых задач. Мышление в этом квадранте включает в себя вы­явление проблемы и поиск фактов.

Концептуальный стиль мышления предполагает рассмотрение раз­личных вариантов. Однако для него характерно постижение не на не­посредственном опыте, а при помощи абстрактного мышления. Ре­зультатом здесь является объединение новых идей, нахождение точек зрения, помогающих описанию проблемы, и создание теоретических моделей, объясняющих предметы и явления. Люди и организации, об­ладающие сильными способностями в сфере концептуализации, нахо­дят удовлетворение в аккумулировании всей разрозненной информации, полученной в фазе генерирования, и придании ей смысла. Концептуали­стам необходимо во всем разобраться: для них теория должна быть логи­чески выверенной и ясно изложенной. Они предпочитают браться за дело, прочно овладев ситуацией и ясно определив проблему или ос­новную идею. Они любят перебирать идеи и не очень беспокоятся о том, чтобы переходить к действиям.

Оптимизирующий стиль мышления, как и концептуальный, характе­ризуется пониманием через абстрактное мышление. Вместо рассмотре­ния проблемы с разных сторон люди с подобным стилем мышления предпочитают сосредоточиться на одной. Они тестируют свои решения в уме и не спешат переходить к их практической реализации. Они предпочитают находить оптималь­ное решение для нескольких точно определенных проблем и вопро­сов. Они сосредотачиваются на конкретной проблеме и анализируют большое количество информации, чтобы точно выявить, что дает сбой в данной ситуации. Они обычно уверены в своей способности создать разумную логическую оценку и выбрать наилучший вариант решения проблемы. Зачастую им недостает терпения в неоднозначных ситуаци­ях, и они не любят бесплодных раздумий о дополнительных возможно­стях, точках зрения или взаимосвязях между проблемами. Они полага­ются на свое знание проблемы.

Исполнительский стиль мышления подразумевает сосредоточение, но в отличие от предыдущего стиля исполнителю свойственно учить­ся на непосредственном опыте, а не за счет абстрактных рассуждений. Результатом этого является выполнение работы. Люди, для которых характерен исполнительский стиль мышления, предпочитают перехо­дить к делу, а не проверять идеи в уме. Они не нуждаются в детальном понимании, чтобы суметь приступить к делу и быстро приспособить­ся к изменяющимся обстоятельствам. Если обнаружится противоречие теории и фактов, они с легкостью от этой теории откажутся. Некоторые считают их энтузиастами своего дела, но в то же время распространено мнение, что они слишком нетерпеливы и напористы в своем стремлении осуществить все идеи и планы. Они опробуют столько новых способов, сколько понадобится, и будут исполнять все именно так, как требуется; они обязательно добьются того, что новый процесс начнет рабо­тать.

В организации все четыре типа мышления должны находиться в рав­новесии.

С целью определения стиля мышления в каждой строке таблицы поставьте 4 рядом с характеристикой, лучше всего описывающей ваш способ решения проблем, 3 – рядом с менее подходящей характери­стикой, 2 – рядом с ещё менее подходящей и 1 – рядом с той, которая почти не подходит к вашему стилю решения проблем. В каждой гори­зонтальной строке должны быть проставлены разные числа. Одно чис­ло не может относиться к разным характеристикам.

Сложите все баллы в каждом столбце. Итоговая сумма в первой ко­лонке показывает вашу склонность к использованию знаний, необходи­мых для решения проблемы опытным путем (непосредственную личную вовлеченность). Вторая колонка – склонность к применению знаний для решения проблем с генерированием идей (порождение идей без обсуж­дения). Третья колонка – склонность к использованию знаний для ре­шения проблемы путем размышления (беспристрастное абстрактное тео­ретизирование). Четвертая колонка – склонность к оценке знаний для решения проблемы (приложение суждений к идеям).

Отметьте количество баллов по каждой колонке на соответствую­щих осях круга (см. рисунок).

К методам анализа человеческих активов относятся:

• интервьюирование сотрудников – дает возможность найти рав­новесие между потребностями организации и потребностями со­трудников. Необходимо выявить и реализовать весь потенциал и все ценные качества сотрудников;

• тестирование и аттестация – нужны для получения информа­ции о потенциале сотрудников как подтверждение, что работни­ки используют все предоставленные возможности для внесения своего вклада в работу организации и что организация дает им широкий простор для проявления инициативы;

• выявление знаний – фиксирование знаний индивида (главные лица компании) так, чтобы их можно было передавать другим и сохра­нять в базе знаний;

• самооценка – дает возможность работнику оценить собственные достижения в выполнении работы;

• оценка руководителем – дает возможность воспользоваться профессиональной оценкой как поводом для расширения сферы деятельности сотрудника в организации, а также помощи в реали­зации его потенциала;

• оценка коллегами – важна при работе сотрудников в командах. Осо­бое внимание следует уделить исполнению должностных обязанно­стей на расстоянии, влияние на производительность, передачу ин­формации;

• составление послужного списка всех работников – позволяет утвердить в человеке веру в свои способности посредством акку­мулирования сведений о его навыках, успехах и ошибках.

Таблица

Определение стиля мышления

Опыт Идеи Размышление Оценка
Деловитость Ребячество Отстраненность Реалистичность
Опыт Поиск разнообразия Объективность Избирательность
Пробы и ошибки Рассмотрение альтернатив Обдумывание Оценивание
Активность Отход от стереотипов Абстрагирова­ние Сопоставление
Непосред­ственность Перебор всех возможных вариантов Разработка концепций Извлечение практических выводов
Вовлечен­ность Пересмотр перспектив Теоретизиро­вание Сужение рассматриваемой обл.
Исполни­тельность Визуали­зация Моделирование Принятие решений
Стремление взять все в свои руки Взгляд в будущее Копание в литературе Внимание к деталям
Доказатель­ность Генерирова­ние вариан­тов Понимание Решительность
Практичность Разложение на составля­ющие Синтезирование Избирательность
Работоспо­собность Задумчивость Исследование Высказывание суждений
Коммуника­бельность Введение новшеств Беспристраст­ность Проверка
Итого      
                   

Интеллектуальный потенциал сотрудника - student2.ru

Генерирующий стиль мышления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...
Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ  
Лекция 1. Креативный менеджмент – сущность и основные определения……….
Лекция 2. Креативный менеджмент в системе управления организации…………
Лекция 3. Корпоративная культура в творческой деятельности…………………..
Тема 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ. УПРАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ И МОТИВАМИ ПЕРСОНАЛА  
Лекция 4. Человек и его творческая деятельность – источник знаний………........
Лекция 5. Управление творчеством и мотивами персонала……………………….
Тема 3. МЕТОДЫ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ. УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ ПО ПОИСКУ ИДЕЙ  
Лекция 6. Методы и методики управления поиском идей…………………………
Лекция 7. Инвентаризация, аудит, диагностика, анализ – базовые методы поиска идей………………………………………………………………..........
Лекция 8. Исследовательская работа по поиску идей………………………….......
Лекция 9. Управление исследовательской работой по поиску идей с применением методов сетевого планирования и управления……………...........
Тема 4. НОВШЕСТВО – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ  
Лекция 10. Новшество в системе творческой деятельности………………………...
Лекция 11. Управление созданием новшеств………………………………………...
Лекция 12. Методы активизации творчества ………………………………………...
Лекция 13. Теория и алгоритм решения изобретательских задач…………………..
Лекция 14. Прогнозирование эффективности создания новшества………………..
Тема 5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ  
Лекция 15. Нормативно-правовая база по созданию новшеств……………………..
Лекция 16. Защита прав на интеллектуальную продукцию……………………........
Лекция 17. Внутрифирменная правовая база по созданию интеллектуальной продукции……………………………………………………………………...  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Приложение А. Тестовая оценка потенциальной креативности……………………….
Приложение Б. Определение коэффициента интеллектуальности…………………….
Приложение В. Диагностика организационной культуры …………………………..
Приложение Г. Интеллектуальный потенциал сотрудника…………………………..

Интеллектуальный потенциал сотрудника - student2.ru

 
  Интеллектуальный потенциал сотрудника - student2.ru

Иван Филиппович Хайдуков,

Николай Константинович Топузов,

Наталья Сергеевна Столярова,

Андрей Евгеньевич Щелконогов

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций

Техн. редактор А.В. Миних

Издательский центр Южно-Уральского государственного

университета

Подписано в печать 26.12.2011. Формат 60х84 1/16. Печать трафаретная.

Усл. печ. л. ____. Уч.-изд.л. ____. Тираж 100 экз. Заказ ___/___. Цена С.

Отпечатано в типографии Издательского центра ЮУрГУ.

Интеллектуальный потенциал сотрудника - student2.ru 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76.

Наши рекомендации