Лекция 14. Прогнозирование эффективности создания новшества

Определение эффективности создания новшества –это самый важный вопрос, его решение направлено на уменьшение риска при вложении средств в создание ИП. Начать решать этот вопрос следует с момента выявления проблемы (постановки задачи). Рассматривать вопрос эффективности создания новшества следует с оценки проблемы, а именно с оценки упущенной выгоды.

Что это такое?

Например: технология и тот состав оборудования, который работает в организации, гарантирует выход годной продукции высшего сорта – 60 %; первого сорта – 30 %; второго сорта 8 % и брак – 2 %.

Проблема заключается в том, что требуется технология, обеспечивающая производство продукции высшего сорта в объёме 100%. Цены на продукцию высшего сорта, первого сорта и второго сорта известны, а брак – это прямые убытки. При известных объёмах производства не трудно определить упущенную выгоду.

По такой методике можно оценить многие проблемы, кроме того, проблемы могут быть оценены не только по экономическим показателям, но и по набору других показателей (технических, экологических, социальных). Проблему можно решать различными путями с различным уровнем затрат:

1. Купить новую технологию, новое оборудование, если они есть на рынке. Такое решение позволит достичь уровня известного, но не позволит получить конкурентные преимущества, так как ту же самую технологию и оборудование могут купить ваши конкуренты. В результате проблема решена, однако, для организации данное решение можно оценить только как рационализаторское предложение без создания новшества.

2. Купить лицензию на право пользования интеллектуальной продукцией (без исключительного права). Достоинства и недостатки этого решения такие же, как у варианта п. 1. но затраты могут быть другими.

3. Купить объект интеллектуальной собственности с исключительным правом использования. Такое решение позволит достичь преимущества перед конкурентами. Несмотря на это, предложенное решение о покупке лицензии с исключительным правом использования может быть рассмотрена только на уровне рационализаторского предложения. ИК покупателя. Затраты будут выше, чем по п. 2.

4. Заказать решение проблемы специализированным организациям, занимающимся созданием ИП. Новшества, которые будут созданы в процессе выполнения работы, принадлежат заказчику.

Результаты такие же, как по п. 3. Дополнительный положительный момент – могут быть получены сопутствующие новшества, усиливающие правовую охрану и улучшающие отдельные показатели.

Проблема решается с меньшими затратами, но увеличивается степень риска и сроки решения проблемы.

5. Решение проблемы осуществляется путём активизации и использования интеллектуального потенциала организации. Создаются новшества, обладающее мировой новизной, с возможной коммерциализацией.

Затраты на создание контролируются организацией и могут быть минимальными.

Во всех перечисленных случаях затраты могут быть определены на стадии планирования и фактические после завершения любой стадии создания ИП по решению задачи. Сравнивая планируемые или фактические затраты по решению проблемы с её ценой, получаем первичную оценку эффективности создания новшества.

Кроме экономической эффективности, новшество может быть оценено по другим признакам (критериям), таким, как новизна, техническая значимость, социальная значимость, экологическая значимость и другие.

Следует обратить внимание на то, что между формулированием проблемы и созданием новшества ИП выступает в качестве идеи. Идея, прежде всего, оценивается по критерию новизны. На первой стадии оценки определяется, является ли идея потенциально охраноспособной. На этой стадии идеи распределяются:

– потенциально охраноспособные;

– идеи, подлежащие засекречиванию (ноу-хау);

– идеи, обладающие полезностью (рацпредложения).

Ноу-хау и рацпредложения организация охраняет своими нормативными актами и принимает решения по их использованию. Эффективность от использования определяется в соответствии с действующими в организации методиками. Иногда при использовании этой ИП организация получает значительный экономический эффект, а также другие виды эффектов (социальный, экологический и т.д.). Ноу-хау может быть превращено в товар (продукт/ услугу) и в этот момент получает рыночную оценку.

Во время использования рацпредложений в собственном производстве идея материализуется и ИП переходит в материальную продукцию через включение её стоимости в себестоимость продукции. Реализация продукции приносит прибыль и прирост материального капитала. На этом жизненный цикл рац. предложения заканчивается.

Что касается ноу-хау, то использование этой ИП в собственном производстве даёт тот же эффект, что и использование рацпредложения, с той лишь разницей, что ноу-хау не прекращает своей жизни как ИП и остаётся интеллектуальным товаром и интеллектуальным капиталом организации.

По потенциальным охраноспособным идеям проводятся патентные исследования и оценка новизны. После этой стадии оценки часть идей признаются не охраноспособными и переходят в состав рацпредложений или ноу-хау. Другая часть идей (охраноспособные), проходят третью стадию оценки методом сравнения с выявленными во время патентного исследования аналогами по всем значимым показателям. На этой стадии среди аналогов определяется ближайший по основным признакам аналог, который принимается за прототип.

Дальнейшая оценка эффективности предполагаемого новшества ведётся в сравнении с прототипом (базовым образцом).

На этой стадии организация (иногда индивидуальные авторы) направляет материалы в государственную экспертную службу на предмет получения соответствующего правового охранного документа на создание новшества (патента, свидетельства на авторские права и т.д.). Государственная экспертная служба оценивает объект на мировую новизну, определяет изобретательский уровень и возможность промышленного использования. При положительной оценке выдаётся охранный правовой документ на интеллектуальную продукцию, подтверждающий два её статуса:

– научный – интеллектуальная продукция является новшеством;

– правовой – новшество становится объектом ИС.

Для создания новшества – это основная итоговая оценка. Новшество, являясь ИС организации (авторов), может быть использовано для решения поставленной цели (проблемы, задачи). Предварительная оценка экономической эффективности описана выше. Все оценки сделаны, подготовлена достаточная база о принятии решения дальнейшего использования новшества.

Дальнейшая судьба новшества:

– разработка и реализация;

– коммерциализация – товар;

– интеллектуальный капитал, пылящийся на архивной полке;

– барьер для конкурентов и стимул для активизации их интеллектуальной деятельности.

Новшество вступает в свою дальнейшую жизнь, наделённое таким признаком, который называется коммерческим потенциалом. В дальнейшем, определение эффективности новшества сводится к определению коммерческого потенциала. Коммерческий потенциал определяется на любой стадии создания ИП, в отличие от экономического эффекта, который определяется после реализации (использования) ИП.

Коммерческий потенциал – это превышение ожидаемого дохода над расходами на создание ИП на любой рассматриваемой стадии создания. Коммерческий потенциал изменяется по мере продвижения (создания) ИП к завершающей стадии, так как затраты растут, при этом может меняться рынок и конкурентная ситуация. В процессе создания ИП необходим постоянный мониторинг изменения коммерческого потенциала новшества.

Авторы [15] предлагают универсальный алгоритм определения коммерческого потенциала.

Следует отметить, что не всякое новшество создаётся с коммерческой целью. Для некоторых новшеств может определяться социальная, экологическая, технологическая значимость. Например: уровень безопасности, точность поражения целей, объём разрушений при нанесении ракетных и бомбовых ударов, жизненный уровень в стране.

Очевидно, метод сравнения с прототипом и аналогами остаётся важнейшим звеном любого алгоритма по определению эффективности и в общем случае наиболее правильно говорить о потенциале эффективности по определённому критерию, соответствующему цели создания новшества (ИП).

Алгоритм оценки потенциала эффективности ИП можно представить в следующем виде:

1. Выявление проблем (задач), определение упущенной выгоды.

2. Оценка влияния идеи на величину упущенной выгоды – определение потенциала эффективности идеи.

3. Определение затрат на поиск идеи.

4. Определение экономического потенциала ИП на стадии идеи.

5. Определение ожидаемых затрат на превращение идеи в новшество или другие виды интеллектуальной продукции.

6. Определение экономического потенциала ИП на стадии создания новшества или других видов ИП.

При этом желательно оценку производить по нескольким основным критериям (показателям), характеризующим новшество.

Для критериев (показателей) выстраивается система приоритетов. В эту систему показателей должны быть включены и возможные отрицательные показатели (если такие имеются). Отрицательные показатели, превышающие допустимые значения могут приостановить создание ИП (новшества) до решения задачи их устранения. Однако, при оценке по любому приоритетному показателю необходима дополнительная экономическая оценка – эта оценка используется для планирования затрат и определения цены решения, как разница в цене прототипа и новшества (ИП).

По отдельным показателям коммерческий потенциал может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Учитывая, что оценка коммерческого потенциала должна выполняться во всех случаях, а оценка по другим приоритетным показателям выполняется по аналогичному алгоритму, рассмотрим этот алгоритм несколько подробнее.

1. Процесс выбора базового образца (прототипа) – это выполнение следующих работ:

– проведение тематического патентного поиска с анализом патентных описаний всех аналогов за последние 5–7 лет по всем значимым техническим, технологическим, экологическим, экономическим и т.д. показателям;

– сравнение технико-экономических показателей всех выявленных аналогов;

– на основе анализа выбирается самый близкий к создаваемой ИП аналог, то есть базовый образец (прототип).

2. Процесс оценки коммерческой значимости ИП по сравнению с прототипом:

– оценка технической эффективности ИП в сравнении с прототипом по всем значимым показателям;

– оценка экономической эффективности;

– оценка коммерческой значимости в процессе выполнения работы, на данном уровне определяется степень влияния создаваемой ИП на различные достигнутые показатели известной продукции, функционирующей известной системы;

– определение коэффициента технической эффективности ИП;

– определение коммерческой значимости.

Проведенные исследования и расчёты помогают принять решения о целесообразности создания новшества или о его дальнейшем использовании.

3. Определение коммерческого потенциала ИП на каждой стадии его создания включает определение фактических показателей:

– технической эффективности;

– завершённости разработки;

– экономической значимости;

– коммерческой значимости;

– степени отчуждения от создателей;

– коммерческого потенциала;

– фактических затрат на создание ИП;

– сопоставление коммерческого потенциала и фактических затрат на создание ИП в динамике по этапам продвижения ИП к его завершённости (использованию).

Показатель завершенности определяется экспертным путем в долях единицы.

Анализ предложенного алгоритма показывает, что алгоритм весьма сложен и субъективен как всякий подход, базирующийся на экспертных оценках, особенно, если процесс создания ИП растянут на неопределенное время. Этот вывод относится к экономическим показателям.

Технические показатели позволяют более объективно оценивать полезность (значимость) новшества. Фактическая эффективность от реализации (использования, внедрения) новшества оценивается, как правило, показателями следующего вида: экономическая эффективность; научно-технический эффект; социальный эффект; экологический эффект.

При определении критерия оценки один из показателей принимается как наиболее приоритетный. Остальные показатели ранжируются по приоритетам либо выступают как ограничения, особенно это касается социальной и экономической эффективности. Однако при решении проблем, связанных с природопользованием, экологический эффект становится приоритетным и является определяющим при принятии решений.

Определение эффективности новшества после его использования не вызывает затруднений и сводится к получению фактических показателей.

Имеются международные рекомендации по определению показателей оценки эффективности [20, 29], например,

– чистый дисконтированный доход;

– чистая текущая стоимость (NPV);

– индекс доходности (PI);

– период окупаемости;

– внутренняя норма доходности (IRR) и др.

При рассмотрении результатов реализации определяются 7–8 показателей и принимается решение.

Наши рекомендации